Глава 2. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет
2.1. Возможности использования сюжетно-ролевой игры в формировании умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет
2.2. Педагогический опыт в формировании умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет посредством сюжетно-ролевой игры
Заключение
Список литературы
Глава 2. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет
2.1. Возможности использования сюжетно-ролевой игры в формировании умения сотрудничать со сверстниками у детей 5-6 лет
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. С. Л. Рубинштейн говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей принадлежит эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконина, Л. С. Выготский) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Также в ФГОС ДО игра рассматривается как важное средство реализации личности ребенка дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
Сюжетно-ролевая игра оказывает большое влияние на межличностные отношения между детьми. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность и способствует тем самым формированию характера. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения и в то же время между ними устанавливаются сложные ролевые отношения.
Сущность игры, как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности.
Развитие сотрудничества в дошкольном возрасте идет по пути накопления детьми опыта совместной деятельности со сверстниками, обладающей всеми признаками конструктивного сотрудничества. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности, переживать мотивы взаимодействия, доброжелательно договариваться о способах совместного решения поставленной задачи, согласовывать свои действия, радоваться за совместный результат.
Для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей 3-7 лет необходима специальная организация занятий, на которых дети приобретают опыт взаимодействия. В непосредственно образовательной деятельности воспитатели обучают воспитанников навыкам взаимодействия, используя технологию сотрудничества.
К другому методу развития сотрудничества можно отнести игру. Ведь игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника, одним из важных средств полноценного воспитания и развития. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия и сотрудничества [16]. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками.
Интерес детей к игре, как правило, выражается в интересе к исполнению ведущих ролей, к выполнению определенных действий в игре, и к успеху. Детей проявляющие интерес к выполнению игровых заданий, привлекаются к оказанию помощи тем, кто неправильно выполняет какие-либо действия. Если для ребенка значимым является интерес к успеху в игре, акцент педагогической работы может сместиться к разъяснению значимости этого успеха для товарища, важности проявлять взаимопомощь.
В каждой группе могут оказаться дети с разным уровнем проявления взаимопомощи и дружеских взаимоотношений. Так внимание детей с высоким уровнем взаимопомощи направляется на осознание им своих возможностей в оказании помощи. Особое внимание желательно обращать на формирование у таких детей проявлять помощь в виде обучения, объяснения, а также на формирования умения вести себя тактично, не проявлять излишней назойливости, давать возможность другим детям помогать товарищам.
Детей со средним уровнем сотрудничества побуждают к ее оказанию, создавая условия, при которых инициатива исходит как бы от самого ребенка, при этом используя прием «группового ожидания».
Детей с низким уровнем проявления сотрудничества побуждают к нравственно – ценному поведению, используя образец действия воспитателя и других детей или следование прямым инструкциям.
Также можно использовать по формированию сотрудничества подвижные сюжетно-ролевые игры, сочетающиеся с работой по обогащению представлений о взаимопомощи. В процессе такой работы дети получают сведения о ее различных формах – помощь – совет, помощь – утешение, помощь – поддержка, помощь в выполнении общего дела.
Участие детей в такого рода играх положительно сказывается на вне игровых взаимоотношениях, где дети переносят приобретенные навыки взаимоотношений на взаимодействие со сверстниками. Задача воспитателя – заметить возможные факты переноса полученных в играх знаний и умений в реальную жизнь, положительно оценить подобные явления, привлечь внимание сверстников к совершенному ребенком хорошему поступку.