Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Развитие коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в начальный период обучения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2021 | Страниц: 38

Цена: 1 100
Купить работу

Введение

Глава 1 Анализ теоретических источников по проблеме развития коммуникативных навыков у детей

1.1 Историография исследований развития коммуникативных навыков у детей

1.2 Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков у детей в онтогенезе

1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

Глава 2 Анализ развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального школьного образования

2.1 Анализ сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью 

2.2 Методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

2.3 Анализ динамики формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

Заключение

Список использованных источников

В педагогике проблемы коммуникативного развития личности изучаются в формате нескольких направлений: во-первых, как неотъемлемая часть воспитательного процесса (A.B. Мудрик и др.), во-вторых, как характеристика личностной культуры (В. А. Кан-Калик и др.); в-третьих, как необходимый компонент готовности к школе (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, В. С. Мухина и др.).

Изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования является актуальной и мало изученной проблемой. В том числе, в настоящее время в специальной литературе недостаточно описана специфика использования в процессе организации их обучения альтернативных и дополнительных средств коммуникации. Это связано в первую очередь с тем, что категория детей с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу, общими характеристиками которой являются стойкое нарушений познавательной деятельности. В связи с чем, многие работы относительно изучения данной категории обучающихся посвящены описанию особенностей недоразвития познавательной сферы, разработке программ по формированию навыков самообслуживания, элементарных социально-бытовых навыков и элементов трудовой деятельности

Таким образом, ученые-исследователи с довольно разнообразных позиций изучают различные аспекты проблемы. Но, вместе с тем, разработка методических подходов к процессу формирования коммуникативных навыков детей с легкой умственной отсталостью в начальный период обучения на современном этапе не находит должной исследовательской активности, что определило выбор темы.

Объект исследования – процесс развития коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в начальный период обучения.

Предмет исследования – коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в начальный период обучения.

Цель исследования – выявить возможности коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в начальный период обучения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть историографию исследований развития коммуникативных навыков у детей.

2. Выявить возрастные особенности развития коммуникативных навыков у детей в онтогенезе.

3. Охарактеризовать особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

4. Организовать и провести экспериментальное исследование сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.

5. Описать методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.

6. Провести анализ динамики формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.

 

1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

Особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью представлен в работах Н. А. Бесединой [3], М. В. Вечер [4], Л. С. Выготского [6; 7], С. В. Ганьжиной [8], И. А. Емельяновой [11], Г. Г. Зак [13], А. Ф. Маматовой [17], О. И. Мелкозеровой [18], К. А. Михалевой [21], В. Г. Петровой [23], Л. М. Шипицыной [31] и других. Одним из важнейших условий психического развития, становления личности обучающегося с умственной отсталостью является общение. Л.С. Выготский подчеркивает, что «коллектив является центральным фактором в развитии высших психических функций. Однако обучающийся с умственной отсталостью «выпадает» из детского коллектива при общении с детьми с интеллектуальной нормой, так как они любо игнорируют, либо предлагают невыгодную позицию в деятельности» [6, с. 312]. Особенности психического и речевого развития осложняют общение обучающихся с умственной отсталостью не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Общение обучающихся друг с другом имеет ряд особенностей. Л. С. Выготский обращал внимание на такое явление как «взаимное обслуживание, когда обучающиеся с умственной отсталостью в большинстве случаев предпочитают вступать в контакт с теми, чье интеллектуальное нарушение тяжелее. Обучающиеся с более легкой выраженностью нарушения удовлетворяют потребность в признании, контроле, они проявляют социальную активность, для обучающихся с более тяжелой степенью умственной отсталости это предоставляет возможность реализовать потребность в общении с более активным субъектом, которого неосознанно воспринимают как идеал».

Л. М. Шипицына указывает на то, что «обучающиеся с умственной отсталостью не всегда способны поддерживать диалог, задавать вопросы. В большинстве случаев диалог возникает по инициативе взрослого, а не обучающегося. Это отрицательно сказывается на положении обучающегося в коллективе, формирует у него негативное отношение и отрицательные черты характера».

Коммуникативные навыки способствуют успешной реализации обучающегося с умственной отсталостью на уровне начального образования в межличностных отношениях, установлении дружеского контакта с окружающими людьми. Формирование коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью затруднено, так как на этот процесс оказывают влияние факторы, вызванные особенностями его развития. Л. С. Выготский выделяет: ограниченность представлений об окружающем мире, снижение потребности в речевом общении, незрелость мотивов и интересов, слабость речевых контактов, как наиболее значимые факторы, которые определяют уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.

Некоторыми препятствиями при формировании коммуникативных навыков, с которыми сталкиваются обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), М. В. Вечер считает, что «несформированность потребности в общении, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие всех компонентов языковой способности, склонность к использованию штампов в речевых конструкциях».

Одну из главных ролей в социализации и общении В. Г. Петрова отводит речи, однако она формулирует вывод о том, что «обучающиеся с умственной отсталостью на уровне начального образования предпочитают не использовать вербальные средства коммуникации. Они недостаточно пользуются речью, произносят отдельные короткие фразы, слова, которые побуждают к выполнению какого-либо действия. В некоторых случаях заменяют словесный ответ кивком головы или другим жестом».

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. Москва: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
  2. Барабанщиков, М. В. Развитие коммуникативных навыков обучающихся в свете требований ФГОС / М. В. Барабанщиков // Апробация. 2014. № 11. С. 100-101.
  3. Беседина, Н. А. Формирование коммуникативной деятельности младших школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на логопедических занятиях / Н. А. Беседина // Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях. Курск: Университетская книга, 2018. С. 142-146.
  4. Вечер, М. В. Коммуникативные средства младших школьников с умеренной умственной отсталостью: к постановке проблемы исследования / М. В. Вечер // Специальное образование. 2015. № 4 (40). С. 27-33.
  5. Волкова, Т. А. Театрализованная игра как средство развития связной речи детей / Т. А. Волкова, К. В. Шеина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2013. № 32. С. 179-183.
  6. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. Санкт-Петербург: Лань, 2003. 654 с.
  7. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. Москва: Смысл, 2005. 1136 с.
  8. Ганьжина, С. В. Экспериментальное изучение уровней сформированности коммуникативных умений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / С. В. Ганьжина // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза Материалы Международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова. Екатеринбург, 2021. С. 277-279.
  9. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка / Н. Ф. Голованова. Санкт-Петербург: Речь, 2014. 272 с.
  10. Горбовская, А. Ю. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе / А. Ю. Горбовская // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. Т. 1. С. 50-54.
  11. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И. А. Емельянова // Образование и наука. Известия УРО РАО. 2009. № 1 (58). С. 86-94.
  12. Ефимова, Е. С. Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Е. С. Ефимова // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 (53). С. 76-80.
  13. Зак, Г. Г. Развитие коммуникативных умений у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью в процессе социально-бытовой деятельности / Г. Г. Зак // Специальное образование. 2010. № 1. С. 30-35.
  14. Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания обучающихся / Е. Н. Землянская. Москва: Юрайт, 2015. 508 с.
  15. Коваленко, А. И. Развитие коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами сюжетно-ролевой игры / А. И. Коваленко, М. М. Панасенкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2015. №2 (июнь). С. 316-318.
  16. Козловская, Е. Л. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности / Е. Л. Козловская // Концепт. 2013. Выпуск 1. С. 1881-1885.
  17. Маматова, А. Ф. Особенности формирования коммуникативной активности у умственно отсталых школьников / А. Ф. Маматова // Аллея науки. 2018. Т. 5, № 5 (21). С. 1044-1047.

Всего 31 источник литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское