Введение
Глава 1. Развитие словаря у детей с нормальным уровнем развития и общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
1.1 Развитие словаря у детей дошкольного возраста с нормальным уровнем развития
1.2 Развитие словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Глава 2. Исследование особенностей словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ результатов (констатирующий эксперимент)
Глава 3 Работа логопеда по коррекции словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3.1 Программа коррекции словаря у детей 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи (формирующий эксперимент)
3.2 Контрольный эксперимент
Заключение
Библиографический список
Цель.
Теоретически обосновать, разработать и апробировать программу коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Объект исследования.
Состояние лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования.
Коррекция нарушений словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Гипотеза:
Специально организованная работа по коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста будет эффективной, если она будет учитывать особенности нарушений лексической стороны речи.
Задачи:
1.Изучить теоретическую литературу по проблеме коррекции нарушений словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
2.Выявить особенности словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
- Разработать и апробировать программу коррекции словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
База исследования
N-ский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью и задачами работы. Теоретические (анализ научной литературы по проблеме); эмпирические (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).
Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемая нами коррекционная программа, показав положительную динамику при работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, может быть использована логопедами с целью коррекции нарушений словаря у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
Достоверность результатов обеспечивалась теоретико-методологическими основами; анализом фактического материала; результатами наших экспериментов.
Глава 1. Развитие словаря у детей с нормальным уровнем развития и общим недоразвитием речи
1.1 Развитие словаря у детей дошкольников с нормальным уровнем развития.
Своевременное развитие словаря детьми старшего дошкольного возраста– один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают техникой чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Активный словарь, активный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; он зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды (Поваляева М.А).
Орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыслей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности служит речь. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка, и напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Слово является основной единицей речи. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию. Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль.
Л.С Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылается на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи.
Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С. Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это даёт право утверждать, что слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, т.к. развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов.
Под развитием словаря понимается длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения (1).
Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная и письменная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
В современной научной литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления (1). В слове кодируется познавательный опыт. Язык как средство общения – это, прежде всего, язык слов. Словами выражаются конкретные предметы, отвлеченные понятия, выражаются чувства и отношения.
Лингвисты выделяют такие обязательные свойства слова, как фонетическая выраженность, грамматическое оформление, семантическая валентность. Отсюда вытекает вывод о необходимости овладения словом в единстве его лексического, грамматического значений и языковой формы на основе активного использования в речи.
1.Алексеева М.М, Яшина В.И
Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений – 3е издание; стереотип – М.: издательский центр «Академия»,2000. – 400с.
2.Блинова Л.Н
Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР: учебное пособие – М.: издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 136c.
3..Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. – М., 1999.
4.Власова Т.А., Певзнер М.С.
О детях с отклонениями в развитии. – 2е издание. М.: Просвещение. 1973
5.Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психология развития ребенка до поступления в школу. М.; 2000
6.Выготский Л.С Проблемы дефектологии. – М., 1995.
7.Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под. Ред. С.Г. Шевченко. – М. 1998.
8.Дети с общим недоразвитием речи / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1973.
9.Детская патопсихология: Хрестоматия / сост. Н.Л. Белопольская. 2е изд., испр. – М., «Когито - Центр», 2001. – 351с.
10.Диагностика и коррекция ЗПР: пособие для учителей и специалистов коррекционного обучения./ Под ред. С.Г Шевченко – 2е издание, испр. и дополненное – М.: АРКТИ, 2004.
11.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ.: Сб. метод. Рекомендаций. – 240с. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2002
12.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М.; 2001.
13.Журнал «Логопед», 2004 №5
14.Забродина Л.В. Тесты и упражнения для коррекции лексико – грамматических нарушений речи у детей дошкольного и мл. школьного возраста: учебно – методическое пособие/ Л.В. Забродина, Е.С. Ренизрук. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. – 159с.
15.Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 304с.
16.Коррекционно – педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи/ Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., ООО «Центр Гуманитарной Литературы РОН», 2001. – 157с.
17.Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание 1987. – 77с.
18.Лалаева Р.И Нарушение речи и их коррекция у детей с ЗПР: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: издательский центр ВЛАДОС, 2004.
19.Лапшин В.А., пузанов П.П. Основы дефектологии. М.: Просвещение. 1990. – 144с.
- Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5ти книгах. – М.: ВЛАДОС,2003. – Кн. V: ФФ и ОНР: нарушение речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. – 480с.
21.Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов/ Под ред. Л.С. Волковой. – 5е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС,2004. – 704с.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических ВУЗов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 680с.
23.Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. N 1.
24.Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции у детей (в норме и патологии). М., 1973.
25.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М., 1993
26.Мухина В.С. Детская психология: Учебник. М., 1999
27.Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 5 – 6 лет. М., 1992
28.Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология. – Дубна: Феникс +, 2001. – 332с.
29.Обучение детей с общим недоразвитием речи: Пособие для учителей/ Под ред.В.И. Лубовского. – Смоленск,1994.
30.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, восп. дет. садов учителей нач. классов, студ. пед. училищ/ Под ред. Г.В.Чиркиной. – 2е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
31.Основы специальной психологии: Уч. пособие для студентов ср. пед. уч. завед./ Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: «Академия», 2003, - 480с.
32.Практикум по детской логопедии: Уч. пособие для студентов пед. институтов / В.И. Селиверстов и др.: Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997. – 272с.
33.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В.И. Логинова, М.И. Попова и др.; Под ред.Ф.А. Сохина. – 3е издание испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984. – 223с.
34.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448с.
35.Психология детей с ЗПР. Хрестоматия.: Учебное пособие для студентов факультета психологии. – Речь,2003
36.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Уч. пособие. М.,2000
37.Собатович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией): Учебное пособие для студентов. – М.: Классикс Стиль. 2003. – 160с.
38.Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова и др.; Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Изд. центр «Академия» 2003. – 464 с.
39.Тихеева Е.И Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): 3е издание. – М.: «Просвещение», 1967.
40.Ульенкова У.В Дети с ЗПР: издание 2е исправленное и дополненное. – Н.Новгород: НГПУ 1994. – 230с.
- Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2002
42.Ульенкова У.В Шестилетние дети с ЗПР – М.: Педагогика,1990
43.Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебное пособие. М., 2001
44.Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
45.Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для учащихся дошкольных пед.училищ. М., «Просвещение» 1977. - 239с.
46.Флерова Ж.М. Логопедия Серия «Мир вашего ребенка». – 2е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320с.
47.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). – М.: Гадарики, 2004, - 349с.
48.Шевченко С.Г Ознакомление с окружающим миром детей с ЗПР. – М., 1990
- Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение. Организационно – педагогические аспекты. – М.,1999
50.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте. Избранные психологические труды. – Москва – Воронеж. 1997.