Актуальность темы исследования. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Организационно-педагогические условия развития межличностных отношений существенно влияют на их динамику и формы проявления.
Культура межличностных отношений, обладая признаками общей культуры личности, является, вместе с тем, проявлением внутренней культуры личности школьника, существенно влияющей на результативность его деятельности.
Объект исследования – культура межличностных отношений у старших школьников.
Предмет исследования – Организационно-педагогические условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников.
Цель исследования: исследование организационно-педагогических условий формирования культуры межличностных отношений у старших школьников.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятий по проблеме исследования;
- охарактеризовать межличностные отношения у старших школьников, в том числе понятие культуры межличностных отношений;
- исследовать и проанализировать 11 классы на базе школы на предмет выявления культуры межличностных отношений и лидерства/аутсайдерства старших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование лидерских качеств старших школьников становится действенным при условии развитой культуры межличностных отношений и коммуникативной компетентности школьника.
Методологической базой исследования послужили работы: в зарубежной психологии - Б. Спицберга, К. Данцигера, Дж. Равена и др.; в отечественной психологии - Л.А. Петровской, Ю.М. Жукова, Ю.Н. Емельянова, С.В. Петрушина, В.Н. Куницыной, Е.В. Сидоренко, Л.А. Петровской, Т.Ю. Осиповой и др.
Методы исследования:
- Теоретические методы: теоретический синтез (обобщение) и сравнение (аналогия).
- Эмпирические методы: наблюдение; эксперимент.
Для решения исследовательских задач используются конкретные методики психологического исследования:
- тест-опросник коммуникативных умений Л. Михельсона;
- опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС) (использовалась только шкала коммуникативных умений).
Методы обработки полученных данных: количественные (методы математической статистики).
Экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ №154 г.Челябинска».
Научная новизна исследования состоит во ведение в научный оборот новых, неиспользованных ранее научных источников, в определении генезиса развития культуры межличностного общения, во вскрытии закономерностей и основных путей развития психодиагностики.
Практическая значимость исследования заключается в наличии научно-обоснованной и апробированной в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования психолого-педагогической диагностики.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
МЕЖЛИЧНОсТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Организационно-педагогические условия
Педагогические условия — это процесс, влияющий на развитие личности, представляющий собой совокупность внешних факторов (обстоятельств, обстановки) с единством внутренних сущностей и явлений.
Организационные условия — это совокупность условий обеспечивающих целенаправленное управление, планирование, организация, координация, регулирование и контроль над образовательным процессом.
Логику организационно-педагогических условий можно выстроить следующим образом:
Педагогическая задача и ее решение.
|
Система методов педагогического воздействия.
|
Система коммуникативных задач.
|
Педагогическое воздействие и взаимодействие.
|
Организационно-педагогических условий включает в себя 4 составные части:
- Моделирование предстоящих организационно-педагогических воздействий на условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников
- Организация воздействия на условия формирования культуры межличностных отношений у старших школьников.
- Непосредственно само организационно-педагогическое воздействие.
- Анализ результатов.
Успешность организационно-педагогических условий находится в зависимости от соблюдения конкретных правил общения и преодоления психологических барьеров.
1.2 Структура и значение межличностных отношений старших подростков
Межличностные отношения - это взаимная готовность партнеров к определенному типу переживаний и действий. Эти отношения реализуются в процессе межличностного общения. Исследователи отмечают, что главным регулятором устойчивости и глубины отношений является привлекательность (физическая, деловая, психологическая) человека для другого. В результате формируются отношения симпатии (положительной установки на объект), антипатии (отрицательной установки) или безразличия. Таким образом, на основе взаимных притяжений-отталкиваний (что является результатом психологической совместимости или несовместимости людей) группа активно формирует межличностные отношения [25, c.89].
Высокую культуру общения демонстрирует коммуникативно компетентный человек, который успешно применяет арсенал морально-этических норм и правил, удачно определяет характер человека, с которым общается [14, c.54].
Коммуникативная компетентность (лат сотрепtia - принадлежность по праву; осведомленность) - опытный владения языком (языками) на вербальном и невербальном уровнях, способность социально приемлемо общаться я, что предполагает соблюдение определенных морально-этических норм, учета психологических особенностей собеседника.
Н.Н. Обозов выяснил, что, в целом, с привлекательностью связано сходство установок и Я-концепций (особенно на первых этапах взаимодействия). Исследователь обнаружил, что нет случаев, чтобы отвергали друг друга лидеры, что дружат люди различных статусов, но отвергают друг друга сходные и невысокие по статусу.
Представление человека о том, как его воспринимают другие, в значительной мере определяет его поведение. У людей, находящихся в благоприятных отношениях друг с другом, усиливается чувство самоидентичности и ощущение собственной личностной ценности.
Самооценка, самочувствие и настроение - это целостная реакция на воздействия микросреды и всего комплекса условий деятельности человека в коллективе [16, c.83]. Одобрение товарищей для любого школьника становится критерием собственной значимости и показателем определенной защищенности. Можно с уверенностью сказать, что каждый человек испытывает потребность в общественном признании своей личности, в уважительном отношении к себе.
Польский психолог Е. Мелибруда выделяет 3 основные потребности, которые человек удовлетворяет в различных формах межличностных отношений:
1) потребность в привязанности к людям (постоянно пребывать в обществе других или находиться в одиночестве);
2) потребность влиять на других (контролировать окружающих или отказываться от дел по организации других);
3) потребность в эмоциональной вовлеченности (вступать в близкие, личностно значимые отношения - или сохранять дистанцию).
Совокупность всех этих потребностей, по мнению исследователя, составляет установку личности.
Установка - это всегда результат индивидуального опыта оценивания, включающего в себя многообразные оценки данным человеком других людей. Состояние личности в группе характеризуется постоянной сверкой своих поступков, оценок с позициями, ценностными ориентациями и оценками группы, к которой личность непосредственно принадлежит.
В малой группе существует явление избирательной ориентированности в круге значимых для человека лиц и групп. Участники группы в различной мере способны, с точки зрения того или иного члена группы, выступить условием подобной ориентированности, которая определяется через понятие референтности (значимости). Главное в определении взаимоотношений - это восприятие, понимание, оценка человека и выработка отношения к нему. При этом значимость одного человека для другого связана не только с его высокой референтностью. Она может быть обусловлена и другими факторами (например, сильной властной позицией этого человека в системе межличностных отношений).
Проанализировав основные социально-психологические исследования по проблемам межличностных отношений в малых группах, можно прийти к выводу, что одно из важнейших направлений в изучении данного вопроса связано с анализом внутригрупповых отношений по типу их значимости для каждого участника. Они чрезвычайно информативны для характеристики межличностных отношении, в частности для раскрытия иерархической структуры группы, а также психологического климата в ней.
В отечественной психологии в разработку вопросов межличностных отношений внесли свой вклад в разное время А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, И.С. Кон, А.В. Петровский, А.А. Кроник, Е.А. Кроник, Н.Н. Обозов и ряд других исследователей [11, c.65]. Но до сих пор у авторов наблюдаются расхождения во взглядах на то, как понимать термин «значимый другой». Так, одни психологи в качестве значимых рассматривают практически все коммуникативные связи испытуемых, другие характеризуют значимого общения людей по признаку симпатии – антипатии.
Наблюдения и некоторые исследования показывают, что школьник весьма аффективно, эмоционально переживает свои взаимоотношения с окружающими, свое положение в группе сверстников. Неудовлетворенность в общении с одноклассниками сказывается и в поведении ребенка, оказывает отрицательное влияние на успеваемость, толкает на различные, иногда даже антиобщественные поступки. В связи с этим возникает ряд важнейших педагогических проблем. Прежде всего, проблема изолированного ребенка, ученика, которого никто не выбирает, никто в классе не любит. У такого школьника в классе не удовлетворяется одна из важнейших социальных потребностей - потребность в общении, и это формирует у него целый ряд отрицательных черт личности и особенностей поведения. Особую тревогу вызывает тот факт, что именно дети-одиночки, дети, не принятые в своей группе, пополняют число несовершеннолетних правонарушителей. Это совершенно четко выявилось в специальном исследовании М.А. Алемаскина. Подавляющее большинство изученных им подростков, состоящих на учете в детской комнате милиции (92,2%), находились в положении психологической изоляции среди одноклассников. Этих ребят «не от хорошей жизни» потянуло в уличную компанию: здесь они искали удовлетворения потребности в общении, потребности быть на виду, как-то проявить себя перед сверстниками.
Рассмотрим структуру межличностных отношений.
В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками.
Функционально-ролевые отношения выступают при изучении «делового» общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: «в какой конкретной совместной деятельности разворачиваются эти отношения?» (в игре, работе по самообслуживанию, в общении по поводу той или иной деятельности и т. д.) и «что они отражают?» (нормы, образцы, права и обязанности участников совместной деятельности). Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой и др.) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действий в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. Взрослый санкционирует те или иные образцы поведения: дежурный должен быть аккуратным и исполнительным; по время диктанта нельзя смотреть в тетрадь соседа и т. д. Функционально-ролевое поведение в группе проявляется и в действиях, соответствующих статусу ребенка или его конкретным обязанностям: дежурного в классе, старосты класса и т. д. Такое поведение обнаруживается и в неформальных группах детей и подростков.
Эмоционально-оценочные отношения позволяют ответить на вопросы: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам? какие эмоции оно вызывает? что нравится или не нравится им в сверстниках? Основная функция эмоционально-оценочных отношений в детской и подростковой группе - осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии с принятыми нормами совместной деятельности. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения - симпатии, антипатии, дружеские привязанности и пр. Они возникают в онтогенезе довольно рано, и формирование этого типа отношений либо обусловлено чисто внешними моментами восприятия (например, ребенку нравятся кудрявые девочки), либо опосредствовано оценкой взрослого (хороший мальчик, «потому что хорошо учится»), либо прошлым опытом общения с этим ребенком - негативным или позитивным («он не поделился конфетами, не дал жевательной резинки»).
Эмоционально-оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могут стихийно возникнуть первые проявления требования справедливости во взаимоотношениях - ориентация на норму очередности при распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна строго соблюдаться [13, c.43]. Однако иногда притязания ребенка так и остаются нереализованными и ему приходится довольствоваться незначимой ролью, не получать ожидаемое.
В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают «жалобы» взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму.