Курсовая работа|Педагогика

Формирование элементарных математических представлений у детей с ЗПР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: bugalter

Год: 2022 | Страниц: 36

ВВЕДЕНИЕ.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.

1.1 Психические особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР.

1.2 Особенности математического развития у детей дошкольного возраста с ЗПР 

1.3 Методы и средства математического развития у детей дошкольного возраста с ЗПР 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР.

2.1 Анализ примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития  (образовательная область «Познавательное развитие», раздел - Формирование элементарных математических представлений»)

2.2 Анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе 

2.3 Методические рекомендации для педагогов и родителей по математическому развитию у детей дошкольного возраста с ЗПР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

Цель исследования – изучение организационно-методических основы математического развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

- охарактеризовать  психические особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР;

- выделить особенности математического развития у детей дошкольного возраста с ЗПР;

- проанализировать методы и средства математического развития у детей дошкольного возраста с ЗПР;

- провести анализ примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с задержкой психического развития  (образовательная область «Познавательное развитие», раздел - Формирование элементарных математических представлений»);

- дать анализ развивающей предметно-пространственной среды в старшей  группе ;

- дать методические рекомендации для педагогов и родителей по математическому развитию у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Организация исследования: исследование проведено на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения а. В нем приняли участие пять детей в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; педагогический эксперимент (наблюдение).

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

  • концепция математического развития А. М. Леушиной, М.С. Метлиной;
  • идея А.А. Столяра введения детей в мир логико-математических представлений: свойства, множества, отношения, операции над множествами, логические операции;
  • практические рекомендации Н.И. Непомнящей по обучению детей элементарным математическим знаниям.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

1.1 Психические особенности развития детей дошкольного возраста с ЗПР

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) употребляется отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или  функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Для них характерны незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, имеющей свои качественные особенности, компенсирующиеся под воздействием временных, лечебных и педагогических факторов.

В отечественной педагогике и психологии комплексное изучение детей с задержкой психического развития как особенности и аномалии детского развития началось в 60-е годы ХХ века. На сегодняшний день изучение и исследование таких детей развернуто еще в большей степени, чем раньше.

Так, последние результаты говорят о наличии разнообразных нарушений в психической и личностной сфере детей с задержкой развития. Такие нарушения индивидуального характера имеют свои отличительные особенности их компенсации. Однако существуют единые критерии для определения понятия задержки психического развития. Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее [5, c.79].

Дети с задержкой психического развития могут характеризоваться рядом признаков, по которым возможно определение данного состояния от таких нарушений, как педагогическая запущенность или олигофрения. Данное утверждение находит свое подтверждение в работах специалистов, которые отмечают, что дети с задержкой психического развития не имеют нарушений отдельных анализаторов, они не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость [26, с. 83].

Однако представляется важным отметить, что, несмотря, на все перечисленные нами характеристики, без специальной коррекционной работы, такие дети стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики незрелости сложных форм поведения, информированности целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, низкой работоспособности. Далее нам бы хотелось перейти к вопросу классификации вариантов задержки психического развития для наиболее полной характеристики данного нарушения. В литературе нами были встречено несколько подходов и концепций к выделению типов и вариантов задержки психического развития личности ребенка.

Так, в соответствии с классификацией Лебединской К.С., которая разработана на основе этиопатогенетического подхода, выделены следующие варианты задержки психического развития [19, с. 74].

  1. Церебрально-органический генез. Ковалев В.В. при данном варианте развития задержки психического развития выявляет наличие эмоциональной незрелости в сочетании с повышенной интеллектуальной недостаточностью, повышенным уровнем утомляемости и низкой работоспособностью [19, с. 127].

2. Конституциональный психический и психофизический инфантилизм. В соответствии с данным вариантом развития в первую очередь выделяются черты эмоциональной и личностной незрелости,

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://www.consultant.ru/ (дата обращения 08.02.2022).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/(дата обращения: 11.02.2022)
  3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384// http://www.consultant.ru/ (дата обращения 08.02.2022).
  4. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
  5. Баряева Л. Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] / Л. Б. Баряева. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 120 с.
  6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [Текст] / П.Я.Гальперин – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 45с.
  7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Владос, 2011. - 224 с.
  8. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения [Текст] / Е.А.Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. - №1. - С.8-16.
  9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
  10. Зайцев Д. В. Дошкольная коррекционная педагогика [Текст] / Д. В. Зайцев. – Саратов: Изд-во Саратовского педагогического института, 2010. – 40 с.
  11. Зайцева Е. И. Изучение особенностей пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] / Е.И.Зайцева // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – СПб.: Реноме, 2012. – С. 264-266.
  12. Капустина Г.М. Формирование элементарных знаний и представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Г.М.Капустина // Дефектология. 2014. -№2. – с.22-29.
  13. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – М. : Владос, 2010. – 208 с.
  14. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1984. - 368с.
  15. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития: Практическое пособие [Текст] / Л.С.. – М: АРКТИ, 2012. – 187 с.
  16. Московина, А. Г. Клиника интеллектуальных нарушений / А. Г. Московина, Т. М. Уманская. – М.: МПГУ, 2013. – 246 с.
  17. Мыслюк В. В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / В. В. Мыслюк. – Мн.: Народная асвета, 2016. – 214 с.
  18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. – М.: Мозаика–Синтез, 2014. – 368 с.
  19. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий [Текст] / Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2015. – 112 с.
  20. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии [Текст]. – СПб.: Речь, 2014. – 432 с.
  21. Степанова Г.В. Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении [Текст] / Г.В. Степанова. - М.: Владос, 2013. - 128 с.
  22. Сударенко, Е.С. Занимательная математика в развитии логического мышления дошкольников [Текст] / Е.С. Сударенко // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2010. №10 (40). – С. 112-119.
  23. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология [Текст] / Н.Ф.Талызина – М., 2013 – 211 с.
  24. Фатихова Л.Ф. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития: учебно-методическое пособие: В 2 кн. Книга 2. Подготовительная к школе группа [Текст] / Л.Ф. Фатихова. – Уфа : Мир печати, 2011. – 323 с.
  25. ФГОС дошкольного образования в 2016 году: что изменилось? [Электронный ресурс] // http://academy-prof.ru/blog/fgos-doshkolnogo-obrazovanija-2016 (дата обращения: 21.02.2022)
  26. Чумакова И.В. Формирование дочисловых представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта [Текст] / И.В. Чумакова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 88 с.
  27. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: учеб. пособие [Текст] / Е.И. Щербакова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. – 392 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское