Курсовая работа|Педагогика

Дистанционное обучение школьников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2018 | Страниц: 85

Введение   

Глава 1. Теоретические аспекты дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ в рамках инклюзивного образования 

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ       

2.1. Проведение экспериментального исследования дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ информационным технологиям    

2.2. Обработка и интерпретация результатов экспериментального исследования дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ  

Заключение

Список использованной литературы

Цель исследования: определить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия учебного процесса дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ в образовательных учреждениях среднего общего образования на примере информационных технологий.

Методологической основой исследования являлись:

- дистанционное обучение как совокупность компонентов с позиции общенаучного системного подхода, находящихся во взаимообусловленных связях и отношениях, продуманная организация которых способствует повышению результативности обучения школьников с ОВЗ (А.Г. Кузнецов [74], Н.Н. Никулина [103], Н.Н. Суртаева [149] и др.);

- становление принципиальных возможностей и способностей личности к социализации в рамках личностно-деятельностного подхода посредством организации совместной деятельности субъектов обучения (Л.С. Выготский [32], М.А. Викулина [25], Н.А. Вершинина [23] и др.).

Методы исследования. В нашем исследовании задачи решались комплексно с помощью применения следующих групп методов научного познания:

- теоретические методы: теоретический и системный анализ научной психолого-педагогической, философской и технолого-методической литературы, обобщение, систематизация, моделирование;

- эмпирические методы: анкетирование, тестирование; метод эксперимента, метод педагогического исследования;

- математические методы анализа и обобщения эмпирических данных: статистические, качественная и количественная анализ результатов, графическое отображение данных.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение процесса организации обучения в дистанционном режиме с точки зрения следующего этапа социализации определяется содержательно-технологической основой, отражающей социально-психологический аспект взаимодействия сторон и субъектов учебы. В данном направлении известны исследования многочисленных ученых по педагогике, психологии, социологии (В.П. Тихомирова [154: с. 9], А.Ю. Андреева [6: с. 26.], А.В. Густыря [41: с. 25.], Е.С. Полат [123: с. 92.], И.Г. Захаровой [60: с. 74.], И.В. Роберт [137: с. 126.], О.И. Витвар [26], Н.Ю. Марчук [88], А.В. Бахина [14], А.А. Петрусевич [112], Н.А. Вершинина [23]). Согласно мнению данных исследователей, в содержание дистанционной формы обучения необходимо включить межиндивидуальные отношения участников, которые приобретают социальный характер в «элементарных» группах.

Подобные группы – это общность индивидуумов, которые объединены по схожим признакам (например: возраст, уровень доходов, пол, профессия, стиль жизни и т. д.) В образовательном пространстве такими группами становятся учебные [14, с.13]. Кроме того, необходимо учитывать существование разнообразных вариантов трансформаций «элементарных» групп, которые составляют коллективное единство (например, учебное заведение, институт, секция, кружок). На третьем уровне возникают отношения между различными группами объединенных по нескольким признакам- это так называемые кумулятивные группы [112, с 15]. Исходя из вышесказанного, делаем вывод, что организация содержания дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ представляет собой сложный социальный механизм, в котором необходимо учитывать деление групп на учебные, «кумулятивные» и «элементарные».

В содержательно-технологической основе организации дистанционной формы обучения школьников с ОВЗ следует в полной мере учитывать его специфику и влияние на итоговые образовательные результаты. Согласно ФГОС одними из них являются личностные, формируемые благодаря непосредственному общению между школьниками. В условиях удаленной формы обучения создание условий межличностного общения, социокультурного окружения, по мнению Н.А. Вершининой и Е.В. Добренькой, не должно становиться проблемой, а, скорее, средством, методолоически верным решением [23; 49].

Современные исследования дистанционной формы обучения (например, работы В.П. Тихомирова [154], Е.С. Полат [123], С.А. Маврин [84], К.Д. Корнейчук [84], В.И. Солдаткина [5]) привели к заключению, что при его организации необходимо в первую очередь учитывать социокультурное взаимодействие педагога и обучаемого школьников с ОВЗ. Оно определяется следующими взаимосвязанными аспектами, позволяющими избежать эффекта отстраненности ученика от социума, от межличностного общения и повседневной коммуникации:

  • организация процесса обучения на компьютере с позиции «личность как субъект», а не объект взаимодействия;
  • характер и ситуации обучения - это призма общества, социокультурные процессы которого, отношения и взаимодействующие между собой индивиды, непосредственно проявляются в дистанционной форме;
  • создание образовательного маршрута и постепенное прохождение его учащимся по программе ОВЗ во время дистанционной формы обученияподчиняется значениям, ценностям, культуре, совокупности норм, официально принятым и негласно существующим. Они в элементарных действиях позволяют раскрыть и объективизировать социально-значимые отношения.

Социокультурный характер дистанционной формы обучениясуществует в триаде «общество-личность-культура». Исключение хотя бы одного ее элемента характеризуют учебно-образовательный процесс школьников с ОВЗ, согласно работам Н.В. Вершининой, как невозможный вне культуры и социума [23]. Обучаемый с отклонениями в физическом развитии не должен быть исключен из общественных механизмов, поскольку без взаимозависящих и взаимообусловленных связей общества и культуры, непосредственно проецируемых в рамках дистанционного обучения, существование личности в социуме не представляется возможным. Личность обучаемого школьников с ОВЗ в таком случае исключается от навыков созидания, практики использования значений, ценностей и норм, принятыми в обществе.

  1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика: научно-теоретический журнал / Ред. В.П. Борисенков, В.О. Кутьев. 2005. №4. 2005. С. 19-27.
  2. Аверина Е.А. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 1. С. 5-11.
  3. Азбукина Е. Ю., Михайлова Е. Н. Основы специальной педагогики и психологии. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 396 с.
  4. Азбукина Е. Ю., Михайлова Е. Н. Хрестоматия к курсу «Основы специальной педагогики и психологии». Томск: Изд-во ТГПУ, 2006. 164 с.
  5. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Cloud of science. 2013. №1 С.14-20.
  6. Андреев А.Ю. Дидактические основы дистанционного обучения. М.: РАО, 2009. С. 26.
  7. Антилогова Л.Н. Психологические основы профессионального становления будущего специалиста // Инновационное образование и экономика. 2010. Т. 1. № 7. С. 145-147.
  8. Арламов А.А. Деятельностный подход в социально-педагогическом исследовании профилактики девиаций: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Краснодар, 2012. 310 с.
  9. Артюшенко Н.П. Организационно-педагогические условия обучения школьников с ОВЗ средствами инклюзивного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. Томск, 2010. 180 с.
  10. Ахметова Д.З. Инклюзивный подход к психолого-педагогическому сопровождению обучения с применением дистанционных образовательных технологий; Ин-т экономики, управления и права (г. Казань). Казань: Познание, 2014. 63 с.
  11. Ахметова М.Н. Педагогическое проектирование в профессиональной подготовке / М. Н. Ахметова; отв. ред. М. В. Константинов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Забайк. гос. пед. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Рос. акад. образования, Сиб. отд-ние. Новосибирск: Наука, 2005 (Сиб. изд-во «Наука» РАН). 306 с.
  12. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004, С. 149-150.
  13. Бакунова И.В., Ермакова А.В. Логопедическое сопровождение школьников с ОВЗ в условиях надомного обучения // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. №1-2 С.84-87.
  14. Бахина А.В. Социокультурные аспекты становления национальных систем специального образования: методические рекомендации; М-во образования и науки Российской Федерации, Омский гос. пед. ун-т. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 35 с.
  15. Беспалько H.A. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2009. С.32.
  16. Богатая О.Ф. Отношение населения города Сургута к внедрению инклюзивного образования школьников с ОВЗ // Фундаментальные исследования. 2012. №9-1 С. 82-86.
  17. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32-40.
  18. Большунова Н.Я. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: учебно-методический комплекс по дисциплине «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии»; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. пед. ун-т». Новосибирск: ФГБОУ ВПО «Новосибирский гос. пед. ун-т», 2011. 282 с.
  19. Бондарева Е.В. Формирование профессиональной компетенции в условиях модернизации системы профессионального образования. Челябинск, 2002. С. 179-182.
  20. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация образования // Стандарты и мониторинг. 2003. №1. С. 58-61.
  21. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: Астрель, 2008. 113 с.
  22. Булин-Соколова Е.И. Будущее педагогическое образование. Направление движения и первые практические шаги // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №3. С. 207-225.
  23. Вершинина Н.А. Педагогика как социогуманитарная научная дисциплина: науч.-метод. материалы. СПб.: Книжный Дом, 2012. 200 с.
  24. Ветров Ю. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образование в России. 2005. №5. С. 59-62.
  25. Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: учеб. пособие; М-во образования Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Нижегор. гос. лингвист. ун-т им. Н. А. Добролюбова». Н. Новгород: НГЛУ, 2004. 296 с.
  26. Витвар О.И. Деятельность учреждения дополнительного образования детей по социальной адаптации детей-инвалидов: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2001. 218 с.
  27. Войтеховская М.П. Историко-педагогические тенденции модернизации образования в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11. С. 49-56.
  28. Воробьева Г.Е. Обучение родителей как необходимое условие в процессе социально-психологического реабилитационного сопровождения ребенка с ОВЗ // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. № 9-5. С. 25-27.
  29. Всемирная декларация об образовании для всех – удовлетворение базовых образовательных потребностей (Всемирная конференция по образованию для всех, Джомтьен, Таиланд, 1990).
  30. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (Принята 03.12.1982 Резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН)
  31. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
  32. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991. С. 72.
  33. Выступление Президента Российской Федерации В.В. Путина на съезде Российского союза ректоров // Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. 2011. №1. С. 13.
  34. Галяев В. С., Гасанова З. А. О классификации моделей дистанционной формы обучения// Высшее образование в России. 2012. №4 С. 103-108.
  35. Гамбургская декларация об обучении взрослых (V Международная конференция по образованию взрослых, Гамбург, Германия, 1997).
  36. Гетманская Е.В. Двойная функция эвристического метода обучения // Известия ВГПУ. 2009. №9 С.69-73.
  37. Глухов В. П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: курс лекций по учебной дисциплине. Москва: Секачев В. Ю., 2011. 255с.
  38. Голубева Л.В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. СПб.: Речь, 2011. 112 с.
  39. Грунина С. О. Аксиологические и структурные подходы к моделированию воспитательной системы педагогического вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 2. С. 73-76.
  40. Гуртяков А. С., Кравец А. Г. Организация дистанционной формы обучения// Известия ВолгГТУ. 2012. №13 С.103-107.
  41. Густырь А.В. Концептуально-методологические основания развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования: Автореф. дис. … канд. пед. наук.01.08. М., 2007. С. 25.
  42. Давыдова Н.Н., Усова О.Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современной общеобразовательной школы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. №4 С.21-26.
  43. Дакарские Рамки действий. образование для всех: выполнение наших общих обязательств (Всемирный форум по образованию, Дакар, Сенегал, 2000).
  44. Далингер В.А. Российское образование в условиях интеграции национальных образовательных стандартов // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 4. С. 32-33.
  45. Дахин А. Н. Моделирование в педагогике // Идеи и идеалы. 2010. Т. 1. №3. С. 11-20.
  46. Дахин А.Н. Моделирование компетентности участников открытого образования. Монография. М.: НИИ школьных технологий 2009. 290 с.
  47. Декларация социального прогресса и развития (Принята 11.12.1969 Резолюцией 2542 (XXIV) на 1829-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
  48. Дмитриев А.А. Аналитический обзор федеральных государственных образовательных стандартов в системе общего, специального и высшего образования: новый контекст подготовки учителя-дефектолога // Специальное образование. 2014. №2 С.91-99.
  49. Добренькова Е. В. Социальная морфология образовательного дискурса: теоретико-методологический анализ: авторефер. дис. д-ра социологических наук. Ростов-на-Дону, 2010. С. 25.
  50. Дука Н.А., Чекалева Н.В., Чуркин К.А. Модернизация педагогического образования в Сибири проблемы и перспективы. Омский государственный педагогический университет; ответственный редактор - Д. М. Федяев. Омск, 2002. Том Часть 1. 245 с.
  51. Егоров С.Ф. История педагогики в России: хрестоматия. М.: Академия, 2000. 400 с.
  52. Елин О.Ю., Коновалова Е. Ю. Реализация задачного подхода через практико-ориентированное обучение школьников с ОВЗ, обучающихся на дому, при изучении школьного курса географии // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В.П. Астафьева. 2013. №1 (23). С. 140-145.
  53. Жаворонков Р.Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов. СПб., Папирус, 2009. 352 с.
  54. Ждан А. Н. История психологии от Античности до наших дней: сборник для студентов психологических специальностей высших учебных заведений. Изд. 9-е, испр. и доп. Москва: Акад. проект: Трикста, 2012. 586 с.
  55. Жигальская М.Н. Поликультурное образование в структуре специального образования // Комплексное сопровождение школьников с ОВЗ: международная научно-практическая конференция. 2016. С. 84-87.
  56. Заблоцкис Е.Ю. Особые дети и взрослые в России: закон, правоприменение, взгляд в будущее: основные проблемы и пути их решения. Эл. изд. Москва: Теревинф, 2013. 365 с.
  57. Зайцев П.А. Организация коррекционной деятельности средствами изобразительного искусства с детьми с ОВЗ (ОВЗ) с использованием дистанционных технологий // Электронный научный журнал. 2016. № 6 (9). С. 199-204.
  58. Зайченко Т.П. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся как центральная задача дистанционной формы обучения// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-uchebno-poznavatelnoy-deyatelnostyu-uchaschihsya-kak-tsentralnaya-zadacha-distantsionnogo-obucheniya (дата обращения: 05.01.2017).
  59. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2010. С.63.
  60. Зверева О.Л. Проблема развития надомного воспитания в России// Дошкольное воспитание. 2009. № 3. С. 100-103.
  61. Зволейко Е.В. Теоретико-методологические основы системы профессиональной подготовки бакалавров специального образования по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии»; Забайкальский гос. ун-т. Чита: ЗабГУ, 2012. 269 с.
  62. Каргапольцев С.М. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учебное пособие. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2011. С. 70.
  63. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003, т.24 №5.
  64. Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /пер. с англ. под научн. ред. С.Ш. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2008. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/ (дата обращения: 27.10.2016).
  65. всего 190 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское