Введение
- Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1. Факторы конкурентоспособности предприятия
1.2. Система управления конкурентоспособностью предприятия
1.3. Повышение конкурентоспособности предприятия
- Анализ конкурентоспособности фирмы на рынке и разработка предложений по её повышению и развитию
2.1. Общая характеристика деятельности ресторана «Арагви» и его рынка
2.2. Оценка конкурентоспособности ресторана «Арагви» по сравнению с конкурентами
2.3. Анализ конкурентоспособности услуг ресторана «Арагви» на основе опроса
2.4. Выявление проблем в области конкурентоспособности формирование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия в сфере ресторанного бизнеса
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
За последнее десятилетие Россия серьезно продвинулась по пути экономических и политических реформ: появились и активно развиваются социальные институты, социально-культурный сервис, туризм, необходимые для нормального функционирования современной рыночной экономики. Совершенствуется законодательная база, которая создает единую основу для «здоровой» конкуренции. Политическая и экономическая открытость дала импульс расширению различных сфер бизнеса и развитию конкурентных рынков, в том числе в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Данные обстоятельства обуславливают актуальность исследований, направленных на изучение повышения конкурентоспособности и анализ такой деятельности в сфере социально-культурном сервиса и туризма. Это и определило необходимость осуществления данного исследования, цель которого анализа ресторана «Арагви» и выработка рекомендаций по ее повышению.
Цель работы — разработка конкурентной стратегии для повышения конкурентоспособности компании и её услуг на рынке.
Достижение цели работы обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- оценка коммерческой деятельности ресторана национальной кухни «Арагви»;
- рассмотрение практического применения теории и методологии повышения конкурентоспособности на примере ресторана национальной кухни «Арагви»;
- получение существенных выводов и конкретных рекомендаций по повышению конкурентоспособности ресторана национальной кухни «Арагви».
Объект исследования в работе – Ресторан национальной кухни «Арагви» (Адрес: ул. Красных Зорь, 1, Иваново, Ивановская обл., 153003).
Предмет исследования – возможности повышения конкурентоспособности ресторана национальной кухни «Арагви» на современном этапе функционирования в условиях рынка общественного питания Иванова.
Основополагающие моменты теории предпринимательства и теории туризма изложены в работах известных зарубежных экономистов М. Портера, П.Самуэльсона, Й.Шумпетера, Ф. Котлера, процесс стратегического планирования изучен Г. Минцбергом, Дж. Кеннетом и другими.
Методологической основой исследования стала концепция маркетинга, с позиции которой маркетинг выступает как средство выявления, удовлетворения нужд потребителей, создания и усиления преимуществ компании (Ф. Котлер, В.И. Ильин и др.). Также в основу исследования был положен системный подход к изучению особенностей формирования, существования и развития компании (В.А. Квартальнов, В.И. Беляев и др.).
Результатами проведения исследования должны стать конкретные выводы и аргументированные предложения по повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности.
Структура работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, три главы, заключение, список использованных источников и приложения.
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия
1.1. Факторы конкурентоспособности предприятия
Понятие конкуренция определяет процесс управления предприятием своим конкурентным преимуществом на конкретном рынке.
В свою очередь конкурентное преимущество – это эксклюзивная ценность, дающая превосходство перед конкурентами.
Конкурентоспособность – уровень удовлетворения конкретной рыночной потребности в сравнении с аналогичными предприятиями, действующими на рынке[1].
В то же время стратегическая конкурентоспособность – потенциальная способность предприятия конкурировать на конкретных рынках в стратегической перспективе. Стратегическая конкурентоспособность является следствием реализации стратегических программ, разработанных на основе комплексной диагностики и прогноза состояния предприятия, отрасли и конкуренции в ней, а также институциональной среды.
Так же приведем еще некоторые примеры определения термина «конкурентоспособность»:
- Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений (М. Портер)[2].
- Конкурентоспособность – возможность предприятия производить пользующуюся спросом продукцию в условиях достижения высокого уровня эффективности деятельности (М. Миронов)[3].
- Конкурентоспособность – свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке (Р.Ф. Фатхутдинов)[4].
Факторы, определяющие конкурентные преимущества и конкурентоспособность предприятия представлены на Рисунок 1.1.
Таким образом, формирование и развитие конкурентных преимуществ высшего порядка (инновации, информационные технологии и т.д.), с учетом удержания конкурентных преимуществ низшего порядка, позволяют достичь предприятию стратегического уровня конкурентоспособности.
В условиях обострения конкурентной ситуации необходимо отслеживать всё многообразие факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятия.
Ниже показаны внутренние и внешние факторы конкурентоспособности:
Внутренние факторы конкурентоспособности:
- Показатели конкурентоспособности продукции[1]:
- динамика продаж;
- доля на рынке;
- цена на единицу продукции в сравнении со среднеотраслевой ценой;
- объем возврата продукции и принятых претензий к объему продаж.
- Показатели конкурентоспособности предприятия (ресурсы и бизнес-процессы)[2].
Внешние факторы конкурентоспособности:
- Отраслевые и рыночные факторы
- Факторы макросреды.
В свою очередь отметим, что управление конкурентоспособностью предприятия есть процесс, а система управления конкурентоспособностью – механизм, который обеспечивает этот процесс (Рисунок 1.2).
1.2. Система управления конкурентоспособностью предприятия
В системе управления конкурентоспособностью предприятия объектом управления являются конкурентные преимущества предприятия, которые являются ключевыми факторами, компетенциями, обеспечивающие предприятию более выгодное, в сравнении с конкурентами, положение, а также достижение стратегических и тактических целей при оптимальном расходе всех видов ресурсов.