Курсовая работа|Педагогика

Методика обучения домашней экономике и предпринимательству

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 39

Введение

ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Рабочая программа курса «Домашняя экономика и предпринимательство»

1.2 Развернутый план-конспект урока на тему «Семья – первичная ячейка государства»

1.3 Воспитательные возможности учебного материала

1.4 Формы, методы и технологии обучения при организации работы по курсу

1.5 Учебно-дидактическое обеспечение, чертежи на объекты труда, технологическая документация к ним, задания для контроля знаний к занятиям

1.6 Правила техники безопасности в учебных мастерских

1.7 Профориентация

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1 Материальная база трудового обучения

2.2 Общая характеристика помещения, соответствие санитарно-гигиенических характеристик современным требованиям

2.3 Недостатки существующей материально-технической базы трудовой подготовки

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность. Интерес к изучению основы экономики и предпринимательства в нашей стране сегодня действительно вырос значительно, и это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений.

Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, как один из важнейших социальных институтов должно помогать учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчать выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности.

На настоящий момент наблюдается недостаточная подготовка выпускников к реальной практической экономической деятельности, присутствует дисбаланс между теоретическими знаниями и практическими навыками, готовностью выпускника к активной социальной роли.

Поэтому актуальной проблемой является поиск новых возможностей образовательной системы в области практического освоения теории, развития социальных навыков выпускника. Особое значение приобретает проблема формирования у школьников системного мышления и навыков принятия и реализации решений, реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, развития социально-экономической компетентности молодежи.

Ученые. Различные научно-педагогические аспекты проблемы технологического и политехнического образования подрастающего поколения раскрыли П. Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, Н. И. Бабкин, С. Я. Батышев, Ю. К. Васильев, В. М. Казакевич, С. Е. Матушкин, В. Д. Симоненко, Г. В. Пичугина, В. А. Поляков, И. Ф. Раздымалин, Н. А. Томин и др.

Усиливается внимание к профессионально-творческой подготовке студентов педагогических вузов (О. А. Абдулина, В. А. Беликов, А. С, Гаязов, В. И. Загвязинский, Н. М. Яковлев и др.), переход к личностно ориентированной парадигме системы высшего педагогического образования (Н. А. Алексеев, Е. В. Бондаревская, В. В. Горшкова, В. С. Ильин, А. В. Кирьякова, В. А. Сластенин, А. П. Тряпицина, Е. Н. Шиянов, И. С. Якиманская и др.).

Вопросам экономического образования и предпринимательской деятельности учащихся посвящены работы Т. П.Афанасьева, И. Ерошина, И. А. Сасовой, Т. И. Пуденко, Н. В. Фомина и др. Анализ социально-экономических вопросов сельского социума исследуются в работах М.П. Гурьянова, Т.И. Заславская, JI.B. Корель, Н.П. Симуш и др.

Противоречие. В данной проблеме присутствует противоречия между:

  • возросшей значимостью домашней экономики и низким уровнем ее распространения;
  • возросшей потребностью практики в рациональном применении домашней экономики и отсутствии разработанного содержания научно обоснованных форм и методов его использования в реальном учебно-воспитательном процессе в условиях общеобразовательной школы.

Проблема исследования: какие условия наиболее эффективны в разработке методики обучения домашней экономике учащихся 10-11 классов.

 Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Цель исследования: разработать методику обучения основам домашней экономики и предпринимательства.

Объект исследования: процесс обучения технологии школьников в общеобразовательной школе.

Предмет исследования: процесс обучения основам домашней экономике и предпринимательству учащихся 10 классов на уроках технологии.

Задачи исследования:

1.Разработать методическую часть курсовой работы.

2.Проанализировать материальную базу трудового обучения.

Гипотеза: методика обучения основам домашней экономики и предпринимательству учащихся 10 классов будет эффективна, если:

  • разработать рабочую программу курса «Основы домашней экономике и предпринимательства»;
  • составить план-конспект на тему «Семья – первичная ячейка государства»;
  • разработать учебно-дидактическое обеспечение, чертежи на объекты труда, технологическую документацию, задания для контроля знаний к занятиям;
  • определить формы, методы и технологии обучения при организации работы по теме «Семья – первичная ячейка государства».

Теоретическая и практическая значимость исследования:

  • разработка рабочей программы курса «Основы домашней экономики и предпринимательства» и план-конспекта;
  • разработка занятия на тему «Семья – первичная ячейка государства».

 

ГЛАВА 1 МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Рабочая программа курса «Домашняя экономика и предпринимательство»

Пояснительная записка

Одним из вариантов разработки и внедрения модулей инновационной направленности, актуальных для предпрофильной и профильной подготовки школьников является курс технологической направленности «Домашняя экономика и предпринимательство». Данный курс позволяет выполнить следующие функции:

  • надстройка профильного курса;
  • удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека (в условиях рыночной экономики);
  • обеспечение дополнительной подготовки учащихся для современных социально-экономических условий сегодняшней России;
  • помощь выпускнику школы при самоопределении и в выборе будущей профессии.

Цель курса:

  • помочь обучающимся овладеть знаниями основ домашней экономики и предпринимательской деятельности;
  • сформировать у обучающихся навыки ведения домашнего хозяйства;
  • научить обучающихся применять имеющиеся знания при организации малого бизнеса.

Образовательные задачи курса:

  • освоение базовых теоретических знаний в сфере предпринимательской деятельности;
  • активизация творческого потенциала школьников;
  • получение ими опыта исследовательской, проектной деятельности при решении социально-значимых задач;
  • выявление и развитие коммуникативных способностей.

Программа курса «Домашняя экономика и предпринимательство» учитывает особенности развития познавательных интересов и мышления  обучающихся14-17 лет, так как школьники этой возрастной группы могут мыслить логически, рассуждать теоретически и заниматься самоанализом. Курс можно рассматривать и как профессиональную пробу в системе «человек-знаковая система» [30]. Его системообразующей идеей является интегрированный подход к освоению различных технологий, в условиях складывающихся рыночных отношений. К жизни в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, потребительских товаров и услуг необходимо готовить себя со школьной скамьи [19, c.78]. В данном курсе обучающиеся осваивают, как зарабатывать и рационально тратить деньги, распределять домашние работы, умело использовать рабочее время в домашнем хозяйстве, что представляет собой предпринимательство и кто такой предприниматель, действительно ли так важна его роль в рыночной экономике.

Структура курса представлена двумя разделами:  «Домашняя экономика» всего 17 часов и  «Предпринимательство» всего 18 часов, итого 35 часов в год.

Список литературы используемой учениками:

Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/Под ред. С.И. Иванова. – 17-е изд. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: ВИТА ПРЕСС, 2012. – 320 с.: ил.

1.2 Развернутый план-конспект урока на тему
«Семья – первичная ячейка государства»

Цель:

  1. Сформировать у учащихся понятие о семье, ее роли в обществе.
  2. Воспитать уважение к членам семьи, ответственность.

План:

  1. Состав семьи.
  2. Составляющие домашнего хозяйства.
  3. Забота государства о семье.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы обучения: Беседа, диспут.

Материальное обеспечение: Методические рекомендации, схемы.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Ролевая игра «Семья - папа + мама + я ??

Семья – социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Состав семьи А

Семейный статус

ФИО

Возраст

Место работы, учебы

Предлагаемый размер з/п, пенсии, стипендии

 

 

 

 

 

 

  1. Аллагулов Р.Х. (ред.) Экономика: методика комплексного изучения. Учебно-методическое пособие. — 2-е изд., доп. и перераб. — Уфа: Издание Башкирского университета, 2010. — 228 с.
  2. Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития студентов // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.
  3. Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения // Информатика и образование. - 2011. - N 6. - С. 111-114.
  4. Воронов В.В. Технология воспитания. – М.,2012. – 432 с.
  5. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт.- М.,2012. - 354 с.
  6. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании : интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. - 315 с.
  7. Дик Н.Ф. Современный справочник классного руководителя . – М., 2011. – 63 с.
  8. Ефимова Е. А. Интерактивное обучение как средство подготовки профессионально мобильного специалиста // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 10. - С. 23-24.
  9. Ефремов О.Ю. Педагогика.- СПб. : Питер, 2010. – 465 с.
  10. Загвязинский В.И. Теория обучения.- М.,2011. – 376 с.
  11. Козырев Ю. В. Модель проведения уроков на основе технологии решения проектных задач // Управление качеством образования : теория и практика эффективного администрирования. - 2011. - N 6. - С. 60-68.
  12. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.
  13. Матвеев Н.В. Методика преподавания экономики. 2-е изд., допол. и исправ. — Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2011. — 200 с.
  14. Матвеев Н.В. Теория и методика обучения экономике. Методическое пособие. — Иркутск: Вост.-Сиб. гос. акад. образов., 2011. — 72 с.
  15. Савицкая Е.В., Жданова А.О. Самостоятельные и контрольные работы по экономике. 10-11 класс. Базовый и углубленный уровни. 2-е изд. — М.: ВИТА—ПРЕСС, 2015. — 128 с.
  16. Ситник А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной практике: учеб. пособие. М., 2010. – 254 с.
  17. Фабер А. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы  подростки говорили.- М., : Эксмо, 2013. – 153 с.
  18. Чепыжова Н. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества обучения // Среднее профессиональное образование. - 2010. - N 6. - С. 13-15.
  19. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. - М., 2011 – 342 с.
  20. Настольная книга классного руководителя. – М.,, 2013 – 54 с.
  21. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 465 с.
  22. Педагогические технологии: Авт-сост. Т.П. Сальникова. – М.,2011. – 154 с.
  23. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжения Правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 163-р). URL:http://garant.ru
  24. Экономика. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. Профильный уровень образования/Под ред. С.И. Иванова. – 17-е изд. – В 2-х книгах. Книга 1. – М.: ВИТА ПРЕСС, 2012. – 320 с.: ил.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

  1. База педагогических данных кафедры педагогики МГОУ «Ресурс образования» ro.mgou.ru/
  2. Министерство образования и науки РФ  mon.gov.ru/
  3. Российское образование. Федеральный портал  http://www.edu.ru/
  4. Российский общеобразовательный портал  http://www.school.edu.ru/
  5. Педагогическая библиотека - www.pedlib.ru/
  6. Психолого-педагогическая библиотека - www. Koob.ru/

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское