Приоритетная задача государства и социума - обеспечение максимальных условий для всестороннего и полноценного развития личности, индивидуальный подход к ребенку, защита прав и свобод на дифференцированном этапе развития детей, формирование у них основы уважительного отношения к окружающим, призыв к общечеловеческим ценностям. Отсюда следует, что современные образовательные учреждения должны не только качественно обучать своих воспитанников наукам, но и готовить их к процессу адаптации и социализации в обществе.
Одним из таких признаков является толерантность как основа жизненной позиции. Современная наука располагает широким арсеналом терминов, поясняющих сущность данного явления, т. е. толерантности; мы не обнаружили однозначного толкования. Считаем, что это связано с многоаспектностью проявлений толерантности в обществе и недостаточностью представлений об истоках толерантности в онтогенезе.
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что воспитанию толерантности в средней школе в процессе внеклассной работы по иностранному языку способствует правильная организация учебной, воспитательной работы и внеклассной работы. Задачи были поставлены следующие:
- определить уровень сформированности толерантности у учащихся на начало эксперимента;
- разработать и реализовать программу работы кружка «Я, ты, мы - семья»;
- определить уровень сформированности толерантности у учащихся на конец эксперимента.
Объект исследования – воспитание толерантности в средней школе в процессе внеклассной работы по иностранному языку.
Предмет исследования – педагогические условия, влияющие на эффективность формирования толерантности у школьников.
Гипотезой исследования явились следующие положения –
процесс формирования толерантности у школьников будет более эффективным, если:
- разработана система развития толерантности, обеспечивающая возможности овладения необходимыми целями, задачами, принципами, знаниями, умениями толерантного характера;
- организация процесса толерантного воспитания направлена не только на активизацию учебно-познавательной работы, но и на создание
условий для включения младших школьников в различные виды социально-значимой деятельности в школе и семье;
- педагогические условия формирования толерантности будут включать в себя познавательный, личностный и коммуникативный блоки.
Теоретической основой исследования послужили работы Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, П.И. Пидкасистого, Н.Н. Поддьякова в области теории общения и деятельности, также труды Е.В. Бондаревской, А.А. Вербицкого, В.А. Сластенина, рассматривающих концепции личностно-ориентированного образования; работы Ю.К. Бабанского и др.
База исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе средней школы № 1 г. среди учащихся 4 «А» класса и 4 «В» класса.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
- Уроки иностранного языка как средство воспитания толерантности в условиях современного общества
1.1 Понятие и сущность толерантности
Призывы быть толерантными в отношении и реакции к чуждым российскому менталитету проявлениям другой культуры используются все чаще в средствах массовой информации населения.
Происхождением термин толерантность обязан латинскому слову tolerantia, что обозначает «терпение, терпимость». Основой этого понятия служит открытое выражение своих мыслей и чувств, право на личную свободу. Толерантность не призывает к пассивно-терпимому отношению к нарушению прав человека и манипуляциям его сознанием, как неверно трактуется многими индивидами. Это доброжелательный настрой по отношению к чему-либо, но отнюдь не к нарушаемому общечеловеческие моральные устои.
Это, прежде всего, соблюдение следующих общечеловеческих ценностей: Терпимости, сострадания, милосердия, прощения, Уважение прав другого человека и его достоинства, принятие его таким, какой он есть, Стремление к сотрудничеству, поддержанию здорового духа партнерства и равноправия.
В 1995 ЮНЕСКО была озвучена и утверждена Декларация принципов толерантности. Согласно ей, определение толерантности есть терпение и способность без агрессии, философски принимать поведение, мысли, способы самовыражения, образ жизни других людей. Она необходима для гармоничного развития отношений в современном мире между культурами, цивилизациями, народами и социальными группами, имеющих отличающую внешность, язык общения, традиции, поведенческие нормы и религиозные убеждения.
Главными аргументами в пользу толерантности и необходимости вести активную борьбу с проявлениями нетерпимости стал пугающий рост ксенофобии, нацизма, экстремизма и прочих возмущающих цивилизованное общество явлений.
В 1997 Генеральной Ассамблеей ООН был предложен вести международный день терпимости, как напоминание о возможной угрозе человечеству в случае несоблюдения толерантных отношений. Всемирный день толерантности отмечается 16 ноября.
В психологии различают несколько основных видов толерантности в человеческих отношениях. Естественная (натуральная) Свойственна позиции маленького ребенка, не способного противопоставлять собственный жизненный опыт, свою личность, свое «Я» окружающей действительности.
Природная любознательность, наивность и безграничное доверие к людям с одной стороны позволяет поддерживать видимость хороших и благожелательных отношений со стороны окружающих, с другой стороны способствует полному подавлению собственных желаний и качеств характера.
Нравственная. Наиболее зрелая позиция по отношению к окружающим. Позволяет сохранить свой внутренний мир и свое «я», не осуждая и не пытаясь переделать окружающих в полном соответствии своего представления о степени «нормальности».
Моральная. Этот вид толерантности характерен состоявшимся людям, привыкшим сдерживать свои эмоции, подавляя свое неприятие внутри.
То есть проявление терпимости и доброжелательности только внешнее, показное, обусловленное воспитанием «держать свои мысли при себе» и расчетливостью («я вас вынужден терпеть, но…»).
Этническая. Определяет способность человека продолжительно проявлять терпимость в общении и вынужденном совместном проживании к чужеродным и неприятным для него проявлениям незнакомой этнической культуры, образу жизни, чувствам, религиозным обрядам. В определении и анализе степени (уровня) терпимости человека к окружающим в психологии существует термин коммуникативной толерантности. Для характеристики личности человека анализируются следующие ее подвиды:
Ситуативная: отношение исследуемого к конкретным людям, к примеру, по фразам «он меня бесит» (низкий уровень), «я не всегда его понимаю» (средний уровень) или «с ним легко и просто» (высокий уровень).
Типологическая: отношение исследуемого к определенной категории, типу людей (по национальному признаку, политических взглядов, этнической принадлежности и т.д.).
Профессиональная: отношение исследуемого к пациентам, клиентам, сотрудникам и другим людям, с которыми он вынужден поддерживать связи в силу своей профессиональной деятельности. Общая: суммарная коммуникативная толерантность на основе предыдущих критериев.
Возникшее стремление человека быть толерантным не обязательно приводит к нравственной толерантности. В большинстве случаев оно заканчивается на моральной составляющей значения слова толерантность, то есть систематическому подавлению своего внутреннего неприятия. Проявление толерантности и интолерантности свойственно не только, например, межнациональным отношениям и прочим глобальным социальным проблемам взаимоотношений между людьми.
Отличия очевидны в чертах характера и жизненной позиции в целом: Здоровое чувство юмора. В отличие от толерантного человека, интолерантный не способен посмеяться над своими недостатками и не всегда адекватно воспринимает безобидные шутки и критику со стороны окружающих. Стремление к самореализации. Толерантный человек стремится к развитию, образованию, любознателен и с готовностью помогает окружающим. Интолерантному человеку не свойственно сопереживание и потребность к самоопределению своей жизненной позиции. Адекватная оценка собственной значимости. Толерантный настрой предполагает полное осознание всех своих недостатков и достоинств, своего внутреннего мира.
Интолерантность связана с обвинительной позицией по отношению к недостаткам других и выпячиванию своих достоинств. Чувство защищенности. Очевидно, интолерантному человеку свойственно во всем незнакомом видеть угрозу своей безопасности.
Способность взять на себя ответственность. В отличии от интолетарантного человека, толерантно настроенный не подозревает окружающих во враждебных замыслах против него, а причину неудач ищет в себе самом. Стремление жить в демократичном обществе, готовность принятия чужой точки зрения. Интолерантный настрой предполагает наличие жесткого диктата и авторитарной власти.
Идея толерантности в недалеком советском прошлом была абсолютно чуждой российскому обществу. Уважение к людям, придерживающихся других политических взглядов и имеющих свое, отличное от пропагандируемого, мнение, наличие вероисповедания было недопустимо в коммунистическом тоталитарном обществе.
Единственное, в чем проявлялась толерантность, так это в призывах к равенству и братству, дружбы народов. В настоящее время толерантность ошибочно отождествляют с христианской терпимостью к ближнему, призывами терпеливо и стоически нести свой крест. На самом деле это не так. Большинство православных священников выступают против этой «западной» позиции в мировоззрении и призывают бойкотировать занятия по толерантности в школах. Слепое следование и безусловное благожелательное отношение к любой точке зрения и поведению других людей разрушающе действует на принятые моральные устои общества.
Примеры двоякого толкования и негативного отношения к проявлениям толерантности: В молодежной среде. Примером ярых противников толерантности в России является молодежь, составляющая группировку скинхедов. Терпение к чужеродной культуре они связывают с неизбежным последующим геноцидом славянской расы.
Не менее агрессивны в выражении своей позиции и противники ЛГТБ-движения. В семье. Некоторые законы, принятые в отличающейся особенной толерантностью к меньшинствам Европе, откровенно абсурдны. Например, британский закон, официально запрещающий в юридической документации использовать употребление слов «муж» и «жена» (а в перспективе планируется запретить использование слов «мать» и «отец»). Считается, что это устаревшие понятия ущемляют права секс меньшинств. Предлагается менять их на толерантные термины «супруги» и «партнеры».
Негативную оценку в России получает и разрешение на усыновление детей семьям с однополыми «партнерами». В политике. Грань между толерантным поведением и рабской терпимостью очень тонка. Опытные политики весьма умело манипулируют сознанием лояльно настроенных людей. Например, в глазах мировой общественности Россия проявила явную интолерантность, приняв закон, запрещающий пропаганду гомосексуализма среди несовершеннолетних. В настоящее время большинство россиян возмущает и толерантное отношение к проявлениям фашизма на территории Украины.
Принимать религиозно-этнические традиции и особенности поведения меньшинства стоит только с позиции здравомыслия и соответствия их исконно принятым в демократическом обществе. Необходимо чувствовать и осознавать границы терпимости, позволяющие различать проявление толерантности и не подменять его вседозволенностью и безразличием к происходящему попиранию истинных ценностей.
1.2 Роль иностранного языка в воспитании толерантности
В нашем современном мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей. При этом возникает насущная необходимость воспитывать в наших учениках открытость и дружелюбие, способность относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить ребят основам человеческого общежития и тем самым – готовить их к жизни в быстро меняющемся мультикультурном социуме. Поэтому Концепция ФГОС второго поколения и ставит одной из важнейших задач формирование у школьников гражданской ответственности и толерантности как условия повышения качества общего образования.
Именно изучение иностранных языков является одним из самых плодотворных средств, нацеленных на воспитание толерантности и взаимопонимания между людьми, так как изучение языка включает в себя изучение истории, философии, культурных обычаев и традиций различных народов.
Поскольку для достижения этих целей в плане формирования толерантности значительная роль отводится содержанию, то в нашей школе, как школе с углубленным изучением английского языка, большое значение придается подбору необходимого учебного материала согласно требованиям образовательной программы.
При отборе текстов для домашнего чтения, постоянно учитываются такие критерии, как возраст и интересы учеников определенной ступени образования. Например, в начальной школе - это английские народные сказки и рассказы о жизни сверстников в других странах, рассказы о животных и их взаимоотношениях с людьми. В среднем звене - рассказы О.Генри, Д.Лондона, А.Конан-Дойля, фантастические рассказы А.Азимова. В старшей школе - работа с публикациями англоязычных периодических изданий, с произведениями классиков английской и американской литературы: С.Моэма, Д.Голсуорси, О.Уайльда, В.Теккерея, У. Фолкнера, Э.Хемингуэйя, просмотры видеофильмов. Все тексты, содержащие сведения о культуре других стран, обязательно являются аутентичными.