Курсовая работа|Педагогика

Проблемы цифрового обучения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2020 | Страниц: 52

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические подходы к цифровому обучению

1.1. Проблемы обучения цифрового обучения

1.2. Особенности цифрового обучения студентов

Глава 2. Анализ экспериментального исследования процесса обучения студентов в дистанционной образовательной среде

2.1. Организация и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования

2.2.. Организация и результаты формирующего этапа опытно-экспериментального исследования

Заключение

Список использованных источников

Цель исследования: провести анализ проблем цифрового обучения в дистанционной образовательной среде студентов и преподавателей.

Объектом исследования выбран учебный процесс с дистанционной формой обучения студентов.

Предметом исследования являются условия использования информационных технологий для повышения эффективности обучения студентов.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что дистанционная форма обучения студентов может быть построена с учетом следующих условий:

- уточнение содержания понятия «содержательно-технологическая основа организации учебного процесса при дистанционном обучении;

- обоснования модели процесса дистанционной образовательной среды на основе использования интернет-технологий;

- апробирования комплекса следующих условий:

а) упорядоченность и согласованность содержания дистанционной образовательной среды;

б) дифференциация обучения с распределением материала по степени сложности и направленности;

в) создание образовательной траектории освоения учебной дисциплины для каждого обучаемого;

г) интеграция ряда учебных предметов, способствующих поддержанию и формированию мотивации студентов к усвоению учебных программ.

Задачи исследования:

  1. Выявить проблемы обучения цифрового обучения.
  2. Охарактеризовать особенности цифрового обучения студентов.
  3. Провести анализ экспериментального исследования процесса обучения студентов в дистанционной образовательной среде.

Теоретико-методологической основой исследования служат следующие концептуальные принципы педагогической науки, разработанные ведущими отечественными и зарубежными исследователями и обладающие универсальным значением для полноценного педагогического исследования:

- дистанционное обучение, как совокупность компонентов с позиции общенаучного системного подхода, находящихся во взаимообусловленных связях и отношениях, продуманная организация которых способствует повышению результативности обучения студентов (А.Г. Кузнецов, Н.Н. Никулина, Н.Н. Суртаева и др.);

- становление принципиальных возможностей и способностей личности к социализации в рамках личностно-деятельностного подхода посредством организации совместной деятельности субъектов обучения (Л.С. Выготский, М.А. Викулина, Н.А. Вершинина и др.).

     Методы исследования, использованные при выполнении работы.

Задачи исследования решаются комплексно с помощью применения следующих групп методов научного познания:

- теоретические методы: теоретический и системный анализ научной психолого-педагогической, философской и технолого-методической литературы, обобщение, систематизация, моделирование;

- эмпирические методы: анкетирование, тестирование; метод эксперимента, метод педагогического исследования; контроль за результатами эксперимента осуществлялся на основе диагностической программы, включающей следующие методики:

1 - «Тест Р. Амтхауэра - тест структуры интеллекта».

2 - «Методика для определения учебной мотивации» (автор М.В. Матюхина в модификации Н.Ц. Бадмаевой).

3 - «Личностный опросник Кеттелла».

4 - «Методика оценки психологической активации, эмоционального тонуса, интереса, напряжения и комфортности» Н.А. Курганского и Т.А. Немчиной.

5 - Методика Карпова А.В. «Диагностика рефлексии».

6 - Метод экспертных оценок.

 - математические методы анализа и обобщения эмпирических данных: статистические, качественная и количественная анализ результатов, графическое отображение данных.

     Структуру и объем работы.

         Курсовая работа объемом 50 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. Текст рукописи иллюстрирован 15 таблицами и 4 графиками.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЦИФРОВОМУ ОБУЧЕНИЮ

 1.1. Проблемы обучения цифрового обучения

На привлечение научной мысли к цифровому обучению повлияли глобальные изменения в науке, технике, социуме и экономике. Они стали причиной увеличения степени информатизации в обществе, способствовали распространению информационных коммуникаций в социальной жизни и созданию удаленных образовательных пространств. Отмеченные тенденции позволили создать различные сети коммуникаций между людьми на расстоянии, обеспечить разновременной доступ к различным ресурсам, услугам и продуктам.

Как указывает И.Н. Теркулова[1], использование информационных технологий, компьютерной и организационной техники, различных образовательных сервисов и телекоммуникационных систем обусловлено характером и интенсивностью процессов информатизации, происходящих в социуме и общественной жизни, в образовательном пространстве районных, муниципальных, региональных и международных объединений. Осуществляется создание личных сайтов преподавателей; освоение новых программ: создание буклетов в Publisher, создание слайд-шоу, фильмов[2]. Таким образом, формируется образовательное пространство Российской Федерации, как совокупность образовательных учреждений всех типов, взаимодействующих друг с другом, с иными государственными, общественными учреждениями, организациями, в которых поддерживаются и организуются учебно-воспитательные и образовательные процессы на всех уровнях получения образования, а также индивидуальных цифровых средств обучащих для групповой и индивидуальной работы.

Дистанционная форма обучения раскрывает и творческие способности обучаемых учащихся. Она должна способствовать эффективному усвоению учебных материалов, продуктивному взаимному обмену информацией между дистанционным учителем, обучающимися, решать ориентированные на практику задачи в выбранном предметном цикле. Подобная форма организации обучения привлекает учащегося в процесс познания, активизацию потенциала, его творческих возможностей и способностей. Учителем в дистанционном режиме оказывается необходимая консультационная помощь с использованием цифровых образовательных ресурсов, учебных материалов, также в случае обсуждения достижений в ходе промежуточных аттестаций.

А.А. Джаббаров[3] определяет, что характер применения дистанционно-образовательных технологий определяется особенностями применения ИКТ в среде дистанционного образования. То есть, по сути, цифровую образовательную среду приравнивает к использованию ИКТ. Как считает А.В. Овчинников[4], информатизация на базе максимально широкого применения технологий информационно-коммуникационного характера позволяет обеспечить оперативное управление системой образования в рамках повышения качества и эффективности организационных процессов. В научно-педагогической и методической деятельности оно (управление) способствует повышению качественных и эффективных показателей работы педагогического состава. Информатизация позволяет отслеживать результативность педагогических разработок и технологий, определять актуальность, целесообразность и потребность их использования в учебно-образовательном процессе.

В данной связи можно предположить, что информатизация в системе обучения в удаленном форме, может способствовать не только совершенствованию механизмов управления, но и, основываясь на применении коммуникационных сетей и автоматизированных баз данных, создает единое виртуальное образовательное пространство, ускоряет процесс получения образовательных результатов, организует эффективное взаимодействие субъектов в рамках единого информационного поля.

[1] Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. М.. 2019. 27 с.

[2] Что за эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в школах? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://aif.ru/society/education/chto_za_eksperiment_po_vnedreniyu_cifrovoy_obrazovatelnoy_sredy_v_shkolah

[3] Джаббаров А.А. Моделирование социально-экономических аспектов предоставления образовательных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий: Дисс. канд. эконом. наук. Худжанд. 2019. 157 с.

[4] Овчинников А.В. Педагогические условия организации дистанционного обучения учащихся средних образовательных учреждений в сельской школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Воронеж. 2019. 24 с.

  1. Анализ преимуществ и возможных последствий реализации единой цифровой образовательной среды [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rffi.1sept.ru/article/89
  2. В школах проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rg.ru/2020/06/27/v-shkolah-provedut-eksperiment-po-vnedreniiu-cifrovoj-obrazovatelnoj-sredy.html.
  3. Джаббаров А.А. Моделирование социально-экономических аспектов предоставления образовательных услуг на основе информационно-коммуникационных технологий: Дисс. канд. эконом. наук. Худжанд. 2019. -157 с.
  4. Диагностика учебной мотивации [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/12/03/diagnostika_uchebnoy_motivatsii_shkolnikov.pdf.
  5. Жилина Л.В., Головачева О.В. Современная цифровая образовательная среда как ресурс реализации ФГОС / Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты». 2019. - С. 6-7.
  6. Картукова А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. - СПб.: Из-во «Международные образовательные проекты». 2019. - С. 8-10.
  7. Кастельс M. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/
  8. Методика диагностики психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psmetodiki.ru/index.php/vzroslye/lichnost/142-metodika-diagnostiki-psikhicheskoj-aktivatsii-interesa-emotsionalnogo-tonusa-napryazheniya-i-komfortnosti-kurganskij-nemchin
  9. Методика диагностики уровня развития рефлексивности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psycabi.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v
  10. Мукминова Ю. Проблемы информатизации образования и перехода на дистанционное обучение в условиях пандемии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://digital-economy.ru/stati/problemy-informatizatsii-obrazovaniya-i-perekhoda-na-distantsionnoe-obuchenie-v-usloviyakh-pandemii.
  11. Овчинников А.В. Педагогические условия организации дистанционного обучения учащихся средних образовательных учреждений в сельской школе: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Воронеж. 2019. - 24 с.
  12. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под редакцией Е.С. Полат. 3-е изд. М.: Издательство Юрайт 2020. - 392 с.
  13. Профессиональное образование: методология, технологии, практика // Сборник научных статей. Вып. 11 / Под. ред. А.А. Саламатова. Челябинск: Золотой Феникс. 2018. - 180 с.
  14. Сэкулич Н.Б. Интерактивная электронная информационно-образовательная среда университета как средство формирования ИКТ-компетенций студентов: Автореф. дисс....канд. пед. наук. Улан-Удэ. 2018. - 26 с.
  15. Теркулова И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся во франкоговорящих странах (Франция, Канада): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. М.. 2019. - 27 с.
  16. Удовидченко Р.С., Киреев В.С. Сравнительный анализ моделей оценки эффективности обучения персонала [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=16909
  17. Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/cifrovaa-obrazovatelnaa-sreda
  18. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] Режим доступа: https://it-school.pw/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos/.
  19. Цифровые технологии как средство повышения эффективности и качества образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://posidpo.ru/tsifrovye-tehnologii-kak-sredstvo-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-obrazovaniya/
  20. Что за эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в школах? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://aif.ru/society/education/chto_za_eksperiment_po_vnedreniyu_cifrovoy_obrazovatelnoy_sredy_v_shkolah
  21. Что нужно знать о гибкости в образовании [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/skyteach/chto-nujno-znat-o-gibkosti-v-obrazovanii-5da084985ba2b500ac657e34
  22. Что такое «Цифровая образовательная среда» и нужна ли она России? [Электронный ресурс] Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/adept/chto-takoe-cifrovaia-obrazovatelnaia-sreda-i-nujna-li-ona-rossii-5f786539952c3b370e7c82dd
  23. 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psycabi.net/testy/293-16-faktornyj-lichnostnyj-oprosnik-r-b-kettella-metodika-mnogofaktornyj-oprosnik-kettella-test-kettela-187-voprosov-test-ketela-16-pf

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 23 стр.
Курсовая Урок права: проблемы классификации
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2017 год 28 стр.
Курсовая Методика обучения географии
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское