Глава 2. Приемы технологии ТРИЗ как средство формирования счетных навыков у детей дошкольного возраста
2.1. Возможности использования приемов технологии ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста
2.2. Педагогический опыт формирования счетных навыков у детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ
Заключение
Список литературы
Глава 2. Приемы технологии ТРИЗ как средство формирования счетных навыков у детей дошкольного возраста
2.1. Возможности использования приемов технологии ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста
Стремительные изменения, происходящие в современном обществе, затрагивают не только экономическую, политическую, духовную сферу, но и социальную. В частности, им подвергнута система общего образования, которая должна подстраиваться под изменяющиеся условия, чтобы иметь способность удовлетворять социальный заказ нашего государства и общества. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения приоритетной задачей является всестороннее развитие личности ребенка.
Дошкольное образование как первая ступень непрерывного образования имеет целью передачу детям ценностей культуры и общества, развитие умственных и творческих способностей, креативности, готовность к самостоятельной деятельности. Новшества в области образовательной политики заставляют современных исследователей уделять большее внимание тем проблемам, которые связаны с поиском путей повышения эффективности и качества целенаправленного воспитания и образования в условиях современной действительности.
Предпочтительными являются инновационные образовательные технологии, которые способствуют саморазвитию, самореализации личности ребенка, интересны детям и педагогам, многофункциональны и интегральны, вписываются в воспитательно-образовательный процесс, удовлетворяют требованиям программы и ФГОС. Одной из таких инновационных технологий является теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Она обладает рядом важных функций, основными из которых является развивающая, познавательная, диагностирующая, корректирующая, развлекательная, воспитательная.
Большая часть примерных и парциальных программ дошкольного образования одной из основных целей выдвигает развитие общих и специальных способностей детей, однако выбор методов и приемов остается за педагогом. Так как технология ТРИЗ – это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. Технология ТРИЗ позволяет педагогу привнести новые идеи в содержание личностного, творческого и умственного развития дошкольников.
Теория решения изобретательских задач – авторская инновационная методика изобретателя и писателя Генриха Сауловича Альтшуллера. Следует отметить, что это не научная теория, а сочетание научного поиска и изобретательства. Так как современное общество испытывает острую необходимость в нестандартно мыслящих, творческих людях, а не в «имитаторах» и «исполнителях», то оригинальность мышления следует формировать с детства.
Данная технология изначально была разработана для инженерно-технических работников. В дошкольных образовательных организациях технология ТРИЗ по ФГОС причисляется к наиболее интересным и востребованным, так как она основывается на творческой деятельности детей возрастом от трех лет. ТРИЗ способствует развитию навыков решения изобретательских задач, помогает познакомить ребенка с принципами творческого мышления, стимулирует развитие логического мышления и воображения, поддерживает в поиске выхода из затруднительного положения, посредством создания ситуации успеха стимулирует взаимообмен решениями и активации всех детей в группе, повышает эффективность групповой и подгрупповой работы, а также помогает педагогу подготовить детей к постановке и успешному решению нестандартных проблем.
ТРИЗ-педагогика позволяет осуществлять воспитательно-образовательный процесс в комфортной обстановке, без принуждения и перегрузок. Основная ее задача – научить ребенка самостоятельно искать решение задачи или проблемы, творчески и нестандартно мыслить, быть настойчивым, сообразительным и изобретательным в своем поиске.
Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания – стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми. Данная теория опирается на том положении, что все дети талантливы от рождения, но взрослые должны помочь им развить их гениальность, научить ориентироваться в сложном мире. С этой целью перед ТРИЗ, в соответствии с ФГОС ДО, ставится ряд основных задач: формирование целостной картины мира; стимулирование гибкого, нестандартного мышления; формирование умения видеть причинно-следственные связи, устанавливать логические закономерности между явлениями; побуждать к поисковой деятельности; развитие познавательных процессов, таких как мышление, воображение, память, внимание, воображение.
По сравнению с другими инновационными технологиями, ТРИЗ имеет ряд преимуществ, а именно: универсальность инструментария, то есть, возможность использования данной технологии во время непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, в игровой и самостоятельной деятельности; технология позволяет раскрыть индивидуальные таланты и способности ребенка; стимулирует самостоятельную творческую активность; помогает формированию личности, способной найти нестандартные решения проблем; создает ситуацию успеха для каждого ребенка, способствует плодотворной коллективной работе.
Основным средством работы с детьми в рамках данной инновационной технологии является педагогический поиск. Педагог не дает дошкольникам готовых знаний, не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить самостоятельно. Когда дети задают вопросы, воспитатель не дает им полный готовый ответ. Напротив, спрашивает детей, что они сами думают по этому поводу, приглашает их к рассуждению. При помощи наводящих вопросов педагог подводит детей к тому, чтобы они сами нашли ответ и сделали выводы. Если дети не задают вопросов, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит детей в ситуацию, когда нужно найти ответ, порассуждать, увидеть причинно-следственную связь, включиться в активную деятельность.