Введение
Глава 1. Теоретические аспекты дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ
2.1. Проведение экспериментального исследования дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ информационным технологиям
2.2. Обработка и интерпретация результатов экспериментального исследования дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ
Заключение
Список использованной литературы
Цель исследования: определить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия учебного процесса дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ в образовательных учреждениях среднего общего образования на примере информационных технологий.
Методологической основой исследования являлись:
- дистанционное обучение как совокупность компонентов с позиции общенаучного системного подхода, находящихся во взаимообусловленных связях и отношениях, продуманная организация которых способствует повышению результативности обучения школьников с ОВЗ (А.Г. Кузнецов [74], Н.Н. Никулина [103], Н.Н. Суртаева [149] и др.);
- становление принципиальных возможностей и способностей личности к социализации в рамках личностно-деятельностного подхода посредством организации совместной деятельности субъектов обучения (Л.С. Выготский [32], М.А. Викулина [25], Н.А. Вершинина [23] и др.).
Методы исследования. В нашем исследовании задачи решались комплексно с помощью применения следующих групп методов научного познания:
- теоретические методы: теоретический и системный анализ научной психолого-педагогической, философской и технолого-методической литературы, обобщение, систематизация, моделирование;
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование; метод эксперимента, метод педагогического исследования;
- математические методы анализа и обобщения эмпирических данных: статистические, качественная и количественная анализ результатов, графическое отображение данных.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение процесса организации обучения в дистанционном режиме с точки зрения следующего этапа социализации определяется содержательно-технологической основой, отражающей социально-психологический аспект взаимодействия сторон и субъектов учебы. В данном направлении известны исследования многочисленных ученых по педагогике, психологии, социологии (В.П. Тихомирова [154: с. 9], А.Ю. Андреева [6: с. 26.], А.В. Густыря [41: с. 25.], Е.С. Полат [123: с. 92.], И.Г. Захаровой [60: с. 74.], И.В. Роберт [137: с. 126.], О.И. Витвар [26], Н.Ю. Марчук [88], А.В. Бахина [14], А.А. Петрусевич [112], Н.А. Вершинина [23]). Согласно мнению данных исследователей, в содержание дистанционной формы обучения необходимо включить межиндивидуальные отношения участников, которые приобретают социальный характер в «элементарных» группах.
Подобные группы – это общность индивидуумов, которые объединены по схожим признакам (например: возраст, уровень доходов, пол, профессия, стиль жизни и т. д.) В образовательном пространстве такими группами становятся учебные [14, с.13]. Кроме того, необходимо учитывать существование разнообразных вариантов трансформаций «элементарных» групп, которые составляют коллективное единство (например, учебное заведение, институт, секция, кружок). На третьем уровне возникают отношения между различными группами объединенных по нескольким признакам- это так называемые кумулятивные группы [112, с 15]. Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что организация содержания дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ представляет собой сложный социальный механизм, в котором необходимо учитывать деление групп на учебные, «кумулятивные» и «элементарные».
В содержательно-технологической основе организации дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ следует в полной мере учитывать его специфику и влияние на итоговые образовательные результаты. Согласно ФГОС одними из них являются личностные, формируемые благодаря непосредственному общению между школьниками. В условиях удаленной формы обучения создание условий межличностного общения, социокультурного окружения, по мнению Н.А. Вершининой и Е.В. Добренькой, не должно становиться проблемой, а, скорее, средством, методолоически верным решением [23; 49].
Современные исследования дистанционной формы обучения (например, работы В.П. Тихомирова [154], Е.С. Полат [123], С.А. Маврин [84], К.Д. Корнейчук [84], В.И. Солдаткина [5]) привели к заключению, что при его организации необходимо в первую очередь учитывать социокультурное взаимодействие педагога и обучаемого школьников с ОВЗ. Оно определяется следующими взаимосвязанными аспектами, позволяющими избежать эффекта отстраненности ученика от социума, от межличностного общения и повседневной коммуникации:
- организация процесса обучения на компьютере с позиции «личность как субъект», а не объект взаимодействия;
- характер и ситуации обучения - это призма общества, социокультурные процессы которого, отношения и взаимодействующие между собой индивиды, непосредственно проявляются в дистанционной форме;
- создание образовательного маршрута и постепенное прохождение его учащимся по программе ОВЗ во время дистанционной формы обученияподчиняется значениям, ценностям, культуре, совокупности норм, официально принятым и негласно существующим. Они в элементарных действиях позволяют раскрыть и объективизировать социально-значимые отношения.
Социокультурный характер дистанционной формы обучениясуществует в триаде «общество-личность-культура». Исключение хотя бы одного ее элемента характеризуют учебно-образовательный процесс школьников с ОВЗ, согласно работам Н.В. Вершининой, как невозможный вне культуры и социума [23]. Обучаемый с отклонениями в физическом развитии не должен быть исключен из общественных механизмов, поскольку без взаимозависящих и взаимообусловленных связей общества и культуры, непосредственно проецируемых в рамках дистанционного обучения, существование личности в социуме не представляется возможным. Личность обучаемого школьников с ОВЗ в таком случае исключается от навыков созидания, практики использования значений, ценностей и норм, принятыми в обществе.