Введение
Глава 1 Теоретические основы предупреждения предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией
1.1 Психологические основы формирования навыка письма
1.2 Характеристика дисграфии
1.3 Особенности развития речи у старших дошкольников с дизартрией
Глава 2 Научно-методические основы выявления и предупреждения предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией
2.1 Анализ методических рекомендаций по выявлению предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией
2.2 Логопедическая работа по предупреждению предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией 17
Заключение
Список использованных источников
Дети с нарушением речи являются особой категорией с недостаточными предпосылками для овладения письмом. В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.
Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. Количество исследований, направленных на исследование познавательной деятельности детей с дисграфией и дислексией, сравнительно невелико. В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей выявления и предупреждения предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель работы – определить возможности и пути предупреждения предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией.
Объект исследования – предпосылки дисграфии у старших дошкольников с дизартрией.
Предмет исследования – предупреждение предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация;
- организационный метод: диагностическое исследование;
- интерпретационный метод: качественный и количественный анализ результатов.
1.2 Характеристика дисграфии
В современной логопедии дисграфия рассматривается как частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия представляет собой специфические недостатки письма, вызванные нарушением высших психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи. Н.Н. Заваденко считает, что дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Дисграфия – специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
Психолингвистический аспект изучения дисграфии недостаточно представлен в логопедической литературе. Этот аспект рассматривает механизмы нарушений письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания: внутреннего программирования связного текста, внутреннего программирования отдельного предложения, грамматического структурирования, операции выбора фонем, фонематического анализа слов и др.
Органические обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии), это может произойти в следствии травм, а также стать результатом вмешательства патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребёнка..
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения и письма.
Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.
Л.Г. Парамонова отмечает, что патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.
С точки зрения психолингвистики, механизмы дисграфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.
Первые классификации дисграфий в 40–50 гг. ХХ в. были предложены М.Е. Хватцевым и Р. Е. Левиной. Так, М.Е. Хватцев выделял четыре типа нарушений формирования письма у детей:
- дисграфию как последствие расстройств устной речи в виде неправильного звукопроизношения (так называемое косноязычие в письме),
- дисграфию на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха,
- нарушения письма, вызванные несформированностью произносительного ритма,
- оптическую дисграфию, связанную с неправильными зрительными образами буквы или слова.