Курсовая работа|Логопедия

Формирование словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2005 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Развитие словаря у детей с нормальным уровнем развития и общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

1.1 Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нормальным уровнем развития

1.2 Развитие словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Глава 2. Исследование особенностей словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

2.1 Организация исследования

2.2 Анализ результатов (констатирующий эксперимент)

Глава 3 Работа логопеда по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3.1 Программа коррекции словаря у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (формирующий эксперимент)

3.2 Контрольный эксперимент

Заключение

Библиографический список

 Цель.

Теоретически обосновать, разработать и апробировать программу  коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Объект исследования.

Состояние лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования.

Коррекция нарушений словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Специально организованная работа по коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста   будет эффективной, если она будет учитывать особенности нарушений лексической стороны речи.

Задачи:

1.Изучить теоретическую литературу по проблеме коррекции нарушений словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

  2.Выявить особенности словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

  1. Разработать и апробировать программу коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

База исследования

N-ский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью и задачами работы. Теоретические  (анализ научной литературы по проблеме); эмпирические (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).

Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемая нами коррекционная программа, показав положительную динамику при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, может быть использована логопедами с целью коррекции нарушений словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

Достоверность результатов обеспечивалась теоретико-методологическими основами; анализом фактического материала; результатами наших экспериментов.

 

Глава 1. Развитие словаря у детей с нормальным уровнем развития и общим недоразвитием речи

 1.1 Развитие словаря у детей дошкольников с нормальным уровнем развития.

Своевременное развитие словаря детьми старшего дошкольного возраста– один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают техникой чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.  

Активный словарь, активный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; он зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды (Поваляева М.А).    

Орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности служит речь. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка, и напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Слово является основной единицей речи. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию. Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль.

Л.С Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылается на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом,  в слове представлено единство мышления и речи.

Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С. Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это даёт право утверждать, что слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, т.к. развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов.

Под развитием словаря понимается длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения (1).

Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления (1). В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами выражаются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.

Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность. Отсюда вытекает вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы на основе активного использования в речи.

1.Алексеева М.М, Яшина В.И

Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений – 3е издание; стереотип – М.: издательский центр «Академия»,2000. – 400с.

2.Блинова Л.Н

Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: учебное пособие – М.: издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 136c.

3..Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.

4.Власова Т.А., Певзнер М.С.

О детях с отклонениями в развитии. – 2е издание. М.: Просвещение. 1973

5.Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психология развития ребенка до поступления в школу. М.; 2000

6.Выготский Л.С  Проблемы дефектологии. – М., 1995.

7.Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под. Ред. С.Г. Шевченко. – М. 1998.

8.Дети с общим недоразвитием речи / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1973.

9.Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. 2е изд., испр. – М., «Когито - Центр», 2001. – 351с.

10.Диагностика и коррекция ЗПР: пособие для учителей и специалистов коррекционного обучения./ Под ред. С.Г Шевченко – 2е издание, испр. и дополненное – М.: АРКТИ, 2004.

11.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ.: Сб. метод. Рекомендаций. – 240с. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2002

12.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М.; 2001.

13.Журнал «Логопед», 2004 №5

14.Забродина Л.В. Тесты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и мл. школьного возраста: учебно – методическое пособие/ Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 159с.

15.Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 304с.

16.Коррекционно – педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., ООО «Центр Гуманитарной Литературы РОН», 2001. – 157с.

17.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание 1987. – 77с.

18.Лалаева Р.И  Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: издательский центр ВЛАДОС, 2004.

19.Лапшин В.А., пузанов П.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение. 1990. – 144с.

  1. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5ти книгах. – М.: ВЛАДОС,2003. – Кн. V: ФФ и ОНР: нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480с.

21.Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов/ Под ред. Л.С. Волковой. – 5е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС,2004. – 704с.

  1. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 680с.

23.Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. N 1.

24.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей (в норме и патологии). М., 1973.

25.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993

26.Мухина В.С. Детская психология: Учебник. М., 1999

27.Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 5 – 6 лет. М., 1992

28.Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. – Дубна: Феникс +, 2001. – 332с.

29.Обучение детей с общим недоразвитием речи: Пособие для учителей/ Под ред.В.И. Лубовского. – Смоленск,1994.

30.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, восп. дет. садов учителей нач. классов, студ. пед. училищ/ Под ред. Г.В.Чиркиной. – 2е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.

31.Основы специальной психологии: Уч. пособие для студентов ср. пед. уч. завед./ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003, - 480с.

32.Практикум по детской логопедии: Уч. пособие для студентов пед. институтов / В.И. Селиверстов и др.: Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. – 272с.

33.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, М.И. Попова и др.; Под ред.Ф.А. Сохина. – 3е издание испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.

34.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448с.

35.Психология детей с ЗПР. Хрестоматия.: Учебное пособие для студентов факультета психологии. – Речь,2003

36.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Уч. пособие. М.,2000

37.Собатович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учебное пособие для студентов. – М.: Классикс Стиль. 2003. – 160с.

38.Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Изд. центр «Академия» 2003. – 464 с.

39.Тихеева Е.И  Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): 3е издание. – М.: «Просвещение», 1967.

40.Ульенкова У.В Дети с ЗПР: издание 2е исправленное и дополненное. – Н.Новгород: НГПУ 1994. – 230с.

  1. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2002

42.Ульенкова У.В Шестилетние дети с ЗПР – М.: Педагогика,1990

43.Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебное пособие. М., 2001

44.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.

45.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед.училищ. М., «Просвещение» 1977. - 239с.

46.Флерова Ж.М. Логопедия Серия «Мир вашего ребенка». – 2е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320с.

47.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М.: Гадарики, 2004, - 349с.

48.Шевченко С.Г Ознакомление с окружающим миром детей с ЗПР. – М., 1990

  1. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение. Организационно – педагогические аспекты. – М.,1999

50.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. Избранные психологические труды. – Москва – Воронеж. 1997.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское