Курсовая работа|Педагогика

Формирование словарного запаса у слабослышащих старших дошкольников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2009 | Страниц: 42

Введение

Глава 1. Теоретические основы расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе

1.1 Словарный запас дошкольника и особенности его формирования.

1.2 Расширение словарного запаса старших дошкольников в процессе подготовки их к школе.

Выводы по главе 1.

Глава II. Экспериментальная работа по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников.

2.1 Анализ результатов исследования уровня словарного запаса слабослышащих дошкольников.

2.2 Основные направления работы сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников в период их подготовки к школе.

Выводы по главе 2.

Заключение.

Список литературы.

Приложения

Цель исследования: изучить деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе.

Объект исследования: расширение словарного запаса слабослышащих дошкольников в период их подготовки к школе.

Предмет исследования: деятельность сурдопедагога по расширению словарного запаса слабослышащих старших дошкольников в период их подготовки к школе.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Охарактеризовать особенности словарного запаса слабослышащих
    старших дошкольников.
  3. Выявить уровень сформированности словарного запаса
    слабослышащих старших дошкольников.
  4. Определить содержание деятельности сурдопедагога со слабослышащими дошкольниками по расширению их словарного запаса и оценить ее эффективность.

Гипотеза исследования: работа по расширению словарного запаса слабослышащих детей к обучению в школе будет осуществляться эффективнее, если она осуществляется по следующим направлениям: разработка и реализация программы деятельности сурдопедагога в условиях ДОУ; всестороннее использование возможностей расширения словарного запаса.

Методы исследования: теоретические – анализ литературы, обобщение и систематизация материала; практические – тестирование, моделирование, наблюдение.

База исследования: МДОУ Детский сад комбинированного вида № __.

 

Глава 1. Теоретические основы расширения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе

 1.1. Словарный запас дошкольника и особенности его формирования

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой[16; c.34].

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.

Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.

Приведем  наиболее  распространенные  данные  о  бурном  развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес.- 10-15 слов; к концу 2-го г.- 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. - около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). Значения слов становятся все более определенными.

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи, за счет чего постепенно обогащается словарь [16; c.35].

Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом - примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тэта» - Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении, что также связно с развитием словаря и использованием большего количества слов [43, c. 126].

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

В  это  время  понимание  речи  взрослого  значительно  превосходит произносительные возможности. Третий этап - дошкольный (от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил, реже - дефекты смягчения, озвончения и йотации [22; c.109].

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов" говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении [40; c,85].

Не менее важным условием для формирования связной речи дошкольника является овладение языком как средством общения. По данным Д.Б. Эльконина, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер. [69,c.44] Разговорная речь содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящих не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание - рассказ, сообщение и т.п. В старшем дошкольном возрасте у ребенка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. В ходе развития разговорной речи происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, начинает развиваться объяснительная речь.

  1. Алексеева, М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте [Текст]. /Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Арушанова, А. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи. [Текст]/А. Арушанова/Дошкольное воспитание. 2003 г. № 9
  3. Бакина, М. Современные дети, современные игры [Текст]/М.Бакина//Дошкольное воспитание – 2005 - №4. – с.58
  4. Белкин, Е. Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения [Текст]/Е.Л. Белкин // Начальная школа. – 2001. - №4
  5. Белякова,, Л. И. Логопедия. Заикание [Текст] : Учебник для студ. вузов, обуч. по спец. / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
  6. Бородич, А.Н. Методика развития речи детей [Текст]/А.Н. Бородич. – М.: Просвещение, 2001 – 254 с.
  7. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст]/Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 2007. – 212 с.
  8. Волосовец, Т.В., Кутепова, Е.Н., Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст]/Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова, М.Ф. Фомичева: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 – 200с.
  9. Гегелия, Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых [Текст]: Пособие для логопеда / Н.А.Гегелия. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
  10. Генинг, М.Г. Обучение дошкольников правильной речи [Текст]/М.Г. Генинг. – Чебоксары, 2000.
  11. Глазкова, Т. А. Организация индивидуальной, подгрупповой, коллективной деятельности [Текст]/Т.А. Глазкова // Начальная школа. – 2009. - №7
  12. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст]/Л.А. Головчиц.- М.: Владос, 201 – 303 с.
  13. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста [Текст]/Л.А. Горбушина.- М. , 2005.
  14. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании [Текст]. – М.: Изд-во ГНОМиД. 2001. – 448 с.
  15. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей [Текст]. - /Авт. –сост. Н.Д. Шматко. – М.: «АКВАРИУМ - ЛТД», 2001. – 128 с.
  16. Дубровина, И. В.Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихотан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М., Издательский центр «Академия», 2009
  17. Дыбиа, О. Игра – путь к познанию предметного мира [Текст] /О. Дыбиа/Дошкольное воспитание. – 2005 - №4. – с.14.
  18. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы [Текст]/В.К. Дьяченко: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2001
  19. Жукова, Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у    дошкольников [Текст]/Н.С. Жукова и др.: Кн. для логопеда/ Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРДЛТД, 2009.
  20. Зябкина, И. Методика обучения игре [Текст] /И. Зябкина/Дошкольное воспитание – 2005 - №4. – с.124.
  21. Игра дошкольника [Текст]. /Под редакцией С. Л. Новосёловой. – М.: «Просвещение»,2009.
  22. Интеграция специалистов при коррекции речевых нарушений у детей [Текст]/Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 138 с.
  23. Каменская, В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии [Текст]/В.Г. Каменская: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.
  24. Кутузова, И. Развитие игровой деятельности [Текст] /И. Кутузова/Дошкольное воспитание – 2003 - №5. – с.-25.
  25. Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст]/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  26. Клименкова, О. Игра как азбука общения [Текст] /О. Клименкова/Дошкольное воспитание – 2002 - №4. – с.-7.
  27. Кольцова, М.Н. Ребенок учится говорить [Текст]/М.Н. Кольцова. Москва, 2004 г.
  28. Коррекционная педагогика [Текст]. – М.: Гардарика, 2008. – 146 с.
  29. Лесскис, И., Лисютенко, О., Прочухаева, М. Групповая игротерапия [Текст]/И. Лесскис, О. Лисютенко, М. Прочухаева//Дошкольное воспитание – 2002 - №4. – с.-33. 28.
  30. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст]/А.А. люблинская. Учеб. пособие для студ. пед. ин-ов. М., «Просвещение», 2001.
  31. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст]/Г. Лямина // Дошкольное воспитание. – 2006. - №4 – с. 105
  32. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития [Текст]/М.Р. Львов. Пособие для учителей.-М.,2005.
  33. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]/А.И. Максаков: Кн. для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2008.
  34. Максаков, А.И. , Тумакова, Г.А. Учите, играя [Текст]/ А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. – М. , 2003.
  35. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста [Текст]/ А.И. Максаков. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  36. Менджерицкая, Д. В.Воспитателю о детской игре [Текст]/ Под редакцией Т.А.Марковой Москва «Просвещение»2002.
  37. Никифорова, Т. Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста [Текст]/Т. Никифорова//Дошкольное воспитание – 2007 - №3. – с.-114.
  38. Немов, Р.С. Психология [Текст]/Р.С. Немов. – М., 2008г.
  39. Новотворцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст]/Н.В. Новотворцева. – М.,, 2005г.
  40. Носкова, Л.П., Головчиц, Л.А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха [Текст]/Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Владос, 2004 – 343 с.
  41. Основы психологии [Текст]: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  42. Основы специальной психологии [Текст]/Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени.– М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 480 с.
  43. Основы теории и практики логопедии. [Текст]/Под ред. Р.Е.Левиной – М., 1968.
  44. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология [Текст]/Л.Ф. Обухова. Учебник. -М., Российское педагогическое агенство.,2006.
  45. Поваляева, М.А. Помощник дефектолога [Текст]/М.А. Поваляева. - Ростов н/Дону: РГПУ, 2007. – 120 с.
  46. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст]/М.А. Поваляева. - Ростов н/Дону: РГПУ, 2001. – 448 с.
  47. Поваляева, М.А., Караханян, Л.Р. Поиск нетрадиционных методов в коррекционной педагогике [Текст]/М.А. Поваляева, Л.Р. Караханян. - Ростов н/Дону: РГПУ, 2007. – 70 с.
  48. Поваляева, М.А., Лещенко, А.Н. Личностно-ориентированный подход в коррекционной и лечебной педагогике [Текст]/М.А. Поваляева, А.Н. Лещенко /Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2002. – 352 с.
  49. Подласый, И. П.Педагогика. Новый курс [Текст]/И.П. Подласы: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  50. Пожиленко, Е. А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников [Текст]/Е.А. Пожиленко // Дефектология. – 2005. -№3. – с.76
  51. Подобед, С. Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи [Текст] /С. Подобед// Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – с. 71
  52. Прохода, М. Карта развития ребенка. Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования [Текст]/М. Прохода // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1 – с.66
  53. Пожиленко, Е., Игнатьева, Е. Знакомим детей с окружающим и развиваем речь[Текст]/Е. Пожиленко, Е. Игнатьева // Дошкольное воспитание. – 2005. - №5. – с. 36
  54. Река, Л. О занятиях по развитию речи [Текст]./Л. Река / Дошкольное воспитание 2000 г. № 10
  55. Репит, М.Г., Герман, Н. А. Обучение дошкольников правильной речи [Текст]/М.Г. Репт, Н.А. Герман. Чебоксары, 2000 г.
  56. Речицкая, Е.Г., Пархалина, Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе [Текст]/Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина.- М.: Владос, 2003 – 191 с.
  57. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики/В.С. Основы общей педагогики [Текст]: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. – М.: Изд-й центр «Академия», 2004.
  58. Селивестров, В.И.. Игры в логопедической работе [Текст]/В.И. Селиверстов. – М. , 2007.
  59. Сиднева, М., Тимофеева, Л. Познавательно – речевое развитие [Текст] /М. Сиднева, Л. Тимофеева//Дошкольное воспитание – 2005 - №9. – с.-19.
  60. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры [Текст]/О. Солнцева//Дошкольное воспитание – 2005 - №4. – с.23.
  61. Солюс, О.П. Пособие по исправлению недостатков произношения [Текст]/О. Солюс. –М.: Просвещение, 2009. –16 с.
  62. Сомкрова, О. Развиваем речь детей [Текст]/О. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1 – с. 37
  63. Смирнова, А.А, Леонтьева, А.Н., Рубинштейн, С.Л. Психология [Текст]/А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. – М., 1962г.
  64. Смирнова, Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности [Текст] /Е. Смирнова//Дошкольное воспитание – 2002 - №4. – с.-70.
  65. Флерова, Ж. М. Логопедия [Текст]/Ж.М. Флерова. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  66. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] /М.Ф. Фомичева. - М., 2009г.
  67. Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст]/Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Второе издание, дополненное и переработанное. – М.: Изд-во «совершенство», 2008.
  68. Хрестоматия по логопедии [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т./ Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2007.
  69. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение [Текст]/С.Н. Цейтлин.- М., 2002.
  70. Шуман, В. П. Актуальные вопросы обучения [Текст]/В.П. Шуман// Образование в современной школе. – 2002. - №1.
  71. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособия для практ. работников ДОУ [Текст]/Г.С. Швайко; под ред. В.В. Гербовой.- 4-е изд.- М.: Айрис - пресс, 2007.
  72. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/Г.С. Швайко. – М., 2008.
  73. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]/Д.Б. Эльконин: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Изд-й центр «Академия»: 2004.
  74. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст]/А.В. Ястребова. – М., 2000.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское