ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический подход к проблеме формирования учебной мотивации младших школьников
1.1 Понятие мотивации, психолого-педагогические исследования
1.2 Особенности учебных мотивов младших школьников
1.3 Формирование учебной мотивации младшего школьника
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности учебной мотивации первоклассников
2.1. Диагностика мотивации учебной деятельности младших школьников
2.2. Интерпретация результатов исследования
2.3. Рекомендации учителям начальных классов по формированию познавательных мотивов учения младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Поняв механизм формирования мотивационно – познавательной сферы ребенка, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации достижения наших детей. Необходимо сконцентрироваться на детском периоде жизни, так как именно этот период определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, а умственное развитие стоит на первом месте в этом возрасте, поэтому нужно изучить мотивационную сферу младшего школьников в процессе обучения, чтобы суметь помочь ребенку правильно развиваться. Мотивация достижения успеха позитивна. При такой мотивации действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. Личностную активность определяет потребность в достижении успеха. Развитие у ребенка данных мотивов в ходе образовательной деятельности, задача педагога, занимающегося с ребенком.
Цель данной работы – проследить динамику формирования познавательной мотивации учащихся первого класса.
Задачи исследования:
- Определить понятие мотивации;
- Рассмотреть особенности учебных мотивов младших школьников;
- Рассмотреть процесс формирования учебной мотивации младшего школьника
- Провести экспериментальное сформированности познавательной мотивации первоклассников;
- Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
- Разработать рекомендации по формированию учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования – ученики первого класса.
Предмет исследования – учебная мотивация учеников первого .
Теоретическая база исследования: психолого-педагогические исследования развития личности младшего школьника (Алоева М.А., Баданина Л. П,. Божович Л. И., Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г., Выготский Л. С., Елагина М. Т., Зайцева В., Пиаже Ж. и др.), исследования в области психологии мотивации учебной деятельности (Баранукова Д., Королева О. Ф., Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. и др.), психо-диагностические методики исследования мотивов учебной деятельности (Брагина Е. А., Баркан А. и др.).
Гипотеза исследования: ученики первого класса с низким уровнем сформированности познавательной мотивации и адаптации к школе требуют особого подхода к дальнейшему обучению со стороны педагогов и особого внимания со стороны родителей.
Исследование проводилось на базе МБОУ "Стригуновская СОШ" Белгородской области, Борисовского района в 1 «А» классе. Всего в исследовании принимало участие 7 первоклассников, среди них 4 девочек и 3 мальчика.
В структуру работы входят введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический подход к проблеме формирования познавательного интереса младших школьников
1.1 Понятие мотивации, психолого-педагогические исследования
Деятельность всегда побуждается определенными мотивами. Мотивы — это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).
Понятие «мотив» (от лат. moteve — двигать, толкать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. Мотивы могут быть различные: интерес к содержанию и процессу деятельности, долг перед обществом, самоутверждение и т.п.
Например, ученого к научной деятельности могут побуждать следующие мотивы:
1) самореализация;
2) познавательный интерес;
3) самоутверждение;
- материальные стимулы (денежное вознаграждение);
- социальные мотивы (ответственность, стремление принести пользу обществу);
- идентификация с кумиром.
Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, «то у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.
Мотивы — это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация. Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы {влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации). Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).
Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, мы будем опираться на три подхода к описанию групп мотивов.
Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:
- познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми
- знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;
- социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.