Введение
1 Банковская логистика как фактор повышения конкурентоспособности банковского продукта
1.1 Сущность логистики и ее применение в сфере банковских услуг
1.2 Концепция банковской логистики, ее виды и эффективность организации
2 Анализ организации и эффективности логистической деятельности в филиале ПАО «Сбербанк» в г. Екатеринбург
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Исследование организации логистической деятельности филиала ПАО «Сбербанк» в г. Екатеринбург
2.3 Оценка эффективности организации логистики в филиале ПАО «СБербанк» в г. Екатеринбург
3 Мероприятия по совершенствованию логистической деятельности в филиале ПАО «Сбербанк» в г. Екатеринбург и оценка их эффективности
Заключение
Список литературы
Современную рыночную систему невозможно представить без соответствующей ей финансово-кредитной инфраструктуры. Управление финансовыми потоками осуществляется на различных уровнях и самыми разными экономическими инструментами.Центральное место в системе финансово-кредитных учреждений занимают банки.
Предоставляя расчетные, депозитные, кредитные и другие услуги, банки выполняют общественно необходимые функции по формированию и продвижению финансовых потоков.
Банковская деятельность подвержена многочисленным экономическим рискам и именно поэтому является наиболее регулируемым видом предпринимательства. Управление банковской деятельностью осуществляется с помощью установления макроэкономических показателей в рамках всей национальной экономики и определения конкретных форм и способов функционирования на уровне банковского менеджмента.
Особенностью данного состояния развития рынка банковских услуг является обострившаяся конкуренция соответствующих кредитных институтов, снижение доверия населения по отношению ко всей системе и как следствие ликвидация ряда банковских структур.
В этой связи возникла необходимость использования концепции логистики, которая подразумевает управление эффективным, экономичным и интегративным способом различными функциями банка. В данном исследовании используется термин «банковская логистика», который означает область применения логистики и подчеркивает наличие определенных особенностей использования методов этой науки в деятельности кредитных учреждений.
Целью работы является изучение теоретических аспектов организации логистических процессов предприятия сферы банковских услуг, анализ организации логистики в филиале ПАО «Сбербанк» в г. Екатеринбург, выявление недостатков логистической системы предприятия и разработка мероприятий для повышения эффективности логистической деятельности компании.
Исходя из цели работы, определены следующие задачи:
- изучить понятие банковской логистики, ее цели и задачи, определить банковский продукт, выявить особенности применения логистики в сфере банковских услуг, концепцию банковской логистики, а именно: логистические потоки, их этапы, методы банковской логистики, привести методику оценки ее эффективности;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятию ПАО Сбербанк, провести анализ организации логистических процессов, проанализировать логистические потоки в филиале ПАО «Сбербанк» и выявить несовершенства в логистической системе предприятия, провести анализ организации логистики в филиале ПАО «Сбербанк»;
- разработать мероприятия и рекомендации по совершенствованию логистической деятельности в филиале ПАО «Сбербанк» и выполнить их экономическое обоснование.
Объектом исследования является компания ПАО «Сбербанк»
Предмет исследования - теоретические и практические аспекты повышения эффективности функционирования финансовой и транспортной логистики банка
Теоретической и методологической основой данного исследования послужили работы таких авторов как Т.В.Алесинская, Ю.А. Антохина, М.А. Барсукова, Г.Р. Вагазова, В.И. Бареленко, В.В. Репин, Э.А. Смирнов и прочих, нормативные и законодательные акты, материалы периодической печати, интернет-ресурсы, статистические данные организации.
Методы анализа, использованные в работе: сравнение, факторный анализ, SWOT-анализ, экономико-статистический анализ, методы планирования.
Структура написания работы предусматривает написание введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1 БАНКОВСКАЯ ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАНКОВСКОГО ПРОДУКТА
1.1 СУЩНОСТЬ ЛОГИСТИКИ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В СФЕРЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
Достижение стратегических задач, стоящих перед предприятиями, отраслями и регионами России, невозможно без создания соответствующей банковской системы, которая стала бы катализатором экономических процессов во всех сферах предпринимательской деятельности. Следовательно, модификация банковской системы должна происходить темпами и способами, удовлетворяющими национальным и международным интересам нашей страны. Важным инструментом решения такого данной задачи является банковская логистика, в основу которой заложен мощный потенциал повышения ее эффективности путем внедрения научных методов регулирования банками различного рода экономических потоков, возникающих в процессе их взаимодействия с субъектами материальной сферы.
Рассмотрим определения понятия «Банковская логистика», встречающиеся в литературе (таблица 1).
Таблица 1 – Определения понятия «банковская логистика» в экономической литературе[1]
Автор
|
Определение
|
Е.Г. Шатковская[52]
|
Процесс организации и управления банковскими ресурсами (денежными, товарными, информационными, трудовыми и пр.) и их потоками, который обеспечивает производство и доведение банковских продуктов до потребителя через использование наиболее эффективных каналов их распределения.
|
Смирнов Е. С., Макаровский Д. Р. [53]
|
Банковская логистика в общем понимании — это знания и методы, позволяющие эффективно управлять финансовыми, информационными, товарными, сервисными потоками так, чтобы они удовлетворяли целям деятельности банка.
|
Бархатов А. [54]
|
Банковская логистика представляет собой систему планирования, анализа, учета и контроля потоковых процессов банковской деятельности.
|
По нашему мнению, наиболее полным является определение Шатковской Е.Г., которая рассматривает банковскую логистику как систему.
Цель банковской логистики определена ее местом в деятельности кредитной организации. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой банковская логистика охватывает круг вопросов, связанных с раскрытием сути четвертого «Р» в комплексе маркетинга – Place – «месторасположение торговой точки, каналы распределения». В этой связи под целью банковской логистики автор предлагает понимать повышение конкурентоспособности банковского продукта путем:
- создания привлекательных для клиента каналов распределения банковских продуктов;
- оптимизации ресурсов кредитной организации (денежных, товарных, информационных, трудовых и пр.) и их потоков, позволяющей максимизировать банковскую прибыль и минимизировать внешние и внутренние риски в процессе производства и реализации банковских продуктов.
Достижение поставленной цели возможно через решение определенных задач. Основная задача банковской логистики сводится к обеспечению потребностей потребителей результата банковской деятельности – банковского продукта. Ее решение напрямую связано с вспомогательными задачами – обеспечение потребностей всех функциональных областей банковской деятельности, в т. ч. потребностей маркетинга, научных исследований и разработок; производства банковского продукта, банковских кадров и финансового менеджмента кредитной организации[52].
Логистические процессы банка можно разделить на основные и обеспечивающие (рисунок 1).
Основные логистические процессы банка – процессы, необходимые для коммерческой и инвестиционной деятельности банка, касаются исполнения текущей работы (процессы контроля и анализа).
Рисунок 1 – Логистические процессы банка [54]
Обеспечивающие логистические процессы банка – процессы обеспечения ресурсами банка и включают в себя распределение финансовых, материальных, кадровых и информационных ресурсов, необходимых для оказания банковских услуг (стратегическое планирование и учет)[54].
Рассмотрим основные логистические процессы банка более подробно.
В настоящее время формирование ресурсной базы банков значительно изменилось. Повышенная необходимость инвестиционных ресурсовфирмиз-за ослабления экономики, увеличение банковского капитала для развития бизнеса, обеспечение экономической и социальной защищенности населения провоцируетрост интереса к финансовым средствам физических лиц у банковского сектора.
Отмечается динамичное развитие рынка депозитов физических лиц, что поясняется развитием рынка вкладов населения. Коммерческими банками активно привлекаются физические лиц к сбережению средств, формирование которыхнацелено на долгосрочные инвестиционные ресурсы. Для многих физических лиц банковские вклады - это самый популярный вид вложения [30, c.720]. У физических лицотсутствует прикрепление к какому-то определенному банку (за исключениемкарт с заработной платой), как у юридических лиц, их свободные денежные средства не предопределены, из-за чегобанки активно борются за клиентов.
Залог успешной деятельности банков заключается в понимании тенденций развития рынка вкладов физических лиц, слабых и сильных сторон конкурентов, знании и использовании методических основ ценообразования в процессе формирования депозитных продуктов [22, c.528].
В научной литературе отмечается большое количествовариантов определениятермина «банковское обслуживание». Разными авторами определяется разная сущность понимания этого понятия. Варианты определений представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Определения понятия «банковское обслуживание» [2]
Автор
|
Определение
|
Сущность понимания
|
Барсукова, М.А. [11]
|
Банковские операции являются экономическими операциями, которые могут совершаться только кредитными организациями и центральными банками
|
В качестве операций
|
Данилова, Н.Л. [19]
|
Действия, которыенаправлены на выполнение определенной задачи
|
В качестве задач
|
Колачева, Н.В. [28]
|
Сфера деятельности, в которой происходит формирование и реализация услугдля удовлетворения потребностей населения
|
В качествеуслуг
|
Лелькова, Т.Э. [34]
|
Совокупность согласованных мероприятий по достижению установленной цели
|
В качествемероприятий
|
Специалистами рассматриваются понятия по отдельности, присваивая каждому самостоятельный смысл.
Таким образом, термин «банковское обслуживание» большинством авторов, таких как Барсукова М.А, Данилова Н.Л., Колачева Н.В., Лелькова Т.Э. может трактоваться следующим образом: - совокупностьмероприятий и задач по предоставлению услуг, которые возникают перед банками в качестве различных банковских операций для физических лиц, разрешенных законодательством для удовлетворения их потребностей по приобретению банковских продуктов.
Традиционно выделяют коммерческое и розничное банковское обслуживание клиентов. Такое деление основывается различными подходами к обслуживанию банковских операций.С помощью розничных операцийпроводится обслуживание физических лиц. Несмотря на показатели годовых темпов роста розничных банковских услуг (40%), продолжается формирование данного сектора. Его развитиепровоцируетсяувеличением доверия к банкам физических лиц, усовершенствованием законодательства, конкуренцией за клиентов[28].
Одно из главных направлений в развитии банковского сектора должно заключаться в розничном банковском бизнесе. Можно отметить, что формирование рынка розничных услуг будет происходить длительное время, так как имеется огромный потенциал роста. Свободные денежные средства физических лиц - это важный источник для пополнения банковских ресурсов. Благодаря кредитованию физических лиц обеспечивается рост потребительского спроса, который является одним из факторов роста экономики. А увеличение количества банковских услуг физическим лицам обеспечивает возможность наращивания эффективности банковской деятельности и снижения банковских рисков.
В банковском обслуживании выделяются 3 основные вида розничных операций: банковские услуги, операции и другие сделки.
Банковские операции являются услугами, которые могут совершать только кредитными учреждениями, имеющими лицензии Банка России [36, c.123].
Правила исполнения банковских операций регламентирует Банк России на базе федеральногозаконодательства. Виды банковских операций определяются в части 1 статьи 5 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» (с изменениями на 6.06.2019 года). Перечень банковских операций закрытый и не подлежит расширенному объяснению, т.к. иные виды операций, которыене указаны в списке, не являются банковскими. Банковские операции являются:
- привлечением средств физических лиц во вклады (на определенный срок и до востребования);
- размещением привлеченных средств за свой счет и от своего имени;
- открытием и ведением банковских счетов физических лиц;
- осуществлением расчетов по банковским счетам, по поручению физических лиц;
- рассчетно-кассовым обслуживанием физических лиц;
- куплей-продажей иностранной валюты в безналичной и наличной формах;
- привлечением во вклады и размещением драгоценных металлов;
- осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (исключение - почтовые переводы)[10, c. 48].
Для физических лиц объем услуг банковских учреждений определяется частью 3 статьи 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с изменениями на 6.06. 2019 года). Перечень банковских услуг также закрытый и не подлежит расширенной трактовке. У банков также есть право на осуществление следующих сделок:
- выдача поручительств за третьих лиц, которые предусматриваютвыполнение обязательств в денежной форме;
- приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
- доверительное управление по договорам с физическими лицами денежными средствами и другим имуществом;
- операции с драгоценными камнями и металлами;
- предоставление в аренду сейфов, специальных помещений для хранения ценностей;
- лизинговые операции;
- консультационные и информационные услуги [16, c. 432].
Коммерческими банками могут проводиться и другие сделки согласно законодательству РФ. Их реализацию в банковской деятельности не запрещают. Они могутбыть вспомогательного характера, к примеру, по аренде, приобретению автомобилей и др.
Таким образом, банковская операция является предусмотреннойнормативными актами и федеральными законами Банка России методикой работы банков, которую они должны исполнять при оказании физическим лицам определенных услуг.