ВВЕДЕНИЕ.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.
1.1 Психические особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
1.2 Особенности математического развития у детей дошкольного возраста с ЗПР
1.3 Методы и средства математического развития у детей дошкольного возраста с ЗПР
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.
2.1 Анализ примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития (образовательная область «Познавательное развитие», раздел - Формирование элементарных математических представлений»)
2.2 Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе
2.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей по математическому развитию у детей дошкольного возраста с ЗПР.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Цель исследования – изучение организационно-методических основы математического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
- охарактеризовать психические особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР;
- выделить особенности математического развития у детей дошкольного возраста с ЗПР;
- проанализировать методы и средства математического развития у детей дошкольного возраста с ЗПР;
- провести анализ примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития (образовательная область «Познавательное развитие», раздел - Формирование элементарных математических представлений»);
- дать анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе ;
- дать методические рекомендации для педагогов и родителей по математическому развитию у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Организация исследования: исследование проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения а. В нем приняли участие пять детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (наблюдение).
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- концепция математического развития А. М. Леушиной, М.С. Метлиной;
- идея А.А. Столяра введения детей в мир логико-математических представлений: свойства, множества, отношения, операции над множествами, логические операции;
- практические рекомендации Н.И. Непомнящей по обучению детей элементарным математическим знаниям.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1 Психические особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.
В отечественной педагогике и психологии комплексное изучение детей с задержкой психического развития как особенности и аномалии детского развития началось в 60-е годы ХХ века. На сегодняшний день изучение и исследование таких детей развернуто еще в большей степени, чем раньше.
Так, последние результаты говорят о наличии разнообразных нарушений в психической и личностной сфере детей с задержкой развития. Такие нарушения индивидуального характера имеют свои отличительные особенности их компенсации. Однако существуют единые критерии для определения понятия задержки психического развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее [5, c.79].
Дети с задержкой психического развития могут характеризоваться рядом признаков, по которым возможно определение данного состояния от таких нарушений, как педагогическая запущенность или олигофрения. Данное утверждение находит свое подтверждение в работах специалистов, которые отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость [26, с. 83].
Однако представляется важным отметить, что, несмотря, на все перечисленные нами характеристики, без специальной коррекционной работы, такие дети стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики незрелости сложных форм поведения, информированности целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, низкой работоспособности. Далее нам бы хотелось перейти к вопросу классификации вариантов задержки психического развития для наиболее полной характеристики данного нарушения. В литературе нами были встречено несколько подходов и концепций к выделению типов и вариантов задержки психического развития личности ребенка.
Так, в соответствии с классификацией Лебединской К.С., которая разработана на основе этиопатогенетического подхода, выделены следующие варианты задержки психического развития [19, с. 74].
- Церебрально-органический генез. Ковалев В.В. при данном варианте развития задержки психического развития выявляет наличие эмоциональной незрелости в сочетании с повышенной интеллектуальной недостаточностью, повышенным уровнем утомляемости и низкой работоспособностью [19, с. 127].
2. Конституциональный психический и психофизический инфантилизм. В соответствии с данным вариантом развития в первую очередь выделяются черты эмоциональной и личностной незрелости,