Курсовая работа|Логопедия

Курсовая Предупреждение предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2021 | Страниц: 28

Введение

Глава 1 Теоретические основы предупреждения предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией

1.1 Психологические основы формирования навыка письма

1.2 Характеристика дисграфии

1.3 Особенности развития речи у старших дошкольников с дизартрией

Глава 2 Научно-методические основы выявления и предупреждения предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией

2.1 Анализ методических рекомендаций по выявлению предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией

2.2 Логопедическая работа по предупреждению предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией  17

Заключение

Список использованных источников

Дети с нарушением речи являются особой категорией с недостаточными предпосылками для овладения письмом. В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она проявляется в недостаточной готовности детей к целенаправленному, систематическому обучению в школе, длительной адаптации первоклассников к новым условиям учебного труда.

Трудности, связанные с овладением письменной речью, часто являются причиной стойкой неуспеваемости, школьной дезадаптации, отклонений в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма влечет за собой трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. Количество исследований, направленных на исследование познавательной деятельности детей с дисграфией и дислексией, сравнительно невелико. В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей выявления и предупреждения предпосылок дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Цель работы – определить возможности и пути предупреждения предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией.

Объект исследования – предпосылки дисграфии у старших дошкольников с дизартрией.

Предмет исследования – предупреждение предпосылок дисграфии у старших дошкольников с дизартрией.

Задачи исследования:

Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация;

  • организационный метод: диагностическое исследование;
  • интерпретационный метод: качественный и количественный анализ результатов.

 

1.2 Характеристика дисграфии

В современной логопедии дисграфия рассматривается как частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия представляет собой специфические недостатки письма, вызванные нарушением высших психических функций, принимающих участие в процессе письменной речи. Н.Н. Заваденко считает, что дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Дисграфия – специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.

Психолингвистический аспект изучения дисграфии недостаточно представлен в логопедической литературе. Этот аспект рассматривает механизмы нарушений письма как расстройство операций порождения письменного речевого высказывания: внутреннего программирования связного текста, внутреннего программирования отдельного предложения, грамматического структурирования, операции выбора фонем, фонематического анализа слов и др.

Органические обусловлены органическими повреждениями зон головного мозга, принимающих участие в процессе чтения (например, при афазии, дизартрии, алалии), это может произойти в следствии травм, а также стать результатом вмешательства патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный периоды развития ребёнка..

Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка со стороны взрослых, дефицит речевых контактов) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения и письма.

Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

Л.Г. Парамонова отмечает, что патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность восприятия, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

С точки зрения психолингвистики, механизмы дисграфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.

Первые классификации дисграфий в 40–50 гг. ХХ в. были предложены М.Е. Хватцевым и Р. Е. Левиной. Так, М.Е. Хватцев выделял четыре типа нарушений формирования письма у детей:

  • дисграфию как последствие расстройств устной речи в виде неправильного звукопроизношения (так называемое косноязычие в письме),
  • дисграфию на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха,
  • нарушения письма, вызванные несформированностью произносительного ритма,
  • оптическую дисграфию, связанную с неправильными зрительными образами буквы или слова.
  1. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. Москва: АСТ, 2008. 264 с.
  2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Я. Архипова. Москва: Просвещение, 2011. 319 с.
  3. Аскерова, И. Основные направления коррекционной работы при дизартрии / И. Аскерова // Наука, новые технологии и инновации. 2017. № 6. С. 184-186.
  4. Бабина, Г. В. Практикум по логопедии: дизартрия / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. Москва: Прометей, 2020. 122 с.
  5. Белоусова, М. В. Алалии и дизартрии у детей: междисциплинарный подход / М.В. Белоусова, М. А. Уткузова, Е. Е. Иванова. Казань: Отечество, 2012. 58 с.
  6. Бочкарева, Т. О. Формирование предпосылок фонематического восприятия у детей 4-5 лет со стертой дизартрией / Т. О. Бочкарева, О.А. Энс // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. Т. 1. № 6. С. 52-59.
  7. Бруева, О.В. Профилактика письменных нарушений речи у детей с дисграфией /О.В. Бруева, Г.А. Сидорова // Дошкольная педагогика. 2013. № 7 (92). С. 43-47.
  8. Ветрова, Я. И. Особенности звуковой стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / Я. И. Ветрова // Вестник Мининского университета. 2014. № 3 (7). С. 26.
  9. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 144 с.
  10. Волкова, Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи / Л. С. Волкова. Москва: ВЛАДОС, 2004. С. 513-524.
  11. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. Москва: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 158 с.
  12. Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская, А.М. Пулатов. Москва: Просвещение, 2012. 341 с.
  13. Вопросы логопедии. Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов / под ред. Р.Е. Левиной. Москва: Академия, 2009. 322 с.
  14. Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи. Антология гуманной педагогики / Л.С. Выготский [Электронный ресурс] – URL: http://the-toy.ru/?p=157
  15. Григоренко, Н. Ю. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции / Н. Ю. Григоренко, С. А. Цыбульский. Москва: Книголюб, 2005. 144 с.
  16. Гуровец, Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и ринофонией и методы коррекционного воздействия. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. Москва Просвещение, 1981. 187 с.
  17. Двуреченская, О. Н. К вопросу о фонематическом недоразвитии речи / О. Н. Двуреченская, Е. В. Жулина // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 39 (81). С. 101-108.
  18. Заваденко, Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции /Н. Н. Заваденко. Москва: Соверо-пресс, 2013. ‒ 63 с
  19. Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы /О.М. Коваленко. Москва: АСТ [и др.], 2010. 157 с.
  20. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. Москва.: Академия, 2010. 214 с.
  21. Корнев, А.Н. Нарушения письма и чтения у детей /А.Г. Корнев [Электронный ресурс] – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-1.shtml
  22. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников /Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2013. 224 с.
  23. Лопатина, Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами / Л. В. Лопатина // Дефектология. 2013. №5. С. 45-51.
  24. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Санкт-Петербург: Речь, 2011. 191 с.
  25. Лизунова, Л. Р. Дизартрия у детей / Л. Р. Лизунова Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2011. 189 с.
  26. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования /А.Р. Лурия. Москва: Академия, 2002. 345 с.

 Всего 46 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское