Введение
- Теоретические методические основы анализа конкурентного преимущества компании
1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия
- Анализ и конкурентной среды и конкурентных преимуществ ООО «Тонус-клуб»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ конкурентной среды организации
2.3. Анализ конкурентных преимуществ фитнес-центров
- Разработка стратегии повышения конкурентоспособности фитнес центра ООО «Тонус-клуб»
3.1. Разработка конкурентной стратеги развития организации
3.2. Разработка тактических мероприятий по повышению конкурентоспособности
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Актуальность темы данной работы определяется тем, что без стратеги повышения конкурентоспособности существенно затрудняется множество процессов: управление исследованиями и развитием; управление разработкой новых продуктов; установка необходимых стандартов для поставщиков; направление усилий сбытового персонала; постановка реалистичных, достижимых целей сбыта; избежание воздействий конкурентов или перемен на рынке. Кроме всего прочего, компании, в которых планирование маркетинга не входит в состав стандартных маркетинговых процедур, могут не иметь возможности для развития устойчивого конкурентного преимущества на своих рынках.
Стратегическое планирование конкурентоспособности — это систематический процесс, включающий в себя оценку маркетинговых возможностей и ресурсов, определение целей маркетинга и разработку плана внедрения и контроля.
Стратегия конкуренции — это письменный документ, или проект, описывающий внедрение и контроль маркетинговой деятельности организации, связанной с конкретной маркетинговой стратегией.
Таким образом, целью данной работы является анализ стратегии конкурентоспособности сети фитнес-центров «Тонус-клуб», определение его положения и разработка стратегии развития сети.
Реализовать поставленную цель возможно путем решения следующих задач:
- дать краткую характеристику «Тонус-клуб»;
- анализ системы стратегического управления;
- рекомендации по повышению эффективности управления ООО «Тонус-клуб»;
- совершенствование системы стратегического управления;
- разработка предложений по повышению эффективности технологических и маркетинговых процессов в управлении.
Объектом исследования в работе служит фитнес центр ООО «Тонус-клуб» (Краснодар, Яна Полуяна, 43).
Предметом исследования в данной курсовой работе явилось конкурентная стратегия и пути его совершенствования.
В качестве источников информации использовались открытые источники информации (Интернет, СМИ, отчеты исследовательских компаний и др.), а также данные, предоставленные сетью фитнес-центров «Тонус-клуб».
Проведенное в работе исследование имеет большое практическое значение, т.к. проведен всесторонний анализ ООО «Тонус-клуб» и определены направления его конкурентного развития с целью укрепления его положения на рынке фитнес-услуг Краснодара.
1. Теоретические методические основы анализа конкурентного преимущества компании
1.1. Сущность конкуренции и конкурентоспособности
Конкуренция является мощным двигателем развития, постоянного совершенствования, а значит, прогресса в обществе. Понимание сущности конкуренции и умение побеждать в конкурентной борьбе (т.е. умение быть конкурентоспособным) является весомым фактором успешного функционирования любого процесса и предприятия с самых ранних этапов развития общества и человека. Конкурентные отношения могут складываться на следующих уровнях: межличностном; конкретного продукта; производства и предприятия; холдингов, отраслевых корпораций; горизонтально интегрированных компаний; региональном; межстрановом.
Конкуренция действует как «между продавцами, между покупателями, так и между продавцами и покупателями. В зависимости от участвующих субъектов можно выделить три основные формы рыночной конкуренции: конкуренцию между потребителями; конкуренцию между производителями; конкуренцию между потребителями и производителями» [8, с. 21].
Все уровни тесно переплетены и взаимосвязаны, но наиболее важными и заслуживающими детального изучения являются уровень межличностной конкуренции и уровень предприятия. По сути, производство любого продукта, услуги, работа предприятий и холдингов в конечном счете базируется на межличностной конкуренции, конкуренции идей, навыков, талантов людей, которые прилагают свои усилия для создания чего-либо. То, насколько конкурентоспособно предприятие, зависит от конкурентоспособности индивидов, которые формируют продукт данного предприятия.
Многоуровневость конкуренции, «а также сложность этого процесса обусловили отсутствие единого определения данного понятия. Конкуренция рассматривается: как наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его; как состязание одного человека с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо; процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях; состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья» [14, с. 158].
По своей сути конкуренция является «формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики за ограниченные экономические ресурсы. Средством конкуренции, в наиболее традиционном смысле, являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух основных процессах – соперничестве и удовлетворении потребностей потребителей» [14, с. 178].
Наличие конкуренции «на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности. В противном случае ему грозит вытеснение с данных рынков. Понимание сущности конкурентоспособности исходит из понимания сущности конкуренции, а это обусловило отсутствие единого определения термина «конкурентоспособность». Большинство авторов делают акцент на понимании конкурентоспособности предприятия, так как именно предприятие является наиболее важным уровнем в цепи конкуренции «товар – предприятие – страна». Только хорошо функционирующее, гармонично развивающееся предприятие может выпускать продукцию, отвечающую всем запросам покупателей. Только предприятие, применяющее наиболее продуктивные и современные технологии, может обеспечить конкурентоспособность отрасли и страны на мировом рынке» [17, с. 158].
Можно выделить следующие признаки конкуренции:
- субъектность, то есть наличие субъектов конкурентного взаимодействия;
- активность (процесс), направленная на достижение успеха в конкурентной борьбе;
- результат, выявляющий позиции победителя и побежденного;
- мотивированность, то есть наличие конкурентных мотивов, таких как: достижение успеха, лидерских позиций и других;
- ситуативность, определяющаяся ситуацией соревновательности, возможно, созданной специально, к примеру, для выявления лучшего мастера своего дела;
- объективность как условие рыночной экономики.
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия
Фактором конкурентоспособности предприятия является любая переменная, влияющая на ее рост или снижение. Однако, «чтобы факторами конкурентоспособности можно было управлять, надо установить их оптимальное количество, взаимосвязь, соподчинённость, определить, какой из них оказывает наибольшее влияние и возложить ответственность за этот участок деятельности на конкретных руководителей. Следовательно, выявление факторов конкурентоспособности, их систематизация и определение методики их оценки является одним из элементов системы управления конкурентоспособностью предприятия» [8, с. 21].
В процессе функционирования предприятия, «конкурентные преимущества находятся между собой в тесном взаимодействии и являются основными факторами конкурентоспособности, они создаются, реализуются и наращиваются в процессе взаимодействия предприятия с различными субъектами рыночного окружения. Наиболее значимыми конкурентными преимуществами, одновременно представляющими собой внутренние факторы конкурентоспособности и определяющими специфические условия функционирования предприятия, в современных условиях являются: выпускаемая продукция, работы, услуги; используемые технологии; инновации; персонал предприятия (рис. 1.1)» [19, с. 298].