Курсовая работа|Педагогика

Особенности обучения и воспитания в философии Штайнера Р

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 32

Введение

Глава 1. Теоретический аспект рассматриваемой проблемы

1.1. Биографические особенности Рудольфа Штайнера

1.2. Особенности «вальдорфской педагогики»

Выводы по 1 главе

Глава 2. Методологические особенности обучения и воспитания по Р. Штайнеру  

2.1. Педагогическая система Рудольфа Штайнера

2.2.Основные принципы организации детских учреждений по воспитательной теории Р. Штайнера

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность темы. Рудольф Штайнер - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). Им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.

Р. Штайнер - основатель Вальдорфской педагогики. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой и раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская. Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.

Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В данной педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.

Проблема нашего исследования состоит в рассмотрении особенностей обучения и воспитания в философии Р. Штайнера. Решение данной проблемы является целью нашего исследования – проанализировать особенности обучения и воспитания в философии Р. Штайнера.

Объект исследования - философия Р. Штайнера.

Предмет исследования - обучение и воспитание по Р. Штайнеру.

На основе цели, объекта и предмета сформированы следующие задачи данного исследования:

1) Изучить биографические особенности Рудольфа Штайнера;

2) Проанализировать особенности «вальдорфской педагогики»;

3)Охарактеризовать педагогическая система Рудольфа Штайнера;

4)Раскрыть основные принципы организации детских учреждений по воспитательной теории Р. Штайнера.

Основу теоретической и методологической базы нашего исследования составили труды заслуженных таких педагогов и психологов, как: Воронина С.А., Дворкин А.Л., Джуринский А.Н., Дьяченко В.К., Исаев И.Ф., Искакова С.К., Кэррол Роберт Т. Пинский А.А., Скляренко Э.О., Сластенин В.А., Черкасова О.В., Шиянов Е.Н, Штейнер Р., Эльконин Д.Б. и многие другие.

В процессе исследования применялись методы теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

Глава 1. Теоретический аспект рассматриваемой проблемы

1.1. Биографические особенности Рудольфа Штайнера

Рудольф Штайнер родился в семье железнодорожного служащего в Австро–Венгрии. Детство и юношество будущего философа прошло в различных местах Австрии;

Учась в Венской высшей технической школе и в университете, Р. Штайнер увлекается экспериментальным естествознанием, знакомится с естественнонаучными методами, разработанными Гете. Принимал участие в издании собрания сочинений «Немецкая национальная литература», где редактировал и комментировал труды Гете (5 томов). К  наследию великого немца молодой ученый еще не раз будет возвращаться;

В 1891 году защищает докторскую диссертацию по философии в университете в Ростоке. Позже работа была опубликована в расширенном варианте под названием «Истина и наука». С 1900 года начинает антропософскую лекционную деятельность по приглашению Теософского общества в Берлине, в 1913 году отделяется от Теософского общества и основывает Антропософское общество. Активно печатается, пишет свои фундаментальные работы «Философия свободы», «Загадки философии» и многие другие [20, с.32].

Педагогической деятельностью занимался с 14 лет – давал частные уроки, которые позволяли ему платить за его собственное образование. По окончании учебы он стал домашним учителем мальчика, больного гидроцефалией. Врачи считали, что этот мальчик не способен к обучению. Используя специальные педагогические приемы, особый распорядок дня, усиленные занятия, Р. Штайнер сумел добиться коренного улучшения настолько, что через два года его подопечный смог учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками. Позднее он окончил университет и стал врачом. Будущий философ имел опыт работы и в учебном заведении - он проработал 5 лет в «Школе для рабочих», основанной В. Либкнехтом.

В 1919 году открывается первая вальдорфская школа. Начало было положено 23 апреля в «табачном зале» сигаретной фабрики «Вальдорф – Астория» в Штутгарте, где проходило собрание рабочих. Возникшая идея создания школы была поддержана коммерческим советником Эмилем Моль. 7 сентября Р. Штайнер открыл школу, которой он руководил до последних дней. В своем вступительном слове перед учениками и учителями мыслитель сказал: «Мы совсем не стремимся к тому, чтобы осуществлять догматическое воспитание. Мы стремимся к тому, чтобы все, что может дать духовная наука, стало живым делом воспитания» [24, с.42]. 

 

1.2. Особенности «вальдорфской педагогики»

 

Широкое распространение оккультных учений в ХХ веке связано с возникновением учения теософии Е.П. Блаватской в конце ХIX века. Позже под ее руководством возникло Теософское общество. Само учение теософии включает в себя элементы спиритизма, гностицизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, а также фрагменты восточных религий. Согласно учению, на Земле должна начаться «Новая эпоха», с наступлением которой появится новая раса людей (6-я раса), обладающая особым оккультным чувством. Теософия Блаватской стала основанием для появления многих оккультных учений в ХХ веке, а также сыграла большую роль в формировании движения «New Age» [22, с. 93].

В первой четверти ХХ века ученик Е.П. Блаватской Рудольф Штайнер, основываясь на принципах теософии, создал собственное учение – антропософию. Сначала он руководил отделением теософии, но впоследствии, создав «Антропософское общество», отмежевался от собственно теософии [3, с. 23]. Деятельность общества охватывает несколько сфер деятельности: антропософскую медицину (существуют специфические антропософские больницы), «биодинамическое» сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни «Кемпхилл» для отставших в развитии людей и «церковь» под названием «Христианская община».

С 1919 года Штайнер начинает создавать новые школы и учебные программы, которые основаны на оккультной философии автора. Основы педагогики Штайнера зиждутся на откровениях, полученных им от «духов». Антропософские школы стали называться вальдорфскими в честь первой такой школы для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Австрия». Особенно широкое распространение получили вальдорфские школы в Германии; в некоторых европейских странах они существуют под названием «свободная школа» или «штайнеровская школа». В России подобные школы появляются в 90-е годы ХХ века [3, с. 56].

Рассмотривая учение Рудольфа Штайнера, можно встретить смешение многих религиозных, исторических и научных аспектов, таких как: существование Атлантиды, концепция реинкарнациии, кармы, политеизм, заимствованный из индуизма. Все эти заимствования Штайнер объединяет в своей доктрине, которая основана на формуле соотношения общих вселенских явлений и человека, а Космос характеризует как единую духовную сеть бытия. Согласно образовательной схеме Штайнера, антропософия может повышать эволюционный уровень душ, которые в будущем будут воплощены в последующих поколениях. Штайнер утверждает, что его учение является абсолютной истиной, а остальные учения и принципы ложные. Такие убеждения характерны практически для всех лидеров тоталитарных сект.

Рассмотрим структуру вальдорфских школ. По свидетельствам родителей, отдавших своих детей в вальдорфские школы, такие школы привлекают своей атмосферой, обстановкой, интерьером, нестандартной программой, развитием творческого потенциала, «духовным» развитием учащихся, индивидуальным подходом, маленькими классами.

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М.,2010. 310 с.
  2. Вальдорфский детский сад. В созвучии с природой ребёнка // Издательство: Народное образование, 2005. 125 с.
  3. Вальдорфское образование Рудольфа Штайнера // Психология. Пермь. – 2011. - №21.
  4. Вальдорфская педагогика: Антология. // Под ред. А.А. Пинского. — М.: Просвещение, 2010. — 494 с.
  5. Вальдорфская педагогика // Электронный ресурс, режим доступа: http://malish-nash.ru/viewtopic.php?id=1752 (режим доступа: 24.09.2015)
  6. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова // Под ред. А.А. Орлова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.
  7. Воронина, С.А. Учитель: личность и деятельность: Учеб.-метод. пособие / С.А. Воронина, И.А. Щуринова. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. – 112 с.
  8. Воспитательная система вальдорфских школ // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. // Электронный ресурс, режим доступа: http://si-sv.com/publ/16-1-0-333: (режим доступа: 24.09.2015)
  9. Воспитание к свободе» Ф. Карлгрена (перевод с немецкого), - М.: «Москва», 2011. 993 с.
  10. Вхождение в мировую гуманитарную мысль как актуальная задача развития отечественной методологии педагогических исследований на современном этапе. // Сб. научных статей «Педагогическая наука и ее методология в контексте современности», - М. 2010. с. 401—409.
  11. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. / Редактор-составитель Е.И. Соколова / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 2011. - 336 с.
  12. Дворкин, А.Л. Сектоведение / А.Л. Дворкин.- М.: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2009.-554 с.
  13. Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студентов вузов / А.Н. Джуринский.– М.: ВЛАДОС, 2009. 180 с.
  14. Динамика показателей здоровья детей в процессе обучения в условиях Средней общеобразовательной и Вальдорфской школ / Ю.А. Гаврилова, Е.М. Спивак // Вопросы современной педиатрии. — 2011. Т. 6, № 4. - С. 150-151.
  15. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М., 2011. 180 с.
  16. Искакова С.К. и др. Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности студентов при изучении фундаментальных и специальных дисциплин // Активность личности в обучении. М., 2011. 86 с.
  17. История образования и педагогической мысли: Хрестоматия /Сост. М.А. Кувырталова, С.А. Воронина, К.Ю. Брешковская, Ю.А. Тарасова. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009.- 241 с.
  18. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений / Под ред. А. И. Пискунова.– 2-е изд., испр., доп.– М.: Сфера, 2011.
  19. История педагогики и образования: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2011.
  20. Кэррол Роберт Т. Вальдорфские школы // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic's Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions. — М.: «Диалектика», 2010. — 183 с.
  21. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособие для вузов/ Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2012. – 603 с.
  22. Лейтмотивы вальдорфской педагогики (от 3-х до 9-ти лет), Наири, 2008. 158 с.
  23. Малькова З.А. США: поиски решения стратегической задачи школы // Педагогика. 2012. № 1.
  24. Пегов, В.А. Вальдорфская педагогика в России: опыт первых трёх семилетий. Обзор научных исследований: Монография / В.А. Пегов. — Смоленск: СГАФКСТ, 2013. — 192 с.
  25. Рудольф Штайнер. «Принципы вальдорфской педагогики».- М. 2012. 200 с.
  26. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2011. 325 с.
  27. Учебные программы вальдорфских школ. // М.: Народное образование, 2005. 90 с.
  28. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 2011. 230 с.
  29. Хрестоматия по истории педагогики. Т.3. Новейшее время/ Под ред. А. И. Пискунова.– М.: Сфера, 2011.
  30. Черкасова О.В. Педагогические основы вальдорфской школы. Самара, 2011.
  31. Рудольф Штайнер. Антропософские руководящие положения. Путь познания антропософии. Мистерия Михаила. "Антропософия"-М- 2010. 120с.
  32. Скляренко Э.О. Что такое Вальдорфская система образования и Вальдорфская школа? 2014. // Электронный ресурс, режим доступа: http://www.rudolf-steiner.ru/50000381/1599.html(режим доступа: 24.09.2015)
  33. Специальная педагогика». / под редакцией М.Н. Назаровой./ М.: Академия, 2010. // Электронный ресурс, режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/(режим доступа: 24.09.2015)
  34. Штейнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М., 2010. 150 с.
  35. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М., 2010. 120 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское