Курсовая работа|Педагогика

Подготовка детей к обучению в школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2010 | Страниц: 54

Введение   

Глава 1. Теоретические основы изучения процесса подготовки детей к школе

1.1. Готовность к школьному обучению: сущность и компоненты

 1.2. Современные требования к содержанию и уровню подготовки детей к школе

1.3. Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ДОУ как способ повышения качества подготовки ребенка к школьному обучению

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности шестилетнего ребенка при подготовке к обучению в школе

2.1. Изучение уровня подготовки к обучению в школе шестилетнего ребенка  

2.2. Реализация педагогических условий организации исследовательской деятельности шестилетнего ребенка при подготовке к обучению в школе 

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплексную программу подготовки детей к школе

Объект исследования: процесс предшкольной подготовки детей.

Предмет исследования: процесс организации работы по подготовке детей к школе.

Задачи исследования:

  1. Выявить основные теоретико-методологические подходы к исследованию процесса подготовки детей к обучению в школе;
  2. Определить специфику процесса организации деятельности учреждения дошкольного образования к подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе;
  3. Апробировать разработанную программу подготовки детей к школе;
  4. Сформулировать рекомендации для учреждений дошкольного образования по организации подготовки детей к школе

Методологическая основа исследования. Проблемой управления в отношении организации работы в ДОУ по подготовке детей 6-7 к школе исследовали: А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А. Аркин, Л.С. Выготский и другие отечественные авторы, которые занимались исследованием процесса организации работы по подготовке детей к школе. Наряду с ними, изучением проблемы организации деятельности по подготовке детей к школе  занимались как педагоги (Т.В. Коновалова, Р.Б. Хамбикова и др.), так и психологи (Н.И. Гуткина, Е.А. Ильинская и др.).  Проблемы управления процессом подготовки детей к школе исследовали:, Ю.А. Тишкина, Г.Г. Григорьева, Э.Д.  

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

1.1    Готовность к школьному обучению: сущность и компоненты

 Проблема подготовки детей к обучению в школе была актуальной на всех исторических этапах существования школьной жизни, но подходы, тенденции, социальная подоплека ее была разной.

Следует отметить, что проблема готовности детей к школьному обучению психолого-педагогическую науку занимает не так давно. Историки отмечают, что ученые мужи еще с античных времен уделяли огромное внимание воспитанию и обучению детей, от которых зависит становление личности человека. В последующие века также уделялось внимание единству физического и духовно-нравственного развития. Однако ни в то время, ни в средние века, ни в последующие столетия готовность к обучению в школе не выделяется как самостоятельная научная проблема, а рассматривается у авторов как прикладной аспект общих проблем педагогики и психологии.

В свое время еще Я.А. Коменский обозначил ее в «Наставлении к материнской школе», где должны были закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей.

Вопросы подготовки детей к школе, формирования готовности к систематическому обучению поднимались многими педагогами (А. Усова, Г. Леушина, Е. Тихеева, Л. Выготский, А. Запорожец).

А. Усова отмечала в подготовке детей к обучению в школе не обязательность определенного объема знаний, а важность формирования умения учебной деятельности, организованности, дисциплины (Усова, 2001).

Проблема изучения содержания дефинитивного понятия «готовность» как особого состояния личности, привлекает внимание исследователей, однако трудности изучения этого аспекта проблемы в определенной степени связаны с отсутствием его четкого определения. Анализ литературных источников, отражающих характеристику отдельных исследований в этой сфере, показывает, что сегодня употребление термина «готовность» касается многих направлений. Кроме того, термин «готовность» стал предметом изучения в контексте разных наук, в частности психологии, логопедии, педагогики, социологии, юриспруденции, философии и др. предопределяя тем самым комплексный подход к исследованию обсуждаемой проблемы.

Следует отметить, что в середине прошлого столетия наука обратилась к активному изучению разных аспектов исследуемой нами проблемы (см. таблицу 1).

Таблица 1

Изучение проблемы готовности детей к школьному обучению в различные годы

Автор

Заявленные идеи

Год

А. Керн

Обозначил признаки школьной зрелости: умственное, эмоциональное и социальное

1954

 

развитие

 

А.П.Усова

Разработка теории учебной деятельности детей в детском саду.

1959

Ф. Л. Илг, Л. Б. Эймс

Выявление параметров готовности к школьному обучению. Создание системы заданий.

1965

Л.И. Божович

Выявление новообразования «внутренняя позиция школьника».

1968

У.А.

Роль социальных факторов, а так же особенностей

1969-1970

Бронфенбреннер,

Я.С. Брунер

общественного и семейного воспитания в возникновении «школьной зрелости».

 

А. Керн,

Я. Йирасек

Создание ориентационного теста школьной зрелости (3 задания)

1970

Д.Б. Эльконин

Сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

2001, 2009

Л.И. Божович

Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью.

1972

Г. Витцлак

Тест «Способность к обучению в школе» (17 заданий)

2006

А. Л. Венгер,

К. Н. Поливанова

способность ребенка выделить для себя учебное содержание и отделить его от фигуры взрослого

2009

Н.В. Нижегородцева

Готовность к обучению в школе изучается с точки зрения системного подхода.

2001

Н.М. Бородинец

Психологическая готовность детей к школе с точки зрения развития самосознания.

2003

Л.И. Колунтаева

Психологическая готовность детей к школе с точки зрения организации совместной творческой деятельности.

2007

В современной науке существует много подходов к определению термина «готовности» ребенка к обучению в школе. В процессе исследования установлено, что единого подхода к толкованию его не существует, а особенностью является разнообразие характеристик относительно этого срока в зависимости от отраслей наук. Проведен анализ определения термина «готовность» за современными научными и толковыми словарями.

Понятие готовности к школьному обучению, с психолого­педагогической точки зрения, достаточно сложное. По своей структуре состоит нескольких понятий, требующих подробного анализа всех составных частей: «готовность», «обучение», «школа». Рассмотрим данное понятие более подробно.

Так, в словаре толкования русского языка под «готовностью» понимают как общую готовность к любому действию, задаче.

  1. Бабкова Е.Г. Познание природы дошкольниками путем наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С.40-41.
  2. Бехтерева Л.П. К экологическим знаниям через наблюдения // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. Томск 6-7 ноября 2008 г. Ответ. за выпуск О. И. Кобзарь, Т. В. Хахалкина. - Томск: ОГУ РЦРО, 2008. - С. 63-64.
  3. Бугрименко Е.А., Венгер А.Л. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – Томск: Пеленг, 2002. – 62 с.
  4. Волков Б.С., Волкова И.В. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика.- М.: Просвещение, 2004. - 218 с.
  5. Выготский Л.С. Психология. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  6. Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. - 1976. - №11. - С.28-33.
  7. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С.28-32.
  8. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / О.И. Давыдова, Л.Г. Богославец, А.А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
  9. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - С. 41-49.
  10. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
  11. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - С. 60-68.
  12. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс, 2001. - С.25-26.
  13. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методиеский аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  14. Идом X., Вудворд К. Домашняя лаборатория. - М.: «Махаон», 2009. -74с.
  15. Козлова, А. В. Работа ДОУ с семьей / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: Сфера, 2004. - 112 с.
  16. Кончина О.А., Свирская Л.В. Программа развития познавательных способностей детей 3-7 лет. "Ключ к открытию". - Новгород, 2005. - 215 с.
  17. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. – М., 2009. – 232 с.
  18. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебн. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-80 с.
  19. Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ. Воспитание ребенка-дошкольника развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. Программа «Росинка».—М.:Владос,2003 — 166с.
  20. Лебедева А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации. // Вопросы психологии. 2007. - №5. -с. 20-27.
  21. Лелюх СВ., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. - Ульяновск: ИПКПРО, 2003. — 240 с.
  22. Лозовая В.И., Камышанченко Е.Н. Формирование познавательной активности школьников. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 231 с.
  23. Новоселова С.Л. Игра - экспериментирование как детская самодеятельность // Информационно - методический и научно педагогический журнал. - Приложение № 4, 2001. - С 86-93.
  24. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. -64 с.
  25. Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 2003.- 137 с.
  26. Поддьяков А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию. // Вопросы психологии. 2001. - №4. - с. 29-34.
  27. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. - М.: Российское психологическое общество, 2008. - 85 с.
  28. Поддьяков Н.Н. К постановке проблемы умственного воспитания в детском саду // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова. - М., 1972. - С.5-52.
  29. Поддьяков Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 2008. - 28 с.
  30. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.
  31. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 2003. – 93 с.
  32. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. – Омск, 2007. – 159 с.

Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. – М., 2009. – 742 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское