ВКР|Менеджмент

Пути повышения конкурентоспособности предприятия «Усольский хлеб»

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 69

Цена: 2 390
Купить работу

Введение 

1    Теоретические основы формирования конкурентоспособности предприятия 

1.1    Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия 

1.2    Факторы, влияющие на конкурентоспособность организации  

1.3    Методы оценки конкурентоспособности предприятия  

2    Анализ конкурентоспособности организации «Усольский хлеб»

2.1    Характеристика организации «Усольский хлеб»  

2.2    Анализ финансово – экономических показателей предприятия  

2.3    Характеристика конкурентоспособности организации «Усольский хлеб»  

3    Пути повышения конкурентоспособности организации

3.1    Рекомендация мероприятий по повышению конкурентоспособности  

3.2    Экономическая эффективность предложенных мероприятий  

Заключение  

Список использованных источников  

Приложение А   

Приложение Б  

Приложение В   

Актуальность темы исследования заключается в том, что в рыночных условиях особое значение приобретает проблема конкурентоспособности предприятия на рынке.  Конечная цель каждого предприятия – это устойчивая конкурентная позиция на рынке. 

Теория конкурентоспособности предприятия и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина и др.

Значительный вклад в разработку проблем конкурентоспособности предприятий внесли американские экономисты И. Ансофф, М. Портер,Р.А. Фатхутдинов и др. Анализируя причины высокой конкурентоспособности предприятий, эти экономисты пришли к выводу, что она во многом зависит от наличия и эффективного использования необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.

Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся экономическую ситуацию, определить положение предприятия на рынке, выявить слабые места организации, выдвинуть решения назревших проблем на предприятии.

Основная цель исследования состоит в изучении теоретических аспектов конкурентоспособности предприятия, анализе деятельности организации «Усольский хлеб», а также в разработке рекомендаций по повышению конкурентоспособности.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить комплекс задач:

  • Рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности предприятия, факторы, влияющие на конкурентоспособность, а также методы оценки конкурентоспособности организации;
  • Провести анализ конкурентоспособности организации «Усольский хлеб»;
  • Разработать на основе теоретического и практического материала мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия «Усольский хлеб» и оценить их экономическую эффективность.

Объектом исследования выступает организация «Усольский хлеб».

Предметом исследования  - конкурентоспособность пекарни «Усольский хлеб».

Информационной базой исследования послужили: аналитические данные организации «Усольский хлеб», материалы Росстата и другие статистические материалы, опубликованные в экономической литературе и периодической печати; данные, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных экономистов, интернет – источниках, а также результаты исследований, проведенных автором лично.

В работе использован метод сравнительного анализа конкурентов (многоугольник конкурентоспособности), матрица McKinsey, SWOT-анализ.

Выпускная квалификационная работа содержит материалы разной степени глубины проработанности, что, естественно, обусловлено поисковым характером самого исследования, а также конфиденциальностью данных организации «Усольский хлеб».

Структура работы. Цели и задачи исследования, используемые методы анализа и состав источников информации, предопределили структуру работы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников из 46 наименований, 17 таблиц, 4 рисунков, 3 приложений. Объем работы составляет 62 страницы.

 

1  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1     ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Этимологически слово «конкуренция» восходит к латинскому «concurrentia», означающему «столкновение», «состязание». Именно трактовка, основанная на поведении, изначально установилась в экономической литературе.

Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. По мере становления и развития экономической мысли в содержании понятия «конкуренция» отражались различные аспекты. Изначально слово «конкуренция» вошло в экономическую теорию из бытового языка и в течение длительного времени обозначало только независимое соперничество двух или более лиц. Впервые А. Смит в работе «Исследование о богатствах народов» попытался внести ясность в определение конкуренции. Он отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров». Сущность конкуренции, по мнению А. Смита, представляет собой совокупность взаимосвязанных попыток продавцов установить контроль на рынке в долгосрочной перспективе. Следовательно, конкуренция – это процесс реакции на новую силу и способ достижения нового равновесия, сущностью которого является борьба конкурентов за относительные преимущества. При этом основным методом конкурентной борьбы служит изменение цен.

Экономист А. Маршалл, связывает конкуренцию с борьбой за редкие экономические блага и, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Суть этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ могут распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии  и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет.

В начале XX в. взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике изменились. Одним из первых экономистов – представителей нового функционального подхода является Й. Шумпетер, который в качестве отличительного критерия конкурентного рынка выделяет его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса. В условиях конкуренции происходит открытие новых ресурсов и расширение возможностей использования уже существующих.

М. Портер, исследуя теорию конкурентоспособности, ведущее место отводит не столько структуре рынка и уровню развития конкурентных отношений, сколько степени их адаптации к технологическим изменениям. Конкуренция в отрасли возникает из ее основополагающей экономической структуры и выходит далеко за рамки поведения действующих конкурентов. Состояние конкуренции в отрасли зависит от угрозы вхождения на рынок, новых участников и появления товаров-субститутов (аналогов, заменителей), рыночной власти покупателей и поставщиков, характера соперничества между действующими конкурентами.

В зависимости от способов реализации стратегических целей предприятия выделяют два вида конкуренции: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по ценам более низким, чем у конкурентов. Цены могут быть снижены за счет сокращения издержек производства и реализации или путем уменьшения нормы прибыли, включаемой в цену продукции. К видам ценовой конкуренции относятся:

  • конкуренция между фирмами, реализующими идентичные товары, которые пытаются за счет установления предельно низких цен вытеснить остальных продавцов и обеспечить тем самым наибольший сбыт;
  • конкуренция между покупателями одной отрасли, которая приводит к увеличению спроса на продукцию и, следовательно, повышению цен на предлагаемые товары;
  • конкуренция между покупателями и продавцами: покупатели предпочитают купить товар дешевле, продавцы хотят продать его дороже;
  • межотраслевая конкуренция, т. е. соревнование предприятий различных отраслей, выпускающих товары-субституты. Развитие такой конкуренции может вызывать как понижение, так и повышение цен на рынке. Регулирующим элементом при этом выступает цена товара-субститута.

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные продукты предлагались на рынке по самым разным ценам. Понижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой продукт, привлекал внимание к нему изавоевывал себе желаемую долю рынка.

Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Компания-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие способности последовать данной инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него либо разоряются. Однако постоянно находится конкурент, который выведет фирму из сложного положения, переживет «войну цен» и дождется нового повышения цен на продукцию. Таким образом, на выигрыш может рассчитывать лишь та компания, которая имеет более стабильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие компании находятся в приблизительно равных условиях, то «ценовая война» не просто расточительна, но и бессмысленна. Главным условием ведения удачной конкурентной борьбы с помощью цен являетсяпостоянное улучшение производства и понижение себестоимости. Выигрывает тот предприниматель, который обладает возможностью снижения издержек производства.

В основе неценовой конкуренции лежит не уровень цены, а качество товара (срок службы, производительность, надежность). Появление данного метода конкурентной борьбы обусловлено усложнением запросов потребителей в силу роста уровня их доходов, расширением объемов рынка, ускорением научно-технического и технологического прогресса. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров, второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Основными формами неценовой конкуренции являются:

  • дифференциация продукта;
  • улучшение качественных и потребительских параметров товара;
  • реклама

 Дифференциация выпускаемой продукции увеличивает ассортимент и позволяет предложить покупателям всевозможные по типу, стилю, марке, качеству продукты и сервисы. Производитель, анализируя предпочтения потребителей, может легко завоевать свою нишу на рынке.

Другой формой неценовой конкуренции является улучшение конкурентами выпускаемых товаров и предлагаемых услуг. Совершенствование качественных черт потребительских параметров продукта обеспечивает компании расширение рынка реализации товаров и вытеснение конкурентов.

С помощью рекламы производители не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах продуктов, но и формируют доверие к собственной товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать благоприятным образ компании.

Понятие «конкуренция» тесно связано с понятием «конкурентоспособность».  В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара – это главный фактор успеха. Конкурентоспособность организации - относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность – многогранное понятие, которое может быть определено в различных аспектах в зависимости от решаемых задач.

Азоев Г.Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш. определяют ее как способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

Киперман Г.Я. считает, что это способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.

Хруцкий В.Е. и Корнеева И.В. дают следующее определение: « конкурентоспособность организации – это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в текущий период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг».

Портер М., Майкл Э. определяли конкурентоспособность как свойство товара, услуги, субъекта рыночных взаимоотношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

НоаПарсонс считает, что конкуренция подталкивает организацию на развитие. Предприятия, которые имеют мало или вообще не имеют конкуренции, становятся стагнирующими. Постоянная конкуренция гарантирует, что ваш рынок продолжает развиваться. Конкуренция заставляет организацию понять, как отличаться от конкурентов, как  можно сосредоточиться на своих клиентах.

  1. Борщева А.В., Ильченко С.В. Факторы конкурентоспособности предприятия [Текст] // Бизнес и дизайн - 2018. № 1 (9). С. 6.
  2. Киперман, Г.Я. Современный экономический словарь [Текст] / Г.Я. Киперман, Б.С. Сурганов. – М. : Экономика, 2012. – 255 с.
  3. Коптева Л.А., Петрова А.И., Гайдай А.А Проблемы развития конкурентной среды в России [Текст] / Международный студенческий научный вестник № 4 (часть 6), 2018
  4. Лазаренко А. А. Методы оценки конкурентоспособности [Текст] / А. А. Лазаренко // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 374-377.
  5. Маршалл А. Принципы экономической науки [Текст] -  М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 415 с. 8.    
  6. Мокроносов, А. Г. Конкуренция и конкурентоспособность [Текст]: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург : Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194.
  7. Портер М. Конкуренция [Текст] / М. Портер, Э. Майкл; пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильямс", 2012. - 512 с.
  8. Портер, М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / пер. с англ. Е. Калининой / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс. – 4-е изд. – 2012. – 710 с.
  9. Поршнев, А. Г. Маркетинг [Текст]: Учебное пособие / А. Г. Поршнев, Г. Л. Азоев. – М.: Финстатинформ, 2013. – 93 с.
  10. Смит А. Исследование о богатствах народов [Текст] - М.: Ось-89, 1997. С. 58. 3 Стиглер Дж. С. 301.
  11. Стиглер Дж. Совершенная конкуренция: исторический ракурс // Вехи экономической мысли: теория фирмы [Текст] / В. М. Гальперина - СПб.: Экон. шк., 2000. Т. 2. С. 300.
  12. Хазиахметов Б. З., Хазиахметов А. З. Сравнительный анализ определений понятия "конкуренция" [Текст] / Хазиахметов Б. З. // Проблемы современной экономики N 1 (33), 2010.
  13. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка [Текст] : учеб.пособие / В.Е. Хруцкий, И.В. Корнеева. – 2012. – 528 с.
  14. Чернова, И.В. Управление конкурентоспособностью предприятия [Текст] / И.В. Чернова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2018. – № 15.–С.–146 –149.
  15. Шумпетер Й. Теория экономического развития [Текст]: пер. с англ. М.: Прогресс, 1982. 455 с. 11.
  16. Business Competitiveness: How to make the company more competitive? [Electronicresource]. – Режим доступа: https://www.gb-advisors.com/business-competitiveness/, свободный.                   
  17. SWOT - анализ бизнеса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://livepage.pro/blog/swot-analysis.html, свободный.
  18. WhyCompetitionisaGoodThing [Electronic resource]. – Режимдоступа: https://articles.bplans.com/why-competition-is-a-good-thing/, свободный.
  19. World Economic Forum: What is competitiveness?[Electronicresource]. – Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2016/09/what-is-competitiveness/, свободный.         
  20. Анализ ассортимента с помощью матрицы McKinsey — GeneralElectric [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/biznes-analiz/matrica-mckinsey/, свободный.
  21. Анализ российского рынка хлеба и хлебобулочных изделий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/11527/, свободный.
  22. Базовые конкурентные стратегии по Майклу Портеру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://blog.iteam.ru/bazovye-konkurentnye-strategii-po-majklu-porteru/http://powerbranding.ru/biznes-analiz/swot/, свободный.
  23. ГлавХлеб [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glavxleb.ru/, свободный.
  24. Заработная плата. Формы и системы оплаты труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.klerk.ru/buh/articles/323825/, свободный.
  25. Как снизить затраты на персонал пекарни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://realbakery.ru/blog/management/costs, свободный.
  26. Конкурентоспособность организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://info.wikireading.ru/253594, свободный.
  27. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы, критерии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sprintinvest.ru/konkurentosposobnost-predpriyatiya-ponyatie-faktory-kriterii, свободный.      
  28. Конкурентоспособность товара [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://discovered.com.ua/marketing/konkurentosposobnost-tovara/, свободный.
  29. Матрица GE/McKinsey [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://zg-brand.ru/marketingovye-issledovaniya/matrica_gemckinsey/, свободный.
  30. Матрица БКГ: что такое, как построить и проанализировать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg, свободный.
  31. Матрица Мак-Кинзи: определение, методы построения, плюсы и минусы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fb.ru/article/462053/matritsa-mak-kinzi-opredelenie-metodyi-postroeniya-plyusyi-i-minusyi, свободный.
  32. Методические подходы к оценке конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-podhody-k-otsenke-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-znachimost-informatsionnyh-faktorov-v-usloviyah-turbulentnosti/viewer, свободный.
  33. Методы анализа рынка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/274017/metody_analiza_rynka, свободный.
  34. Методы маркетинговых стратегий [Электронный ресурс]. – Режимдоступа:https://spravochnick.ru/marketing/marketingovaya_strategiya/metody_marketingovyh_strategiy/, свободный.
  35. Методы оценки конкурентоспособности организации Портеру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzru.ru/metody-otsenki-konkurentosposobnosti-organizatsii/, свободный.
  36. Многоугольник конкурентоспособности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://powerbranding.ru/competition/mnogougolnik-konkurentosposobnosti/, свободный.
  37. Об оценке индекса потребительских цен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/211.htm, свободный.
  38. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru , свободный.
  39. Покровский хлеб [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://покровский-хлеб.рф/, свободный.
  40. Понятие факторов, влияющих на конкурентоспособность, и их классификация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://econ.wikireading.ru/30275, свободный.
  41. Сдельная оплата труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.audit-it.ru/terms/trud/sdelnaya_oplata_truda.html, свободный.
  42. Сдельно – премиальная система оплаты труда: плюсы и минусы [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.business.ru/article/2016-sdelno-premialnaya-oplata-truda-eto, свободный.
  43. Тагилхлеб — агропромышленный холдинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://tagilhleb.ru/, свободный.
  44. Условия труда персонала: принципы и тенденции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfile.net/preview/5131509/page:16/, свободный.
  45. Факторы конкурентоспособности предприятия[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/konkurentosposobnost_predpriyatiya/faktory_konkurentosposobnosti_predpriyatiya/, свободный.
  46. Эффективность менеджмента в организации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3102767/, свободный.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское