Введение
Глава 1. Правовое регулирование режима труда и отдыха водителей автомобилей
Глава 2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов
Глава 3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса
Глава 4. Правовой режим рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена
Заключение
Список использованной литературы
Цель курсовой работы ‒ комплексное исследование особенностей правового регулирования рабочего времени и времени отдыха некоторых категорий работников (водителей автомобилей, отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, водителей трамвая и троллейбуса, работников метрополитена).
Объектом исследования является общественные отношения, связанные с рабочим временем и временем отдыха некоторых категорий работников (водителей автомобилей, отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, водителей трамвая и троллейбуса, работников метрополитена).
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, закрепляющие особенности правового регулирования рабочего времени и времени отдыха некоторых категорий работников (водителей автомобилей, отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, водителей трамвая и троллейбуса, работников метрополитена), судебная практика по теме исследования.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также такие общенаучные и специальные методы, как: системный, логико-юридический, структурно-функциональный, метод дедукции. Основой исследования является методологический принцип единства теории и практики.
Глава 1. Правовое регулирование режима труда и отдыха водителей автомобилей
Правовыми основами регулирования труда водителей автомобильного транспорта являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) «О безопасности дорожного движения»[1], Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»[2], Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 07.08.2019) «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» [3] (далее – Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей) и другие.
Согласно ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» «...юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом, должны обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта».
Специальные правила Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей являются обязательными при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Во время междугородных перевозок грузов и пассажиров работодатель устанавливает для водителя задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей.
Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными, продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать восьми часов, а для работников на шестидневной рабочей неделе с одним выходным - семь часов.
В тех случаях, когда в условиях производства (работы) установленная суточная или недельная продолжительность рабочего дня не может соблюдаться, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Для перевозки пассажиров в курортной зоне в летне-осенний период и для других перевозок, связанных с обслуживанием сезонных работ, отчетный период может быть установлен на срок до шести месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормальное число рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени - это особый режим труда, который вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников в соответствии со ст. 372 ТК РФ.
По общему правилу суммированный учет рабочего времени водителей автомобилей вводится за один календарный месяц.
Исключение из этого правила составляют случаи перевозки пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ.
На сезонных работах учетный период может быть установлен до шести месяцев (согласно статье 104 Трудового кодекса РФ учетный период может составлять до одного года).
В пункте 9 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей предусмотрено следующее правило: при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях, когда при осуществлении перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
[1] Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ, 1995, № 50, ст. 4873.
[2] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"// Собрание законодательства РФ,2007, № 46, ст. 5555.
[3] Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (ред. от 07.08.2019) "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей" [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 04.03.2020).