Курсовая работа|Педагогика

Коррекция агрессивности у детей младшего школьного возраста с помощью игровых методик

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: vol

Год: 2018 | Страниц: 27

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования агрессивности у детей младшего школьного возраста
1.1 Основные теоретические подходы к понятию агрессии и агрессивности, типология агрессивного поведения
1.2 Игровая деятельность как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников
Глава 2. Исследовательская работа по изучению психологических особенностей агрессивности в младшем школьном возрасте
2.1 Исследование и результаты диагностики агрессивного поведения в младшем школьном возрасте
2.2. Анализ и рекомендации по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности

Заключение

Список использованных источников

Курсовая работа посвящена актуальной теме агрессии у детей младшего школьного возраста и ее коррекции с помощью средств игровой деятельности. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации. В целом же агрессивные проявления ограничивают активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости усиления и совершенствования социально-профилактической деятельности общества  и государства, создания целостной системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения младших школьников.

Агрессивное поведение является формой девиантного поведения. Существует проблема коррекция ранних проявлений агрессивности. Объектом исследования является агрессивность у детей младшего школьного возраста.                                                                                             

Предмет исследования-средства игровой деятельности, применяемых в коррекционной работе агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.                                               

Гипотеза исследования-средства игровой деятельности достаточно эффективны в снижении агрессивности у детей младшего школьного возраста.     

Целью исследования является анализ средств игровой деятельности, применяемые в коррекции агрессивности у детей младшего школьного возраста.   

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:                                                                                             

- изучить основные теоретические подходы к понятию агрессии и агрессивности, типологии агрессивного поведения;                                                             

-исследовать игровую деятельность как средство коррекции агрессивного поведения младших школьников;                                                                  

-провести исследование и представить результаты первичной и вторичной диагностики агрессивного поведения в младшем школьном возрасте;
-дать анализ и рекомендации по коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста средствами игровой деятельности.                         

Также обозначим задачи психологического исследования:                               

-провести первичную диагностику;                                                                                                          

-провести игровые методики;                                                                                          

 -направленные на снижение уровня агрессии у младших школьников;                                                                                                         

-провести вторичную диагностику;                                                                                  

-проанализировать результаты и сделать выводы.                             

Методы исследования: анализ,  синтез, психологическая диагностика, прогноз.                                                                            

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОСТИ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Основные теоретические подходы к понятию агрессии и агрессивности, типология агрессивного поведения

Особенно важно решение обозначенной во введении данной курсовой работы проблемы в отношении детей младшего школьного возраста. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы.                      

Ведь именно в младшем школьном возрасте формируются личностные черты и качества, начинают складываться определенные установки, которые в дальнейшем обусловливают поведение ребенка в подростковом и юношеском возрасте.                                                                              

В переводе с латинского языка «агрессия» означает «приступ», «нападение». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками и деструктивными действиями. Агрессия представляет собой поведение, которое направлено на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. В роли объектов могут выступать предметы или живые существа. Агрессия может возникнуть как реакция человека на стресс, на фрустрацию, физический или психологический дискомфорт. В состоянии агрессии человек обладает гневом, ненавистью и т.д. Агрессивное поведение может служить средством достижения какой-либо цели – например, повышению собственного статуса за счет самоутверждения.                                 

Агрессивность рассматривается в психологии как устойчивая личностная черта, выражающая склонность к агрессивному поведению. Автор данной курсовой работы под агрессивностью предлагает понимать свойство личности, характеризующееся агрессивными импульсами, направленными на самосохранение, в результате чего может носить конструктивный либо деструктивный характер, в зависимости от способа разрешения конфликтных ситуаций, связанных с целевыми и ценностными установками личности.                                                                         

На развитие агрессивности младших школьников влияют природные особенности темперамента, возбудимость и сила эмоций нервной системы, способствующей формированию таких черт, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Агрессия вызывает также необходимость защищать себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз. Следует отметить, что агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска.                                            

Различают несколько типов агрессии: вербальную, физическую, прямую (непосредственно направленную против кого или чего-либо), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также аутоагрессию, которая проявляется в самоуничижении, самообвинении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийств.                                                                         

Рост агрессивных тенденций, распространение жестокости и насилия на экране и в средствах массовой информации вызывают озабоченность педагогов и родителей. Свою роль играет также увлечённость детей компьютерными играми, видео и фильмами агрессивного характера.                          

Существуют разные подходы к определению агрессии и агрессивности. Так, Л. Бендер, американский детский психолог, анализирует агрессию как тенденцию близости к объекту или удаления от него, а Х. Дельгадо пишет, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести ущерб или вред личности, или обществу. Уилсон отмечает, что агрессия есть угроза или физическое действие такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают генетическую приспособленность или свободу другой особи. Существуют разные причины и разные формы, критерии агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Оно сопровождается возрастными кризисами. Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме и т.д., а также быть компенсацией безысходности или незащищённости, средством привлечения внимания, выходом накопленного напряжения и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик.                                       

  1. Бугова Г.В. К вопросу о профилактике дезадаптации младших школьников // Начальная школа, 2006, № 12. С.73-77.
  2. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5: Основы дефектологии / под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. Т. 5.
  3. Высоцкая Е. А., Гафурова Ю. А. Применение педагогом средств песочной терапии на занятиях с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья // Специальное образование, 2017, С. 63-65.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010. – 310 с.
  5. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008. – 160 с.
  6. Ковальчук М. А.  Как организовать работу по профилактике девиантных отклонений в поведении детей младшего школьного возраста // Начальная школа, 2002,  № 12. С. 31-34.
  7. Козловская Н.А., Морозова И.С. Формирование нравственных чувств как детерминант развития психологически здоровой личности младшего школьника // Интеграция образования, 2007, № 3/4. С. 182-187.
  8. Колмогорова Л. С., Холодкова О. Г. Особенности становления психологической культуры младших школьников // Вопросы психологии, 2001, № 1.  С. 47-56.
  9. Критерии агрессивности у ребенка (анкета), (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) // https://docviewer.yandex.ru/view/138103509.
  10. Ларионова И. А. Структура и смысл решения педагогической задачи // Мир образования — образование в мире, 2007, № 4 (28). С.27-276.
  11. Ларионова С.О. Особенности девиантного поведения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Педагогическое образование в России, 2012, № 3. С.45-52.
  12. Метод комплексной экспресс-диагностики социально-педагогической запущенности детей, разработанный Р. В. Овчаровой
    // http://psylist.net/praktikum/00019.htm.
  13. Методика многофакторного исследования личности Кэттела // Энциклопедия психодиагностики // http://psylab.info.
  14. Мосина Т.Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник, №6 (22), 2018, С. 30-34.
  15. Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.
  16. Чуфаровский Ю.Ф. Юридическая психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. - Москва: Проспект, 2014.-256 с.
  17. Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан) // http://1-source.ru/diagnostika/shkala-lichnostnoi-trevozhnosti-prihozhan.html.
  18. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.
  19. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб.: Речь, 2010.— 208 с.
  20. Юридическая педагогика: учебник / К.М. Левитан. - М.: Норма, 2008.-432 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское