Введение
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие, сущность и факторы конкурентоспособности предприятия
1.2 Методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия
1.3 Управление конкурентоспособностью организации
2 Анализ конкурентоспособности и конкурентных преимуществ ИП Журавлёва Г.М.
2.1 Анализ финансово-экономической деятельности ИП Журавлёва Г.М.
2.2 SWOT-анализ деятельности организации
2.3 Оценка конкурентоспособности организации
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособностиИП Журавлёва Г.М.
3.1 Предлагаемые пути повышения конкурентоспособностиИП Журавлёва Г.М.
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособностиИП Журавлёва Г.М.
Заключение
Список использованных источников
Актуальностьвыбраннойтемыподтверждаетто,чтовнастоящуюэпохуглобализациии относительно свободного входа на рынок конкуренциямеждупредприятияминеизбежна. Это независитоттого,являютсялионивнутренними,международнымиилиглобальными– вся значимость и весомостьопределяется тем перечнемпродуктовилиуслуг,которыекомпаниипроизводят или оказывают.Можно утверждать, что на сегодняшний день проведено множество исследований по оценке конкурентоспособности компаний; на основе теоретических знаний выработаны методологии оценок предприятий, схожих по производимым товарам и услугам. Но несмотря на достижения в данной отрасли и разработку новых, более оптимальных методов оценки конкурентоспособности, единый и многосторонний способ, то есть, применимый ко всем, до сих пор не установлен. Тем не менее, предприятиям необходимо знать свой уровень конкурентоспособности. Это позволит более грамотно и эффективно внедрять мероприятия по удержанию конкурентных позиций, определять проблемы и пути их разрешения, выстраивать конкурентные стратегии.На настоящий момент считается,чтокомпаниямвконкурентныхотрасляхдовольно сложновыживать,еслионинепринимаютхотя бы двекорпоративныестратегии.
Актуальность выбранной темы исследованиятакже подтверждается практической реальной ситуацией на рынке: одним из главных факторов получения высоких доходов в рыночных условиях является высокая конкурентоспособность предприятия. То есть, спрос на продукцию или услугу будет выше, чем у других игроков, если показатели, важные для потребителей и необходимые на рынке будут на более высоком уровне по сравнению с остальными. В данных условиях предприятие ставит перед собой цели и задачи, решение и достижение которых может обеспечить повышение уровня конкурентоспособности. Это, в свою очередь, оптимизирует деятельность данной организации, а также в течение долгосрочногопериода помогает ему стабильно развиваться, функционировать, осуществлять свою миссию и добиваться увеличения прибыли.
Термин «конкурентоспособность» стал невероятно актуальным и часто употребляемым в последние несколько десятков лет из-за включения в орбиту мирового хозяйства достаточно большого количества новых государств и усиления экономической конкуренции между странами. Возникло огромное количество мировых рынков, наблюдалось снижение торговых барьеров, да и в целом все процессы глобализации привели к такому обострению конкуренции, нестабильной обстановке для коммерческих организаций, что уже ни одна компания не может быть уверена в своей «устойчивости» завтра. Постоянно возникают всё новые и новые внешние факторы, к которым нужно уметь адаптироваться, – угрозы в виде продуктов-заменителей, ненадёжности поставщиков, изменений законодательства, в частности, налогового, курса валюты.
Актуальность повышения конкурентоспособности организации также подтверждает то, что успешная реализация стратегических задач предусматривает их тесную увязку с тактическими решениями, которые определяют конкретные способы и пути осуществления стратегий, необходимую линию поведения и действий для их достижения. Рекомендуется уже при разработке стратегий рассматривать возможные варианты тактики. Это диктуется также и тем обстоятельством, что стратегические решения рассчитаны на длительный срок, в течение которого эффективность выполнения тактических решений зависит от изменений как внутри фирмы, так и за её пределами.
Объектом исследования является магазин одежды «Радуга».
Предмет исследования составляетконкурентоспособность данной коммерческой организации.
Целью данной работы является разработка путей повышения конкурентоспособности предприятия в сфере оказания услуг.
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели в исследовании, в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучитьпонятие, сущность и факторы конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть управление конкурентоспособностью организации;
- проанализироватьфинансово-экономическую деятельность ИП Журавлёва Г.М.;
- провести SWOT-анализ деятельности организации;
- провести оценкуконкурентоспособности предприятия;
- разработатьпути повышения конкурентоспособности магазина одежды «Радуга» и оценить их эффективность для данной компании.
В работе использована отечественная и переводная учебная и периодическая литературав сферах менеджмента, маркетинга, бухгалтерского и экономического анализа, а также материалы статистических сборников и практические материалы магазина одежды «Радуга».
В работе были использованы несколько различных методов.
Теоретические методы исследования:
- метод анализа и классификацииданных, представляющий собой распределение всех данных на составные элементы, возможность сравнения, дифференциации материала и т.д.;
- метод синтеза, позволяющий объединять части в одно целое с помощью обобщения информации.
Эмпирические методы исследования:
- метод наблюдения: на основе полученной информации проводятся анализы и делаются заключения;
- метод описания, с помощью которого можно пояснять информацию и наглядно её представлять: посредством таблиц, рисунков, диаграмм;
- метод сбора материала, представляющий собой проведение опросов, анкетирование, сбор параметров и различных данных об объекте исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении излагается и поясняется актуальность выбранной темы работы, описывается весомость темы для состояния и поддержания уровня предприятий, также излагаются цель, предмет и объект исследования, методы, которые были использованы в работе.
В первой главе рассматриваются и поясняются теоретические основы конкурентоспособности организации, методы оценки конкурентоспособности и управление конкурентоспособностью организации.
Во второй главе подробно и глубинно анализируется деятельность, эффективность работы и конкурентоспособностьмагазина одежды «Радуга».
В третьей главе предлагаются мероприятия по повышению конкурентоспособности ИП Журавлёва Г.М., производятся необходимые расчёты для оценки их эффективности для предприятия.
В заключении описываютсяглавныевыводы, полученные в ходе исследования, отражаются результаты работы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Конкуренция – это соперничество, соревнование между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя. Это также и процесс взаимодействия, сотрудничества производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества и особенности при реализации продукции [34, с. 63].
В определении этого термина важно выделить следующие аспекты:
- рыночная конкуренция есть непосредственное, прямое взаимодействие организаций на рынке; тип взаимоотношений – борьба, которую они ведут, продвигая свой товар и стремясь завоевать покупателя;
- конкуренция ведется ввиду того, что платёжеспособный спрос на продукты или услуги ограничен, и именно ограниченность этого спроса заставляет, вынуждает фирмы конкурировать друг с другом;
- рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.
Под конкуренцией также понимается своеобразный конфликт между хозяйствующими субъектами на рынкеотносительно достижения целей, которые у них пересекаются и имеют общие точки. Конкуренция существует именно там, где несколько предприятий, предоставляющих схожие товары либо услуги,претендуют на владение одними и теми же ресурсами или на пользование одними и теми же рыночными возможностями [12, с. 75].
Конкуренция – экономический процесс выстраивания взаимоотношений, взаимосвязи и соревнования между выступающими на рынке участниками в целях получения наилучших каналов сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей клиентов [6, с. 88].
Так как в современных рыночных условиях конкуренция постоянно возрастает, каждому предприятию становится всё сложнее привлечь внимание потребителя. Чтобы не допускать тех ситуаций, в которых борьба за ресурсы становится недобросовестной, нарушается свобода других экономических субъектов, несколько предприятий объединяются с целью выживания более мелких организаций, законодательство Российской Федерации обеспечивает правовую защиту участников рынка. Федеральный законот 26.07.2006 N 135-ФЗ«О защите конкуренции» разработан с цельюобеспечения экономической свободы и добросовестной конкуренции[1, ст. 1]. В главе 2 статьи 11 установлены запретные меры на условленные действия организаций, которые способствуют ограничению конкуренции.Раскрываются аспекты недобросовестной конкуренции: распространение неверных данных о других предприятиях, обман потребителя о качестве, условиях приобретения товара и услуг, некорректные (необъективные) виды сравнения с конкурентами[1, гл. 2.1].
Такое широкое понятие, как конкурентоспособность,трактуется и анализируется на четырех различных уровнях, каждый из которых обладает определенными свойствами:
- уровень глобальной экономики как конкурентоспособность реализуемых товаров и услуг, производимых согласно требованиям и стандартам международных компаний, мировых торговых и политических структур;
- уровень производственного потенциала государства как конкурентоспособность товаров, услуг, трудовых затрат;
- уровень эффективности и результативностифункционирования экономики определенного государства как комплекс деятельности всех государственных и общественных институтов и организаций, обеспечивающих координированную работу целого хозяйственного механизма страны и его эффективное взаимодействие с другими странами. Это создает благоприятные условия для положительной динамики и поддержания социальной стабильности, позволяет предприятиям работать более результативно;
- уровень конкурентоспособности организаций, предприятий, корпораций, которые производят различные ресурсы, реализуют товары и услуги.
Соответственно, в связи с многоуровневостью самого понятия не представляется возможным однозначно дать определение термина «конкурентоспособность». Поэтому, прежде чем основываться на одном из множества объяснений, целесообразно определить, какой из уровней является ключевым и системообразующим [14, с. 90]. Однозначно и точно можно полагать – это уровень компании. Именно фирма (а точнее, действия и решения, осуществляемые и принимаемые её сотрудниками) производит товар, оказывает услугу и конкурирует с другими фирмами в отрасли.
Наблюдается, что в настоящее время при экономических реальных условиях, проблема повышения способности предприятия оставаться конкурентным приобретает высокую значимость. Благодаря степени конкурентоспособности каждой фирмы, формируется способность и возможность национальной экономики оставаться на должном уровне конкурентности и удовлетворять запросы потребителей [5, с. 24].
Определение уровня способности компании конкурировать с другими, отвечать потребностям людей и превосходить прочие предприятия по определенным показателям влияет не только на ее деятельность в данный момент, но и способствует выстраиванию стратегии в долгосрочном периоде. Фирмам, стремящимся оставаться конкурентоспособными, необходимо сосредотачиваться на разработке решений настоящих и дальнейших задач. Ограниченный временной диапазон не позволяет выстроить эффективную работу, политику компании, взаимоотношения с поставщиками, инвесторами и клиентами ввиду неопределенности и изменения внешних условий [51, с. 305].
Рассмотрим факторы конкурентоспособности предприятия.
В публикациях и трудах авторов зарубежной и отечественной литературы в областях экономики и менеджмента приводятся различные вариации, точки зрения и исследования ключевых факторов конкурентоспособности фирмы.