Каникулы составляют значительную часть объема свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряженности, восполнение израсходованных сил, развитие творческого потенциала и.т.д.
Все дети без исключения ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, и здесь важно не обмануть ожидания детей.
Современные требования к содержанию воспитания детей включают в себя широкий спектр проблем, связанных с повышением занятости детей и подростков, а также организацией их досуга.
В системе воспитательной работы лагеря важная роль отведена деятельности вожатых, которые включены в состав актива органов лагерного ученического самоуправления.
Вожатый – воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса, как в условиях детского лагеря.
Однако, достаточный уровень педагогических знаний, вожатым крайне необходим для их успешной работы по организации досуга детей не только в школе, во вне урочное время, но и в клубах по месту жительства, и в летних оздоровительных лагерях в каникулярное время.
Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей, овладеть методикой организации временного детского коллектива, познакомить детей с традициями и возможностями лагеря, научится организовывать прогулки, походы, экскурсии, и, наконец, выяснить планы и ожидания ребят, с которыми придется работать.
Главное в работе вожатого – это не злоупотреблять своей «властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой детского самоуправления.
Цель исследования – изучить роль вожатого в организации и проведении традиционных дел основного периода
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить сущность понятия «временный детский коллектив»;
- рассмотреть психологические особенности детей и подростков;
- проанализировать основные режимные моменты организационной деятельности вожатого;
- ознакомиться с целями и задачами основного периода смены в лагере;
- изучить особенности деятельности вожатого в основной период и его роль в организации деятельности отряда;
Объект исследования - организационная деятельность вожатого отряда в лагере
Глава 2. Роль вожатого в организации и проведении традиционных дел основного периода
2.1 Основной период смены в лагере
Временной интервал, начиная с четвертого-пятого дня смены до трех-четырех дней заключительного периода, носит название «основной период». Перед педагогическим коллективом лагеря стоит задача: обеспечить интересную разнообразную деятельность на основе совместных интересов и совместного творчества; научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день.
Основной период — это калейдоскоп всевозможных мероприятий: игр, состязаний, конкурсов, творческих и трудовых дел, эстафет, прогулок, экскурсий, вечерних костров и многого-многого другого. Это период сплочения отряда, период делового и творческого сотрудничества детей и взрослых, период формирования и укрепления дружеских связей.
Основной период условно можно разделить на два этапа, на каждом из которых вожатый решает определенные организационные задачи.
Задачи первого этапа основного периода:
- вовлечь в деятельность кружков, клубов как можно большее количество детей;
- создать условия для проявления самобытности каждого ребенка, его духовно-нравственного потенциала;
- создать условия для работы органов самоуправления;
- требовать соблюдения норм поведения, общения,
корректировать межличностные отношения.
Задачи второго этапа основного периода:
- вовлечь большинство детей в коллективно-творческую деятельность;
- корректировать межгрупповые отношения;
- заметить «рост» каждого ребенка, те знания, умения и навыки, которые он приобрел.
Таблица № 1
Ключевые задачи организационного периода смены
Для ребенка важно
|
Для вожатого важно
|
1.Познакомиться с отрядом.
|
1.Запомнить имена всех детей
|
2.Ориентироваться в лагере.
|
2.Выявить лидеров.
|
3.Чувствовать себя комфортно.
|
3.Выявить интересы детей.
|
4.Почувствовать себя нужным
|
4.Организовать коллектив.
|
5.Узнать план смены.
|
5.Предъявлять единые педагогические требования.
|
6.Ориентироваться в режимных моментах.
|
6.Выстроить работу (взаимодействие) с напарником
|
|
7.Выработать стиль общения и поведения с отрядом.
|
Позиция вожатого постепенно изменяется. Он становится для ребят консультантом, инструктором, соучастником в делах, старшим товарищем. Вожатый руководит отрядом через органы самоуправления. Все дела готовятся и проводятся совместно с ребятами — и чем дальше, тем чаще самими ребятами — при направляющей и координирующей роли вожатого.
В логике основного периода отрядные дела сочетаются с общими делами лагеря.
При планировании и реализации дел основного периода вожатому предстоит решить следующий комплекс задач:
- обеспечить многообразие видов деятельности и сфер
общения детей;
- максимально использовать природно-климатические факторы и материально-технические возможности лагеря;
- при подготовке и проведении различных отрядных
и общелагерных дел учитывать эмоциональное и физиологическое состояние детей, образовавшееся в результате дел предыдущего дня;
- обучать детей навыкам совместной работы, создавать атмосферу коллективизма: не разрушать ощущение соучастия (поддерживайте авторство идей и ощущение важности роли каждого в общем деле — пусть все дети уедут домой с чувством собственной состоятельности и
уверенности в себе);
- содействовать развитию творчества и самодеятельности детей, стимулировать индивидуальное творчество;
- повышать качество межличностных и групповых
отношений и взаимодействий;
- при необходимости корректировать социальный
статус ребенка в отряде;
- укреплять законы отряда и традиции лагеря.