Введение
Глава 1. Теоретический аспект рассматриваемой проблемы
1.1. Биографические особенности Рудольфа Штайнера
1.2. Особенности «вальдорфской педагогики»
Выводы по 1 главе
Глава 2. Методологические особенности обучения и воспитания по Р. Штайнеру
2.1. Педагогическая система Рудольфа Штайнера
2.2.Основные принципы организации детских учреждений по воспитательной теории Р. Штайнера
Выводы по 2 главе
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы. Рудольф Штайнер - немецкий ученый философ и педагог, видный деятель, родоначальник антропософии (науки о познании человеческой духовности). Им было написано более 20 книг и прочитано около 6000 лекций, в которых затрагивалась религия, философия, наука, экономика, сельское хозяйство, образование, медицина и искусство.
Р. Штайнер - основатель Вальдорфской педагогики. В 1907 году он издал книгу «Образование ребенка», в которой и раскрыл основные принципы обучения. А 7 сентября 1919 года открыл первую школу, а затем и детский сад для детей, чьи родители работали на табачной фабрике «Вальдорф-Астория» в Штутгарте (Германия). Именно от названия фабрики и произошло название методики – вальдорфская. Вскоре подобные детские сады и школы были открыты и в других городах Германии, а также США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии, Австрии и Венгрии и др. На данный момент по всему миру насчитывается около 2000 вальдорфских садов и 800 вальдорфских школ. В России первые вальдорфские сады и школы начали появляться с 1990 года, в основном в них работали и работают православные педагоги, получившие специальную подготовку.
Вальдорфская педагогика ориентируется на личность ребенка. В данной педагогике нет специально разработанных приемов и занятий – это просто жизнь детей в особом семейном климате, благоприятном для развития внутреннего мира ребенка, и в особой обстановке, наполненной натуральными материалами, заряжающими жизненной силой и дающими толчок для фантазии: дощатые полы, столы и стулья, самотканые ковры на полах, тряпичные сшитые куклы, вязаные гномики, деревянные лошадки, соломенные бычки. Вальдорфская система против раннего обучения детей, так как целенаправленное интеллектуальное развитие лишает ребенка детства и притупляет его интуицию и воображение. Вальдорфская система делает акцент на приобщении детей к народной культуре, творчестве, духовном развитии и воспитании.
Проблема нашего исследования состоит в рассмотрении особенностей обучения и воспитания в философии Р. Штайнера. Решение данной проблемы является целью нашего исследования – проанализировать особенности обучения и воспитания в философии Р. Штайнера.
Объект исследования - философия Р. Штайнера.
Предмет исследования - обучение и воспитание по Р. Штайнеру.
На основе цели, объекта и предмета сформированы следующие задачи данного исследования:
1) Изучить биографические особенности Рудольфа Штайнера;
2) Проанализировать особенности «вальдорфской педагогики»;
3)Охарактеризовать педагогическая система Рудольфа Штайнера;
4)Раскрыть основные принципы организации детских учреждений по воспитательной теории Р. Штайнера.
Основу теоретической и методологической базы нашего исследования составили труды заслуженных таких педагогов и психологов, как: Воронина С.А., Дворкин А.Л., Джуринский А.Н., Дьяченко В.К., Исаев И.Ф., Искакова С.К., Кэррол Роберт Т. Пинский А.А., Скляренко Э.О., Сластенин В.А., Черкасова О.В., Шиянов Е.Н, Штейнер Р., Эльконин Д.Б. и многие другие.
В процессе исследования применялись методы теоретического анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы по теме исследования.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический аспект рассматриваемой проблемы
1.1. Биографические особенности Рудольфа Штайнера
Рудольф Штайнер родился в семье железнодорожного служащего в Австро–Венгрии. Детство и юношество будущего философа прошло в различных местах Австрии;
Учась в Венской высшей технической школе и в университете, Р. Штайнер увлекается экспериментальным естествознанием, знакомится с естественнонаучными методами, разработанными Гете. Принимал участие в издании собрания сочинений «Немецкая национальная литература», где редактировал и комментировал труды Гете (5 томов). К наследию великого немца молодой ученый еще не раз будет возвращаться;
В 1891 году защищает докторскую диссертацию по философии в университете в Ростоке. Позже работа была опубликована в расширенном варианте под названием «Истина и наука». С 1900 года начинает антропософскую лекционную деятельность по приглашению Теософского общества в Берлине, в 1913 году отделяется от Теософского общества и основывает Антропософское общество. Активно печатается, пишет свои фундаментальные работы «Философия свободы», «Загадки философии» и многие другие [20, с.32].
Педагогической деятельностью занимался с 14 лет – давал частные уроки, которые позволяли ему платить за его собственное образование. По окончании учебы он стал домашним учителем мальчика, больного гидроцефалией. Врачи считали, что этот мальчик не способен к обучению. Используя специальные педагогические приемы, особый распорядок дня, усиленные занятия, Р. Штайнер сумел добиться коренного улучшения настолько, что через два года его подопечный смог учиться в обычной школе вместе со своими сверстниками. Позднее он окончил университет и стал врачом. Будущий философ имел опыт работы и в учебном заведении - он проработал 5 лет в «Школе для рабочих», основанной В. Либкнехтом.
В 1919 году открывается первая вальдорфская школа. Начало было положено 23 апреля в «табачном зале» сигаретной фабрики «Вальдорф – Астория» в Штутгарте, где проходило собрание рабочих. Возникшая идея создания школы была поддержана коммерческим советником Эмилем Моль. 7 сентября Р. Штайнер открыл школу, которой он руководил до последних дней. В своем вступительном слове перед учениками и учителями мыслитель сказал: «Мы совсем не стремимся к тому, чтобы осуществлять догматическое воспитание. Мы стремимся к тому, чтобы все, что может дать духовная наука, стало живым делом воспитания» [24, с.42].
1.2. Особенности «вальдорфской педагогики»
Широкое распространение оккультных учений в ХХ веке связано с возникновением учения теософии Е.П. Блаватской в конце ХIX века. Позже под ее руководством возникло Теософское общество. Само учение теософии включает в себя элементы спиритизма, гностицизма, восточных и египетских мифов, оккультных приемов и методов, астрологии и эзотерической антропологии, а также фрагменты восточных религий. Согласно учению, на Земле должна начаться «Новая эпоха», с наступлением которой появится новая раса людей (6-я раса), обладающая особым оккультным чувством. Теософия Блаватской стала основанием для появления многих оккультных учений в ХХ веке, а также сыграла большую роль в формировании движения «New Age» [22, с. 93].
В первой четверти ХХ века ученик Е.П. Блаватской Рудольф Штайнер, основываясь на принципах теософии, создал собственное учение – антропософию. Сначала он руководил отделением теософии, но впоследствии, создав «Антропософское общество», отмежевался от собственно теософии [3, с. 23]. Деятельность общества охватывает несколько сфер деятельности: антропософскую медицину (существуют специфические антропософские больницы), «биодинамическое» сельское хозяйство, эвритмические школы танца, деревни «Кемпхилл» для отставших в развитии людей и «церковь» под названием «Христианская община».
С 1919 года Штайнер начинает создавать новые школы и учебные программы, которые основаны на оккультной философии автора. Основы педагогики Штайнера зиждутся на откровениях, полученных им от «духов». Антропософские школы стали называться вальдорфскими в честь первой такой школы для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Австрия». Особенно широкое распространение получили вальдорфские школы в Германии; в некоторых европейских странах они существуют под названием «свободная школа» или «штайнеровская школа». В России подобные школы появляются в 90-е годы ХХ века [3, с. 56].
Рассмотривая учение Рудольфа Штайнера, можно встретить смешение многих религиозных, исторических и научных аспектов, таких как: существование Атлантиды, концепция реинкарнациии, кармы, политеизм, заимствованный из индуизма. Все эти заимствования Штайнер объединяет в своей доктрине, которая основана на формуле соотношения общих вселенских явлений и человека, а Космос характеризует как единую духовную сеть бытия. Согласно образовательной схеме Штайнера, антропософия может повышать эволюционный уровень душ, которые в будущем будут воплощены в последующих поколениях. Штайнер утверждает, что его учение является абсолютной истиной, а остальные учения и принципы ложные. Такие убеждения характерны практически для всех лидеров тоталитарных сект.
Рассмотрим структуру вальдорфских школ. По свидетельствам родителей, отдавших своих детей в вальдорфские школы, такие школы привлекают своей атмосферой, обстановкой, интерьером, нестандартной программой, развитием творческого потенциала, «духовным» развитием учащихся, индивидуальным подходом, маленькими классами.