Введение
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности организации
1.1 Характеристика конкурентоспособности организации
1.2 Факторы конкурентоспособности организации
1.3 Методы оценки конкурентоспособности организации
2 Анализ конкурентоспособности и конкурентных преимуществ ИП «Студия йоги 4 стихии»
2.1 Анализ финансово-экономической деятельности ИП «Студия йоги 4 стихии»
2.2 SWOT-анализ деятельности ИП «Студия йоги 4 стихии»
2.3 Оценка конкурентоспособности ИП «Студия йоги 4 стихии»
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ИП «Студия йоги 4 стихии»
3.1 Предлагаемые пути повышения конкурентоспособности ИП «Студия йоги 4 стихии»
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности организации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности организаций, работающих в сфере производства товаров, становится все более актуальной и требует совершенствования и адаптации к принципиально меняющейся ситуации на рынке. На повышение конкурентоспособности могут повлиять многие факторы, часть из которых относятся к управляемым и могут быть изменены организациями. Наряду с теоретическими исследованиями сущности конкуренции и конкурентоспособности, в экономической литературе давно обсуждается проблема практической оценки конкурентоспособности. Можно констатировать, что в вопросах оценки конкурентоспособности продукции на сегодняшний день достигнуты определенные успехи, разработаны вполне приемлемые методики оценки конкурентоспособности идентичных товаров и услуг. Сложнее дело обстоит с оценкой конкурентоспособности организаций. Несмотря на то, что определенные шаги в этом направлении предпринимались и предпринимаются, универсальной и общепризнанной методики комплексной оценки конкурентоспособности организации экономистами в настоящее время не выработано. В то же время, потребность в оценке конкурентоспособности того или иного предприятия существует, поскольку в условиях рыночной экономики оценка своих конкурентных позиций является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется организации в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества.
Актуальность проблемы повышения конкурентоспособности организаций обосновывается несколькими причинами. Во-первых, усилением конкурентной борьбы на рынке услуг. Во-вторых, необходимостью разработки стратегии повышения конкурентоспособности организации в условиях снижения покупательской способности населения.
Цель работы – провести анализ конкурентоспособности организации и предложить мероприятия по ее повышению.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и основные элементы конкурентоспособности организации;
- определить направления обеспечения конкурентоспособности организации;
- изучить методы оценки конкурентоспособности организации;
- провести анализ конкурентоспособности ИП «Студия йоги 4 стихии»;
- предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности ИП «Студия йоги 4 стихии»
Объект исследования – ИП «Студия йоги 4 стихии».
Предмет исследования – конкурентоспособности организации.
В работе использованы такие методы, как:
- метод описания, который позволяет фиксировать данные исследования объекта путем языка науки и специальными средствами (таблицы, рисунки, графики и т.д.);
- метод объяснения, раскрывающий сущность объекта исследования и способствующий развитию знаний об объекте;
- метод сбора информации, который позволяет провести сбор различных сведений об исследуемом объекте и обработать их;
- метод анализа материала, который включает разделение на части изучаемого материала, использование ранжирования, сравнения и т.д.;
- метод синтеза, который дает возможность соединить в единое целое путем обобщения информации об исследуемом объекте.
Научная новизна определяется результатами исследования, которые развивают и уточняют научные и практические предложения, полученные ранее другими исследователями в рамках темы данной ВКР.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы являются фундаментальные работы отечественных и зарубежных ученых в области предпринимательства, экономического анализа, менеджмента, а также материалы научных конференций, семинаров, посвященных проблемам обеспечения конкурентоспособности.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, и приложений.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, характеризуется ее научное и практическое значение для развития современного производства, формулируются цели и задачи выпускной квалификационной работы, определяется объект, предмет и методы исследования, научная новизна, источники информации для выполнения работы, краткое содержание глав.
В первой главе раскрываются теоретические основы изучения конкурентоспособности организации. Во второй главе проводится анализ конкурентоспособности ИП «Студия йоги 4 стихии» В третьей главе предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности ИП «Студия йоги 4 стихии»
В заключении отражаются основные результаты выполненной работы, важнейшие выводы и рекомендации и предложения по их практическому использованию.
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности организации
1.1 Характеристика конкурентоспособности организации
На сегодняшний день, с экономической точки зрения, существует несколько аспектов, в которых осуществляется трактовке конкуренции: степень состязательности рынка, элемент саморегуляции рыночного механизма, критерий, определяющий тип отраслевой принадлежности рынка.
По мнению Мазилкина Е. И., «конкуренция – это процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, а также соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя». При этом следует отметить, что:
- рыночная конкуренция – это непосредственное взаимодействие организаций на рынке, то есть та борьба, которую ведут организации, продвигая свой товар или услугу;
- конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса, который заставляет организации конкурировать друг с другом;
- рыночная конкуренция ведется только на доступных сегментах рынка.
Механизм влияния конкуренции на показатели конкурентоспособности организации состоит в обусловливании процессовстановления конкурентных преимуществ результатомконкуренции организации на рынке:
- повышением уровня хозяйственной применимости возможностей, которые заключаются в имеющихся производственных ресурсах организации;
- определением направленности процесса их осуществления в условиях конкуренции;
- воздействием на интенсивность данного процесса.
Наличие конкуренции делает необходимым формулирование и осуществление организацией конкретной рыночной стратегии, нацеленной на достижение намеченных целей;
- прочими факторами конъюнктуры рынка, которые представляют собой средства связи отраслевых условий функционирования организации (национальной экономики и конкурентоспособности отрасли), а также его конкурентоспособности. В число прочих факторов конъюнктуры рынка, в первую очередь, входят:
- условия спроса на рынке на товары (услуги, работы) организации;
- условия предложения производственного ресурса (обеспеченность факторами производства), требуемых в целях функционирования организации и формирования ее конкурентных преимуществ.
Соответственно, конкуренция является многоаспектным понятием, состоящим из состязательного стремления к наиболее эффективному применению факторов производства. Если конкуренция является борьбой, соревнованием, набором состязательных действий, тогдачем же является конкурентоспособность?Прежде всего, это «способность конкурировать».
Конкурентоспособность является базовым понятием на каждом субъекте хозяйствования, его рассматривают в трехаспектах, которые между собой связаны:
- Уровень организации (в целом).
- Производственный уровень.
- Уровень продукции.
Конкурентоспособность субъекта хозяйствования в целом – это его возможность осуществления эффективной производственной и сбытовой деятельности, оказаниясопротивления конкурентам. На уровень конкурентоспособности субъекта хозяйствованиявлияет интерес и доверие к услугам субъекта хозяйствования на рынках. В определении уровня конкурентоспособности субъекта хозяйствования оказывают помощь факторы: цены организации, организационных систем, технической оснащенности рабочих мест, способа реализации концепции управления, использованиячеловеческого капитала, стратегического маркетинга, управленческих технологий, инновационных, технических, инвестиционных политик.
Ввиду этого оценка конкурентоспособности субъекта хозяйствования получила еще большую актуальность как с позиций разрешения проблем, связанных со стратегическим развитиемотдельных экономических агентов, так и с позицийразрешения вопроса относительно конкурентоспособности экономики страны в целом.
Конкурентоспособность субъекта хозяйствования предполагает способность к прибыльной хозяйственной деятельностипри конкурентном рынке, которую обеспечивает умелое применение научно-технических, организационно - управленческих, производственных, экономических, маркетинговых и прочих средств ведения эффективного хозяйствования.
Как полагают некоторые ученых-экономисты,улучшения конкурентоспособности субъекта хозяйствования можно достичьза счет его ориентации на потребителей, повышения качества выпускаемых товаров, введенияполитики в сфере инноваций, более качественного применения ресурсов, а также улучшениятрудовых условий и пр.
Категории конкурентоспособности продукции, субъекта хозяйствования, региона – это взаимосвязанные, взаимозависимые понятия: конкурентоспособность субъекта хозяйствования – это основа конкурентоспособности ее продукции, конкурентоспособность экономики региона – это основа конкурентоспособности субъекта хозяйствования этого региона.
По мнению Д. Адилова, конкурентоспособность организации является мерой всего потенциала производственнойсистемы в субъекте хозяйствования, описывающей все ее ключевые срезы: научно-технический, кадровый, финансово-экономический, а также производственно-технологический. Если взятьконкурентоспособность организации за основу, то представляется возможным создание интереса инвесторам и доверия в сфере производства товаров. За счет вложений в данный комплекс улучшается конкурентоспособностьсубъекта хозяйствования, общий и инновационный потенциал.
Можно сказать, что на конкурентоспособность продукции организации влияет уровень удовлетворенности, лояльности и приверженности владельцев и заказчиков продукции. Показательулучшения конкурентоспособности продукции – это относительная доля продаж оцениваемых товаровпо сравнению с товарами конкурента.
Практика показывает, что решение задачи повышения конкурентоспособности вызывает значительные затруднения, а для многих организаций в сегодняшних экономических условиях оно стало проблемой вследствие отсутствия у организаций четкой стратегии, финансово-экономических целей и критериев. Конкурентоспособность является критерием, наиболее полно отражающим эффективность деятельности экономического субъекта.