Введение
Глава 1. Теоретические основы расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе
1.1 Словарный запас дошкольника и особенности его формирования.
1.2 Расширение словарного запаса старших дошкольников в процессе подготовки их к школе.
Выводы по главе 1.
Глава II. Экспериментальная работа по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников.
2.1 Анализ результатов исследования уровня словарного запаса слабослышащих дошкольников.
2.2 Основные направления работы сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников в период их подготовки к школе.
Выводы по главе 2.
Заключение.
Список литературы.
Приложения
Цель исследования: изучить деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе.
Объект исследования: расширение словарного запаса слабослышащих дошкольников в период их подготовки к школе.
Предмет исследования: деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников в период их подготовки к школе.
Задачи исследования:
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
- Охарактеризовать особенности словарного запаса слабослышащих
старших дошкольников.
- Выявить уровень сформированности словарного запаса
слабослышащих старших дошкольников.
- Определить содержание деятельности сурдопедагога со слабослышащими дошкольниками по расширению их словарного запаса и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: работа по расширению словарного запаса слабослышащих детей к обучению в школе будет осуществляться эффективнее, если она осуществляется по следующим направлениям: разработка и реализация программы деятельности сурдопедагога в условиях ДОУ; всестороннее использование возможностей расширения словарного запаса.
Методы исследования: теоретические – анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практические – тестирование, моделирование, наблюдение.
База исследования: МДОУ Детский сад комбинированного вида № __.
Глава 1. Теоретические основы расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе
1.1. Словарный запас дошкольника и особенности его формирования
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой[16; c.34].
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес.- 10-15 слов; к концу 2-го г.- 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. - около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи, за счет чего постепенно обогащается словарь [16; c.35].
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом - примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тэта» - Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении, что также связно с развитием словаря и использованием большего количества слов [43, c. 126].
К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности. Третий этап - дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил, реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации [22; c.109].
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов" говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении [40; c,85].
Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. [69,c.44] Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание - рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.