Курсовая работа|Конфликтология

Межконфессиональные проблемы в современной России

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 24

Введение

  1. Понятие конфликта. Межэтнический и межконфессиональный конфликт
  2. Причины возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов
  3. Типы и формы межэтнических конфликтов
  4. Проблема урегулирования межэтнических конфликтов

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность. Изучение межконфессиональных отношений в обществе имеет непосредственное отношение не только к человеку как к таковому, но так же ко всему обществу в целом, к социальному регулированию.

Вопросы, связанные с ущемлением прав верующих, в последнее время часто входят в число наиболее активно обсуждаемых в обществе, ведь роль справедливости, равноправия между разными конфессиями в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Социальная психология межрелигиозных отношений является огромным полем для изучения установок, предрассудков, дискриминации, социального восприятия и самовосприятия, самоуважения, возникновения социальных норм и ролей.

Лучшие умы посвятили этой проблеме свои труды. Но только в настоящее время созрели условия, открывающие реальные перспективы обеспечения всеобщего мира.

Данной проблемой занимались такие авторы как: А.Р. Аклаев, Е.В. Буртовая, В.И. Гараджа, К. Ерофеев, Е. Кублицкая, А. Погасий, К. Самошонков, В.А. Тишков и др.

Объект: возникновение межконфессиональных конфликтов

Предмет: урегулирование межэтнических конфликтов.

Целью работы является Межконфессиональные проблемы в современной России. Их причины и современные процессы

Задачи:

1) раскрыть понятие конфликта. Межэтнический и межконфессиональный конфликт;

2) рассмотреть причины возникновения межэтнических и межконфессиональных конфликтов;

3) изучить типы и формы межэтнических конфликтов;

4) показать проблему урегулирования межэтнических конфликтов.

 

1. Понятие конфликта. Межэтнический и межконфессиональный конфликт межэтнический и межконфессиональный религиозный конфликт

На сегодняшний день существует огромное множество определений конфликта. На Западе, например, широко распространено определение известного американского теоретика Л.Козера: «Конфликт – борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника». В отечественной литературе также даются определения конфликта. Так, Л.Г. Здравомыслов определяет конфликт как «норму отношений между людьми, своего рода клеточку социальной жизни, в которой наиболее отчетливо проявляется социальная напряженность, накапливается энергия деятельности, порождающая социальные изменения и сдвиги разного масштаба».

Следует заметить, что большинство определений конфликта носит социологический характер, так как в социальном конфликте все стороны представлены людьми, группами людей. А.В. Дмитриев, например, под социальным конфликтом понимает «тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны».

Социальные конфликты могут проявляться в различных сферах жизни. Так, различают межличностные конфликты, конфликты в организации, межгрупповые конфликты. К одному из видов межгрупповых конфликтов относятся конфликты национальные (межэтнические) и религиозные (межконфессиональные). Вся сложность ситуации заключается в том, что именно в таких конфликтах на первый план выходит один из видов базовых групповых потребностей – потребность в идентичности, то есть в сохранении целостности группы в зависимости от той или иной этнической или конфессиональной принадлежности.

Прежде чем говорить о межэтническом конфликте как таковом, необходимо раскрыть понятие этноса, этничности.

Принадлежность к тому или иному этносу вызывает у людей сильный эмоциональный отклик и прежде всего чувство ответственности перед своей этнической группой. За счет этого достигается сплоченность группы, готовность членов группы защищать ее интересы и территориальные границы от других групп.

Несмотря на то, что наука этнология имеет довольно долгую историю, общепризнанного понятия «этнос» так и не выработано. Дискуссия вокруг понимания этничности стала развертываться с начала 70-х годов. Поводом к этому послужили различные факторы, такие как: распад колониальной системы, образование новых государств, обострение межэтнических отношений в индустриальных странах.

Существуют три основных подхода к трактовке понятия этничности – примордиализм (или эссенциализм), инструментализм и конструктивизм.

Примордиалистский (эссенциалистский) подход рассматривает этничность как естественную, врожденную связь любого человека со своей этнической группой. Считается, что этническая общность складывается по происхождению, языку, традициям, обычаям и даже психическому складу людей. Этническая принадлежность здесь – это характеристика, получаемая человеком при рождении. Согласно данной теории, этнос – «это, прежде всего разделяемая членами группы культурная общность с объективными характеристиками принадлежности, такими, как территория, язык, экономика, расовый тип, религия, мировоззрение и даже психический склад». Этнический конфликт в этом случае рассматривается только как неизбежно порожденный этничностью.

Инструменталистский подход основывается на рациональных аспектах этничности и тех функциях, которые она выполняет в политической жизни общества. Этничность трактуется как «инструмент», как «создаваемый на основе элементов культуры социальный и политический ресурс, используемый индивидами, группами и элитами для достижения своих целей, как наступательных, так и оборонительных». Согласно данному подходу, сама по себе этничность не является причиной этнического конфликта, а становится лишь средством маскировки других конфликтов (экономических, политических, социальных).

Конструктивистский подход, получивший наибольшее распространение в 1990-е годы, делает упор на социальный характер происхождения и природы этничности. Крупный отечественный теоретик конструктивизма В.А.Тишков отмечает, что «этническую идентичность следует рассматривать больше как форму социальной организации, чем как выражение определенного культурного комплекса». Под этнической общностью Тишков понимает «группу людей, члены которой имеют общие название и элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности».

С точки зрения конструктивистского подхода этничность не порождает конфликт. На возникновение конфликта воздействуют различные социальные группы, которые используют этничность как инструмент для реализации собственных целей.

Итак, этнические общности могут быть рассмотрены: 1) в качестве относительно самостоятельных социумов с характерными для них разными уровнями экономического и социального развития; 2) в рамках культуры, включая историческую традицию, язык, обычаи; 3) с точки зрения численных и дистанционных параметров (численность, компактность - дискретность и пр.); 4) в качестве разнообразных политических институтов (государственные, партийные, клановые и пр.).

Таким образом, понимание сути этнического конфликта неразрывно связано с понятием этничности. Суть далеко не каждого этнического конфликта заключается в этничности, этничность, скорее форма проявления конфликта. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями. При этом более сильный этнос ограничивает или исключает претензии более слабых этносов. Имеющие высокий статус члены группы обычно стараются перевести недовольство, существующее внутри группы, на внешнего врага. Неравенство этносов чаще всего обусловлено объективными обстоятельствами - численностью, отсутствием ресурсной базы, вклад в развитие экономики, культуры, географические условия и т.д.[6]

  1. Аклаев А.Р. Этнополитическая конфликтология. – М.: Прогресс, – 474 с.
  2. Арутюнян Ю.В. Этносоциология. – М.: Юнити, 2014. – 574 с.
  3. Буртовая Е.В. Конфликтология. – М.: Дельта, 2013. - 559 с.
  4. Воробьева М. Религия и религиозность в современной России. - СПб.: Феникс, 2013.- 305 с.
  5. Гараджа В.И. Социология религии. - СПб.: Питер. - 2013. - 544 с.
  6. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Просвещение, 2014. – 430 с.
  7. Дударенок С. Религиозная ситуация в России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 672 с.
  8. Ерофеев К. Религия и общество в современной России: социокультурные и правовые аспекты. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 558 с.
  9. Журавлева И. Религиозные конфликты и их проявления в современной России. – М.: Высшая школа, 2013. – 499 с.
  10. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. – М.: Академия, 2013. – 456 с.
  11. Зеленков М. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения. - СПб.: Феникс, 2015. – 555 с.
  12. Конфликтология. / Под ред. С. Ланцова. – М.: Академия, 2014. – 442 с.
  13. Кублицкая Е. Особенности религиозности в современной России. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 525 с.
  14. Мукомель В. Демографические последствия этнических и региональных конфликтов. – М.: Академия, 2015. – 490 с.
  15. Николаев А.И., Ушакова Т.А. Религиоведение. - М.: Наука, 2013. - 488 с.
  16. Погасий А. Религиозные разделения и межконфессиональное понимание. – М.: Геотар-Медиа, 2014. – 529 с
  17. Романенко С.А. Современные международные отношения и мировая политика. – М.: Прогресс, – 598 с.
  18. Самошонков К. Межконфессиональный конфликт. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 569 с.
  19. Старостенко А. Социально-политический контекст межконфессиональных отношений. - СПб.: Феникс, 2013.- 374 с.
  20. Тишков В.А. Реквием по этносу. – М.: Юнити, 2013. – 547 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конфликтология
2017 год 49 стр.
Курсовая Управление конфликтами в организации
Svetlana
Курсовая работа Конфликтология
2017 год 66 стр.
Курсовая Управление конфликтами на примере организации
Telesammit
Курсовая работа Конфликтология
2013 год 54 стр.
Курсовая Механизм урегулирования конфликта
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское