Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса подготовки детей к школе
1.1. Готовность к школьному обучению: сущность и компоненты
1.2. Современные требования к содержанию и уровню подготовки детей к школе
1.3. Дополнительные образовательные программы, реализуемые в ДОУ как способ повышения качества подготовки ребенка к школьному обучению
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации исследовательской деятельности шестилетнего ребенка при подготовке к обучению в школе
2.1. Изучение уровня подготовки к обучению в школе шестилетнего ребенка
2.2. Реализация педагогических условий организации исследовательской деятельности шестилетнего ребенка при подготовке к обучению в школе
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать комплексную программу подготовки детей к школе
Объект исследования: процесс предшкольной подготовки детей.
Предмет исследования: процесс организации работы по подготовке детей к школе.
Задачи исследования:
- Выявить основные теоретико-методологические подходы к исследованию процесса подготовки детей к обучению в школе;
- Определить специфику процесса организации деятельности учреждения дошкольного образования к подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе;
- Апробировать разработанную программу подготовки детей к школе;
- Сформулировать рекомендации для учреждений дошкольного образования по организации подготовки детей к школе
Методологическая основа исследования. Проблемой управления в отношении организации работы в ДОУ по подготовке детей 6-7 к школе исследовали: А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова, Е.А. Аркин, Л.С. Выготский и другие отечественные авторы, которые занимались исследованием процесса организации работы по подготовке детей к школе. Наряду с ними, изучением проблемы организации деятельности по подготовке детей к школе занимались как педагоги (Т.В. Коновалова, Р.Б. Хамбикова и др.), так и психологи (Н.И. Гуткина, Е.А. Ильинская и др.). Проблемы управления процессом подготовки детей к школе исследовали:, Ю.А. Тишкина, Г.Г. Григорьева, Э.Д.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
1.1 Готовность к школьному обучению: сущность и компоненты
Проблема подготовки детей к обучению в школе была актуальной на всех исторических этапах существования школьной жизни, но подходы, тенденции, социальная подоплека ее была разной.
Следует отметить, что проблема готовности детей к школьному обучению психолого-педагогическую науку занимает не так давно. Историки отмечают, что ученые мужи еще с античных времен уделяли огромное внимание воспитанию и обучению детей, от которых зависит становление личности человека. В последующие века также уделялось внимание единству физического и духовно-нравственного развития. Однако ни в то время, ни в средние века, ни в последующие столетия готовность к обучению в школе не выделяется как самостоятельная научная проблема, а рассматривается у авторов как прикладной аспект общих проблем педагогики и психологии.
В свое время еще Я.А. Коменский обозначил ее в «Наставлении к материнской школе», где должны были закладываться основы физического, нравственного и умственного развития детей.
Вопросы подготовки детей к школе, формирования готовности к систематическому обучению поднимались многими педагогами (А. Усова, Г. Леушина, Е. Тихеева, Л. Выготский, А. Запорожец).
А. Усова отмечала в подготовке детей к обучению в школе не обязательность определенного объема знаний, а важность формирования умения учебной деятельности, организованности, дисциплины (Усова, 2001).
Проблема изучения содержания дефинитивного понятия «готовность» как особого состояния личности, привлекает внимание исследователей, однако трудности изучения этого аспекта проблемы в определенной степени связаны с отсутствием его четкого определения. Анализ литературных источников, отражающих характеристику отдельных исследований в этой сфере, показывает, что сегодня употребление термина «готовность» касается многих направлений. Кроме того, термин «готовность» стал предметом изучения в контексте разных наук, в частности психологии, логопедии, педагогики, социологии, юриспруденции, философии и др. предопределяя тем самым комплексный подход к исследованию обсуждаемой проблемы.
Следует отметить, что в середине прошлого столетия наука обратилась к активному изучению разных аспектов исследуемой нами проблемы (см. таблицу 1).
Таблица 1
Изучение проблемы готовности детей к школьному обучению в различные годы
Автор
|
Заявленные идеи
|
Год
|
А. Керн
|
Обозначил признаки школьной зрелости: умственное, эмоциональное и социальное
|
1954
|
|
развитие
|
|
А.П.Усова
|
Разработка теории учебной деятельности детей в детском саду.
|
1959
|
Ф. Л. Илг, Л. Б. Эймс
|
Выявление параметров готовности к школьному обучению. Создание системы заданий.
|
1965
|
Л.И. Божович
|
Выявление новообразования «внутренняя позиция школьника».
|
1968
|
У.А.
|
Роль социальных факторов, а так же особенностей
|
1969-1970
|
Бронфенбреннер,
Я.С. Брунер
|
общественного и семейного воспитания в возникновении «школьной зрелости».
|
|
А. Керн,
Я. Йирасек
|
Создание ориентационного теста школьной зрелости (3 задания)
|
1970
|
Д.Б. Эльконин
|
Сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.
|
2001, 2009
|
Л.И. Божович
|
Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью.
|
1972
|
Г. Витцлак
|
Тест «Способность к обучению в школе» (17 заданий)
|
2006
|
А. Л. Венгер,
К. Н. Поливанова
|
способность ребенка выделить для себя учебное содержание и отделить его от фигуры взрослого
|
2009
|
Н.В. Нижегородцева
|
Готовность к обучению в школе изучается с точки зрения системного подхода.
|
2001
|
Н.М. Бородинец
|
Психологическая готовность детей к школе с точки зрения развития самосознания.
|
2003
|
Л.И. Колунтаева
|
Психологическая готовность детей к школе с точки зрения организации совместной творческой деятельности.
|
2007
|
В современной науке существует много подходов к определению термина «готовности» ребенка к обучению в школе. В процессе исследования установлено, что единого подхода к толкованию его не существует, а особенностью является разнообразие характеристик относительно этого срока в зависимости от отраслей наук. Проведен анализ определения термина «готовность» за современными научными и толковыми словарями.
Понятие готовности к школьному обучению, с психологопедагогической точки зрения, достаточно сложное. По своей структуре состоит нескольких понятий, требующих подробного анализа всех составных частей: «готовность», «обучение», «школа». Рассмотрим данное понятие более подробно.
Так, в словаре толкования русского языка под «готовностью» понимают как общую готовность к любому действию, задаче.