Введение
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к цифровому обучению
1.1. Проблемы обучения цифрового обучения
1.2. Особенности цифрового обучения студентов
Глава 2. Анализ экспериментального исследования процесса обучения студентов в дистанционной образовательной среде
2.1. Организация и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования
2.2.. Организация и результаты формирующего этапа опытно-экспериментального исследования
Заключение
Список использованных источников
Цель исследования: провести анализ проблем цифрового обучения в дистанционной образовательной среде студентов и преподавателей.
Объектом исследования выбран учебный процесс с дистанционной формой обучения студентов.
Предметом исследования являются условия использования информационных технологий для повышения эффективности обучения студентов.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что дистанционная форма обучения студентов может быть построена с учетом следующих условий:
- уточнение содержания понятия «содержательно-технологическая основа организации учебного процесса при дистанционном обучении;
- обоснования модели процесса дистанционной образовательной среды на основе использования интернет-технологий;
- апробирования комплекса следующих условий:
а) упорядоченность и согласованность содержания дистанционной образовательной среды;
б) дифференциация обучения с распределением материала по степени сложности и направленности;
в) создание образовательной траектории освоения учебной дисциплины для каждого обучаемого;
г) интеграция ряда учебных предметов, способствующих поддержанию и формированию мотивации студентов к усвоению учебных программ.
Задачи исследования:
- Выявить проблемы обучения цифрового обучения.
- Охарактеризовать особенности цифрового обучения студентов.
- Провести анализ экспериментального исследования процесса обучения студентов в дистанционной образовательной среде.
Теоретико-методологической основой исследования служат следующие концептуальные принципы педагогической науки, разработанные ведущими отечественными и зарубежными исследователями и обладающие универсальным значением для полноценного педагогического исследования:
- дистанционное обучение, как совокупность компонентов с позиции общенаучного системного подхода, находящихся во взаимообусловленных связях и отношениях, продуманная организация которых способствует повышению результативности обучения студентов (А.Г. Кузнецов, Н.Н. Никулина, Н.Н. Суртаева и др.);
- становление принципиальных возможностей и способностей личности к социализации в рамках личностно-деятельностного подхода посредством организации совместной деятельности субъектов обучения (Л.С. Выготский, М.А. Викулина, Н.А. Вершинина и др.).
Методы исследования, использованные при выполнении работы.
Задачи исследования решаются комплексно с помощью применения следующих групп методов научного познания:
- теоретические методы: теоретический и системный анализ научной психолого-педагогической, философской и технолого-методической литературы, обобщение, систематизация, моделирование;
- эмпирические методы: анкетирование, тестирование; метод эксперимента, метод педагогического исследования; контроль за результатами эксперимента осуществлялся на основе диагностической программы, включающей следующие методики:
1 - «Тест Р. Амтхауэра - тест структуры интеллекта».
2 - «Методика для определения учебной мотивации» (автор М.В. Матюхина в модификации Н.Ц. Бадмаевой).
3 - «Личностный опросник Кеттелла».
4 - «Методика оценки психологической активации, эмоционального тонуса, интереса, напряжения и комфортности» Н.А. Курганского и Т.А. Немчиной.
5 - Методика Карпова А.В. «Диагностика рефлексии».
6 - Метод экспертных оценок.
- математические методы анализа и обобщения эмпирических данных: статистические, качественная и количественная анализ результатов, графическое отображение данных.
Структуру и объем работы.
Курсовая работа объемом 50 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Текст рукописи иллюстрирован 15 таблицами и 4 графиками.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЦИФРОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Проблемы обучения цифрового обучения
На привлечение научной мысли к цифровому обучению повлияли глобальные изменения в науке, технике, социуме и экономике. Они стали причиной увеличения степени информатизации в обществе, способствовали распространению информационных коммуникаций в социальной жизни и созданию удаленных образовательных пространств. Отмеченные тенденции позволили создать различные сети коммуникаций между людьми на расстоянии, обеспечить разновременной доступ к различным ресурсам, услугам и продуктам.
Как указывает И.Н. Теркулова[1], использование информационных технологий, компьютерной и организационной техники, различных образовательных сервисов и телекоммуникационных систем обусловлено характером и интенсивностью процессов информатизации, происходящих в социуме и общественной жизни, в образовательном пространстве районных, муниципальных, региональных и международных объединений. Осуществляется создание личных сайтов преподавателей; освоение новых программ: создание буклетов в Publisher, создание слайд-шоу, фильмов[2]. Таким образом, формируется образовательное пространство Российской Федерации, как совокупность образовательных учреждений всех типов, взаимодействующих друг с другом, с иными государственными, общественными учреждениями, организациями, в которых поддерживаются и организуются учебно-воспитательные и образовательные процессы на всех уровнях получения образования, а также индивидуальных цифровых средств обучащих для групповой и индивидуальной работы.
Дистанционная форма обучения раскрывает и творческие способности обучаемых учащихся. Она должна способствовать эффективному усвоению учебных материалов, продуктивному взаимному обмену информацией между дистанционным учителем, обучающимися, решать ориентированные на практику задачи в выбранном предметном цикле. Подобная форма организации обучения привлекает учащегося в процесс познания, активизацию потенциала, его творческих возможностей и способностей. Учителем в дистанционном режиме оказывается необходимая консультационная помощь с использованием цифровых образовательных ресурсов, учебных материалов, также в случае обсуждения достижений в ходе промежуточных аттестаций.
А.А. Джаббаров[3] определяет, что характер применения дистанционно-образовательных технологий определяется особенностями применения ИКТ в среде дистанционного образования. То есть, по сути, цифровую образовательную среду приравнивает к использованию ИКТ. Как считает А.В. Овчинников[4], информатизация на базе максимально широкого применения технологий информационно-коммуникационного характера позволяет обеспечить оперативное управление системой образования в рамках повышения качества и эффективности организационных процессов. В научно-педагогической и методической деятельности оно (управление) способствует повышению качественных и эффективных показателей работы педагогического состава. Информатизация позволяет отслеживать результативность педагогических разработок и технологий, определять актуальность, целесообразность и потребность их использования в учебно-образовательном процессе.
В данной связи можно предположить, что информатизация в системе обучения в удаленном форме, может способствовать не только совершенствованию механизмов управления, но и, основываясь на применении коммуникационных сетей и автоматизированных баз данных, создает единое виртуальное образовательное пространство, ускоряет процесс получения образовательных результатов, организует эффективное взаимодействие субъектов в рамках единого информационного поля.
[1] Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. М.. 2019. 27 с.
[2] Что за эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в школах? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://aif.ru/society/education/chto_za_eksperiment_po_vnedreniyu_cifrovoy_obrazovatelnoy_sredy_v_shkolah
[3] Джаббаров А.А. Моделирование социально-экономических аспектов предоставления образовательных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий: Дисс. канд. эконом. наук. Худжанд. 2019. 157 с.
[4] Овчинников А.В. Педагогические условия организации дистанционного обучения учащихся средних образовательных учреждений в сельской школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Воронеж. 2019. 24 с.