2 Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике
2.1 Общая характеристика методов активизации познавательной деятельности обучающихся
2.2 Средства активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике
2.3 Разработка плана занятия с использованием методов активизации познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике
Заключение
Библиографический список
2 Активизация познавательной деятельности обучающихся на занятиях по экономике
2.1 Общая характеристика методов активизации познавательной деятельности обучающихся
Степень активности обучающихся – это показатель педагогического мастерства педагога.
Активными методами обучения следует назвать те, которые максимально повышают уровень познавательной активности обучающихся, побуждают их к усердному обучению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: вербальные (рассказ, лекция, беседа, чтение), визуальные (демонстрация натурных, экранных и других наглядных пособий, опыты) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть более активным и менее активным, пассивным.
Словесные методы:
- Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы обучающиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
- Метод самостоятельной работы с обучающимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
Используя этот план, обучающиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение делать заметки, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, нахождение в ней главной идеи, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают сформировать у студентов теоретическое и образно-объективное мышление при анализе и обобщении законов природы.
Для закрепления навыка работы с литературой обучающимся даются различные посильные задания.
Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Организация самостоятельной работы следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого обучающегося.
Здесь есть свои требования:
- текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, обучающиеся вынуждены часто переспрашивать);
- нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для обучающихся.
Метод проблемного изложения.
На занятиях используется проблемный подход к обучению студентов. В основе этого метода лежит создание проблемной ситуации на занятии. Обучающиеся не обладают знаниями или методами деятельности, позволяющими объяснить факты и явления, выдвинуть свои гипотезы и решить данную проблемную ситуацию. Данный метод способствует формированию у студентов приемов мыслительной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Проблемный подход предполагает логические операции, необходимые для выбора подходящего решения.
Данный метод включает в себя:
- выдвижение проблемного вопроса;
- создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого;
- создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу;
- демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на занятии проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью обучающихся.
Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все обучающиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.
Но в каждой параллели задачи дифференцируют – более сложные, творческого характера – сильным обучающимся.
А аналогичные – слабым. При этом у самих обучающихся на этом не акцентирую внимание. Каждый обучающийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.
Частично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа обучающихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А обучающиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Частично-поисковый лабораторный метод.
Обучающиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы обучающимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Также используются методы устного изложения – рассказ и лекции.
При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.