Введение
Глава 1 Анализ теоретических источников по проблеме развития коммуникативных навыков у детей
1.1 Историография исследований развития коммуникативных навыков у детей
1.2 Психолого-педагогические основы развития коммуникативных навыков у детей в онтогенезе
1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
Глава 2 Анализ развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального школьного образования
2.1 Анализ сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
2.2 Методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
2.3 Анализ динамики формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
Заключение
Список использованных источников
В педагогике проблемы коммуникативного развития личности изучаются в формате нескольких направлений: во-первых, как неотъемлемая часть воспитательного процесса (A.B. Мудрик и др.), во-вторых, как характеристика личностной культуры (В. А. Кан-Калик и др.); в-третьих, как необходимый компонент готовности к школе (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A.B. Запорожец, В. С. Мухина и др.).
Изучение особенностей формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования является актуальной и мало изученной проблемой. В том числе, в настоящее время в специальной литературе недостаточно описана специфика использования в процессе организации их обучения альтернативных и дополнительных средств коммуникации. Это связано в первую очередь с тем, что категория детей с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу, общими характеристиками которой являются стойкое нарушений познавательной деятельности. В связи с чем, многие работы относительно изучения данной категории обучающихся посвящены описанию особенностей недоразвития познавательной сферы, разработке программ по формированию навыков самообслуживания, элементарных социально-бытовых навыков и элементов трудовой деятельности
Таким образом, ученые-исследователи с довольно разнообразных позиций изучают различные аспекты проблемы. Но, вместе с тем, разработка методических подходов к процессу формирования коммуникативных навыков детей с легкой умственной отсталостью в начальный период обучения на современном этапе не находит должной исследовательской активности, что определило выбор темы.
Объект исследования – процесс развития коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в начальный период обучения.
Предмет исследования – коррекционная работа по развитию коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в начальный период обучения.
Цель исследования – выявить возможности коррекционной работы по развитию коммуникативных навыков у детей с легкой умственной отсталостью в начальный период обучения.
Задачи исследования:
1. Раскрыть историографию исследований развития коммуникативных навыков у детей.
2. Выявить возрастные особенности развития коммуникативных навыков у детей в онтогенезе.
3. Охарактеризовать особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
4. Организовать и провести экспериментальное исследование сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
5. Описать методы формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
6. Провести анализ динамики формирования коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
1.3 Особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью
Особенности развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью представлен в работах Н. А. Бесединой [3], М. В. Вечер [4], Л. С. Выготского [6; 7], С. В. Ганьжиной [8], И. А. Емельяновой [11], Г. Г. Зак [13], А. Ф. Маматовой [17], О. И. Мелкозеровой [18], К. А. Михалевой [21], В. Г. Петровой [23], Л. М. Шипицыной [31] и других. Одним из важнейших условий психического развития, становления личности обучающегося с умственной отсталостью является общение. Л.С. Выготский подчеркивает, что «коллектив является центральным фактором в развитии высших психических функций. Однако обучающийся с умственной отсталостью «выпадает» из детского коллектива при общении с детьми с интеллектуальной нормой, так как они любо игнорируют, либо предлагают невыгодную позицию в деятельности» [6, с. 312]. Особенности психического и речевого развития осложняют общение обучающихся с умственной отсталостью не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Общение обучающихся друг с другом имеет ряд особенностей. Л. С. Выготский обращал внимание на такое явление как «взаимное обслуживание, когда обучающиеся с умственной отсталостью в большинстве случаев предпочитают вступать в контакт с теми, чье интеллектуальное нарушение тяжелее. Обучающиеся с более легкой выраженностью нарушения удовлетворяют потребность в признании, контроле, они проявляют социальную активность, для обучающихся с более тяжелой степенью умственной отсталости это предоставляет возможность реализовать потребность в общении с более активным субъектом, которого неосознанно воспринимают как идеал».
Л. М. Шипицына указывает на то, что «обучающиеся с умственной отсталостью не всегда способны поддерживать диалог, задавать вопросы. В большинстве случаев диалог возникает по инициативе взрослого, а не обучающегося. Это отрицательно сказывается на положении обучающегося в коллективе, формирует у него негативное отношение и отрицательные черты характера».
Коммуникативные навыки способствуют успешной реализации обучающегося с умственной отсталостью на уровне начального образования в межличностных отношениях, установлении дружеского контакта с окружающими людьми. Формирование коммуникативных навыков обучающихся с умственной отсталостью затруднено, так как на этот процесс оказывают влияние факторы, вызванные особенностями его развития. Л. С. Выготский выделяет: ограниченность представлений об окружающем мире, снижение потребности в речевом общении, незрелость мотивов и интересов, слабость речевых контактов, как наиболее значимые факторы, которые определяют уровень сформированности коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью.
Некоторыми препятствиями при формировании коммуникативных навыков, с которыми сталкиваются обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), М. В. Вечер считает, что «несформированность потребности в общении, бедный социальный опыт, недоразвитие интеллекта и эмоционально-волевой сферы, недоразвитие всех компонентов языковой способности, склонность к использованию штампов в речевых конструкциях».
Одну из главных ролей в социализации и общении В. Г. Петрова отводит речи, однако она формулирует вывод о том, что «обучающиеся с умственной отсталостью на уровне начального образования предпочитают не использовать вербальные средства коммуникации. Они недостаточно пользуются речью, произносят отдельные короткие фразы, слова, которые побуждают к выполнению какого-либо действия. В некоторых случаях заменяют словесный ответ кивком головы или другим жестом».