Курсовая работа|Педагогика

Методика работы над стихотворными текстами на уроках чтения в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 33

Введение

Глава 1. Теоретические основы обучения чтению детей с тяжелыми речевыми нарушениями

1.1. Теории овладения языком

1.2. Особенности лирических стихотворений                                               

1.3 Виды предложений по структуре и значению, правильное чтение таких предложений согласно законам литературоведения

1.4. Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи

1.5. Особенности методики преподавания чтения в начальных классах для детей с тяжелыми нарушениями речи

Выводы

Глава 2. Современные методы обучения детей с тяжелыми речевыми нарушениями

2.1. Современные электронные технологии в работе учителя-логопеда

2.2. Арттерапия в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР

2.1. Игры в коррекционной работе логопеда

Выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность исследования. Проблема коммуникативной и, как следствие, социальной дезадаптации детей, имеющих тяжёлые нарушения психоречевого развития.  А также недостаточная разработанность проблемы на теоретическом уровне.

Объектом исследования является учебно-познавательная деятельность младших школьников с тяжелыми речевыми нарушениями.

Предмет состоит в изучении передового педагогического опыта в контексте данной темы исследования и вычленение и описание в данном исследовании наиболее эффективных способов формирования навыка чтения на материале лирических стихотворений в начальной школе.

Объект и предмет исследования указывают на необходимость постановки цели: уточнить методические условия формирования у учащихся начальной школы (в обычной и коррекционной школе) умения работать с лирическим текстом.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Анализ психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы с целью определения теоретических основ обучения чтению детей с ТНР.
  2. Выделение и описание наиболее успешных подходов в обучении
  3. Обозначение трудностей в преподавании детям с тяжелыми речевыми нарушениями
  4. Поиск путей преодоления трудностей в обучении наиболее эффективными методами.

Методы исследования: анализ, синтез, интерпретация, аналогия, сравнение, обобщение.

В данном направлении осуществляли научные изыскания следующие ученые: Мали Л.Д. Обучение выразительному чтению лирических стиотворений, Методика обучения литературе в начальной школе: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений; Под ред. М.П. Воюшиной, Мишукова О.И. Технологии совершенствования навыков чтения.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения чтению детей с тяжелыми речевыми нарушениями.

1.1. Теории овладения языком

Для современных теорий и исследований в этой обла­сти наиболее характерным является стремление устано­вить универсальность этого процесса и существование врожденных, биологических факторов, определяющих эту универсальность. Вокруг проблемы врожденных факторов овладения язы­ком вспыхивают ожесточенные и горячие споры. Влия­ние трансформационной грамматики, последние работы в этологии, исследования развития восприятия и позна­ния, а также в других областях - все это вновь возбу­дило интерес психологов к врожденным аспектам разви­тия интеллекта. Для многих психологов постулирование сложных, генетически запрограммированных перцептив­ных и когнитивных механизмов становится все более и более вероятным, если не единственно возможным. Проб­лема объяснения такого феномена, как овладение челове­ческим языком, уже давно занимает и, по-видимому, еще долго будет занимать в этих дебатах центральное место. Теории овладения языком должны также принимать во внимание сложность задачи, стоящей перед ребен­ком,-особенно проблему обнаружения глубинных структур и значений предложения. Психологические тео­рии научения исходят из того, что в основе научения лежат связи между стимулом и реакцией, но то, чему обучается ребенок в процессе речевого развития, вовсе не представляет собой набор связей S—R (стимул — ре­акция), а скорее сложную систему внутренних правил. При этом ребенок ни­когда не сталкивается с самой системой правил-он име­ет дело только с конкретными предложениями в конкрет­ных ситуациях. Каким же образом на основе такого опы­та ребенок осваивает глубинную языковую систему?

Задача настолько сложна, что некоторым начинает казаться вероятным, что мозг ребенка каким-то образом «настроен» изначально на переработку структур такого типа, которые составляют человеческий язык, причем ре­зультатом этой переработки является нечто аналогичное трансформационной грамматике родного языка. Это не означает, что грамматическая система как таковая есть некое врожденное знание, но означает, что у ребенка есть какие-то врожденные средства для обработки ин­формации и образования внутренних структур и, когда эти средства применяются к слышимой речи, ребенку удается сконструировать грамматику своего родного языка. Косвенным свидетельством в пользу этой точки зрения служит тот факт, что существует, по-видимому, некоторый биологически детерминированный «критиче­ский период» овладения человеком родным языком (в детстве) и что есть, вероятно, особые структуры в че­ловеческом мозгу, которых нет в мозгу всех остальных животных и которые выполняют лингвистические функ­ции. Знание грамматической структуры не может воз­никнуть в результате последовательного применения ин­дуктивных операций (сегментация, классификация, опе­рации замены, заполнение пустот внутри моделей, ассо­циации и т. п.), которые выявлены лингвистикой, психо­логией или философией... Кажется абсолютно очевид­ным, что овладение языком основано на открытии ре­бенком того, что с формальной точки зрения является глубокой и абстрактной теорией-порождающей грам­матики родного языка, многие понятия и принципы ко­торой весьма отдаленно связаны с реальными явлениями через длинные и запутанные цепочки бессознательных и только внешне логических связей. Если говорить о типе грамматики, которой овладе­вает ребенок, то прежде всего бросается в глаза ненор­мативность и крайняя ограниченность исходных данных, на которых строится эта грамматика, поразительное сходство грамматик, построенных на основании этих дан­ных разными людьми, независимость этих грамматик от уровня интеллекта, мотивации, эмоционального состоя­ния и множества других факторов, и тогда становится ясно, что вряд ли организм, в котором не заложено аб­солютно никакой изначальной информации об общем ха­рактере структуры языка, может в такой степени овла­деть этой структурой». «...Исходя из имеющейся у нас теперь информации, разумно предположить, что ребенок не может не строить нечто вроде трансформационной грамматики для того, чтобы контролировать восприятие встречающихся языко­вых данных, точно так же, как контролируется его вос­приятие твердых предметов или признаков формы пред­мета. Поэтому вполне возможно, что общие признаки структуры языка отражают не столько индивидуальный опыт, сколько общие закономерности, определяющие способность человека овладевать знаниями — или, если употребить традиционный термин, врожденные идеи и принципы».

Рассмотрим основные положения психологической тео­рии научения в свете взглядов Хомского. Классический подход к подобного типа проблемам научения, который нас здесь интересует, сводится к следующему: ребенок полу­чает «подкрепление» своих действий (как положительное, так и отрицательное), и тогда, на основе этого подкреп­ления, он «обобщает» схему своего будущего поведение с целью ее максимального приближения к требованиям подкрепляющего агента. Теперь представим себе мало­вероятную, но теоретически безупречную ситуацию под­крепления: всякий раз, когда ребенок произносит грамма­тически правильную фразу, он получает положительное подкрепление, а каждая грамматически неправильная фраза получает отрицательное подкрепление. Может ли в результате подкрепления по такой схеме возникнуть грамматически правильная речь? Может, но это ничего не говорит нам о том, каким образом ребенок овладевает глубинными понятиями грамматики, обес­печивающими правильную деятельность. Очевидно, под­крепление может только указать ребенку на правиль­ность или неправильность фразы в целом. Чтобы извлечь пользу из этого подкрепления, ребенку нужно использо­вать свои познавательные способности и навыки овладе­ния языком. Именно эти способности и навыки и интере­суют психолингвистику.

  1. 2. Особенности лирических стихотворений

В кратком литературоведческом словаре Л.И. Тимофеев дает такое определение лирики. ЛИРИКА (от греч. lyra — лира — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) — один из трех родов литературно-художественных произведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ — это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни, окружающего мира могут вызвать переживания человека. Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом (если это воспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание. Г.Н. Поспелов считает, что главное в лирике — эмоционально окрашенные описания и размышления. Воспроизведение же отношений между людьми и их поступков здесь не играет большой роли, чаще всего оно отсутствует вовсе. Лирические высказывания не сопровождаются изображением каких-либо событий. Где, когда, при каких обстоятельствах высказался поэт, к кому он обращался - все это либо проясняется из самих его слов, либо вообще оказывается несущественным. Главный объект художественного познания в лирике — это характер самого «носителя речи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. В отличие от романов и эпопей, повестей и новелл, трагедий и комедий, лирика, осваивая внутренний мир человека, не изображает события, действия, поступки, взаимоотношения. В этом смысле она обретает черты экспрессивных искусств.

Вместе с тем существует и принципиальное различие между лирикой, с одной стороны, и танцем, музыкой, архитектурой - с другой. В последних настроения и переживания воссоздаются вне конкретных связей их с внешним, предметным миром. Лирика же, будучи родом литературы, неизменно сохраняет присущее словесному искусству изобразительное начало. В лирическом произведении всегда присутствуют впечатления от каких-то фактов, раздумья о чем-то и переживание чего-то. Чистой экспрессии звуков речи (фонем) не существует. Это доказали (способом «от противного») крайне левые футуристы, в частности Крученых, предлагавший в качестве образцов поэтических высказываний бессмысленные звукосочетания. Лирическая речь (в противоположность музыкальным звукам) неизменно опирается на значения слов, на познавательные и изобразительные возможности языка. В отличие от экспрессивных искусств лирика воссоздает не только сами по себе настроения (грусть и печаль, оживленность и веселье, задумчивость и созерцательность, решительность и действенность), но также мысли и чувства, вызванные предметным миром и на него направленные. Лирически выражаемые переживания могут принадлежать как самому поэту, так и иным, не похожим на него лицам. Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой. Бывает даже (правда, это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором. Но в большинстве случаев лирика запечатлевает умонастроения самого автора. Стихотворения, лирический субъект которых тождествен или, по крайней мере, близок поэту, называют автопсихологическими. Лирическое творчество в основном автопсихологично. Так, по стихотворениям Пушкина и Лермонтова, Блока и Есенина, Маяковского и Цветаевой можно составить яркое и полное представление об интеллектуальном и эмоциональном мире самих авторов. В лирическом творчестве «объект» и «субъект» художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бы сливаются: тем и другим является внутренний мир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяния лирики. Читатель вступает с поэтом в такой прямой и тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпических или драматических произведений. Лирическое самовыражение может быть разным. Чаще всего автор воплощает мысли и чувства, присущие ему как индивидуальности, и в его произведениях присутствует некое лирическое «я». Но порой поэт-лирик выступает как прямой выразитель взглядов, настроений и стремлений группы людей, иногда целого класса, всего народа и даже человечества. Здесь на смену лирическому «я» приходит лирическое «мы». Самовыражение в лирике заметно отличается от выражения человеком своих мыслей, чувств и намерений в повседневности. Лирически воплощенные умонастроения не являются буквальной копией пережитого поэтом. Лирика - это ни в коей мере не стенограмма тех чувств, которые довелось испытать автору в реальной жизни. Лирический поэт воплощает в стихах далеко не все пережитое. В сферу его творчества попадают обычно наиболее значительные эмоции. Порой поэтические переживания резко отличаются от житейских, обыденных чувств поэта. Лирика не просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание, поэтому обретает особую интенсивность и насыщенность. Поэт как бы «одержим» той эмоцией, которую он поэтически выражает. Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения связана и с соответствующей формой выражения: лирика требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку. Лирика, как и другие роды художественной литературы, развивается под влиянием исторических условий, вызывающих в людях потребность выразить свое отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика естественно, связана со всем литературным процессом, в частности со сменой различных литературных направлений, течений и методов: классицизма, романтизма, критического реализма, социалистического реализма. Расцвет лирики происходит в эпоху романтизма. Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великих национальных поэтов (Мицкевич - в Польше, Гюго - во Франции, Байрон - в Англии, Пушкин, Лермонтов - в России). Содержание и формы лирических стихотворений изменялись в связи с развитием литературы. Не редко различают лирику по тематике — политическую, философскую, любовную, пейзажную и пр. Однако надо иметь в виду что по большей части лирические произведения многотемны, поскольку в одном переживании поэта могут быть отражены различные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства. Таким образом, лирику от других жанров отличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания, а главным объектом художественного познания в лирике является характер поэта, прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Образ, запечатленный в лирике, обладает необычной емкостью. Он, оказывается близким и созвучным безгранично широкому  кругу людей. Читающий легко воспринимает выраженные поэтом мысли и чувства как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заражают» читателя, становясь его душевным достоянием.

  1. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод с английского Е. И. Негневицкой/ Под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук А. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1976. - 336 с
  2. Современный русский язык. В 3 ч. / Ч. 3. Синтаксис, Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1987. –  256 с.
  3. http://ped-kopilka.ru/blogs/churikova-olga/trudnosti-v-obucheni-chteniyu-detei-s-tjazhelymi-narushenijami-rechi.html
  4. http://logoburg.com/modules/myarticles/article.php?storyid=490
  5. http://kl-gcro.nios.ru/files/metodik/kl-metodik-04-06-12-04.doc
  6. Гринберг И.Л. Лирическая поэзия. - М.: Просвещение, 1955.
  7. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. – М.: Просвещение, 1966.
  8. Ковалева А.Г., Степанова А.А. Общая психология. - М: Просвещение,  
  9. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе - Киев: Рад. шк., 1987.
  10. Ковалева А.Г., Степанова А.А.  Общая психология. - М: Просвещение,  1973.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское