Курсовая работа|Педагогика

Приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного края в процессе ознакомления с природой в Р.П. ВЕШКАЙМА

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 33

Введение

Глава 1. Приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного края в процессе ознакомления с природой в р.п. Вешкайма  

1.1Приобщение детей к культурно-историческим ценностям 

1.2 Ознакомление дошкольников с природой родного края в Вешкайме 

1.3 Анализ региональной программы

Глава 2 Приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного края в процессе ознакомления с природой в р.п. Вешкайма 

2.1 Воспитание и обучение детей  дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края в р. п. Вешкайме

2.2 Методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края р. п. Вешкайма 

Заключение

Список использованных источников

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей [4, c. 15].

Таким образом, культурно - историческое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

Именно поэтому, цель нашего исследования – определить особенности приобщения детей к культурно – историческим ценностям, формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Объектом исследования является воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – приобщение детей дошкольного возраста к культурно – историчекому наследию через ознакомление с историей и культурой родного края.

В ходе исследования были поставлены задачи :

  1. Изучить теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города, в частности приобщение детей к культурно – историческим ценностям.
  2. Рассмотреть формы и методы приобщения дошкольников к культурно – историческим ценностям родного края.
  3. Разработать мероприятия по приобщению детей к культурно историческим ценностям через ознакомление с историей и культурой родного края.

 

Глава 1. Приобщение детей к культурно-историческим ценностям родного края в процессе ознакомления с природой в р.п. Вешкайма

1.1 Приобщение детей к культурно-историческим ценностям

Состояние человеческого общества сегодня - весь багаж знаний, представлений, нравственных идеалов - результат своеобразной эстафеты поколений, где роль эстафетной палочки выполняет то, что мы сегодня называем традицией. Любое развитие возможно лишь при борьбе противоречий, в том числе и развитие человеческого общества, которое представляет собой органичное переплетение традиционного и инновационного, и в то же время их постоянную борьбу [15, c. 34].

Современная семья преимущественно представлена двумя поколениями -родителей и детей, и поэтому оказалась в условиях своеобразной культурно-исторической изоляции. Традиционное, проверенное временем, все реже передается «из уст в уста», все меньше шансов его увидеть, услышать, попробовать. Младшее поколение постепенно лишается возможности через живое общение постигать жизненный опыт поколения бабушек и дедушек. То, что ранее происходило естественно, ежедневно, в кругу семьи, сегодня становится функцией образовательных учреждений.

Выдающийся американский этнограф Маргарет Мид, рассуждая о преемственности поколений и проблеме сохранения культурных традиций, называла XX век временем конфигуративного общества - общества, «в котором отсутствуют деды и бабки». «Переход к новому образу жизни, требующему приобретения новых умений и форм поведения, представляется более легким тогда, когда нет дедов, помнящих о прошлом, формирующих опыт растущего ребенка, закрепляющих непроизвольно все невербализированные ценности старой культуры.... С физическим удалением дедов и бабок из мира, в котором воспитывается ребенок, его жизненный опыт сокращается на поколение, а его связи с прошлым ослабевают. Прошлое, когда-то представленное живыми людьми, становится туманным, его легче отбросить или же исказить в воспоминаниях» [1, c. 350].

Для современного человека культурно-исторические традиции - это не просто взгляд в прошлое, это еще и огромные возможности в настоящем, и уверенная дорога в будущее. Ознакомливая ребенка с народными традициями, можно передать ему то, что не всегда просто объяснить словами; накопленный столетиями опыт в этом случае передается скорее на уровне ощущений, подталкивающих к эстетическим, нравственным переживаниям, глубоким размышлениям и поиску своего места в окружающем мире.

Культурно-исторические традиции - это элементы культуры народа, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в течение длительного времени.

Большинство культурно-исторических традиций славян сложилось в языческом обществе, поэтому в них отразилось стремление людей понять законы окружающего мира. Уподобляя предметы и явления живым существам, древний человек наделял их душой и характером. Он жил в мире, наполненном таинственными сверхъестественными   силами,   среди   которых   были  как  языческие   божества (Даждьбог, Перун, Велес и т.д.), так и мифологические существа (домовые, лешие, ведьмы, русалки и т.д.). С принятием христианства многобожие сменилось теизмом, однако предыдущие верования не забылись: на протяжение тысяч лет они глубоко вошли в сознание людей и сегодня отражают не только верования предков, но и образ их жизни, их знания и представления об окружающем. Языческие верования восточных славян соединились с христианским культом. Ф. С. Капица назвал это явление двоеверием [2, c. 6]. Образы языческих божеств стали соотноситься со многими христианскими святыми.

Традиция - это не все наследие народа. Поколение не наследует всех элементов прошлого: человеческий опыт как бы просеивается, проходит отбор, подвергается проверке временем; незначительное и ненесущее смысловой нагрузки постепенно исчезает, в итоге остается ядро в очень «концентрированной» форме, представляющее собой совокупность ценных, сакральных знаний, представлений, убеждений, которые сформировались на протяжение всей истории существования определенной общности людей. Совокупность наследуемых явлений представляет собой своеобразную «сокровищницу» народа. Эта «сокровищница» определяет его духовную стабильность и во многом дальнейшее развитие общества. Народ, нация не рождаются каждый раз заново, а продолжают жить в уходящих и приходящих поколениях.

Часто культурное наследие делят на духовное и материальное. Однако невозможно отнести каждое явление культурного наследия только к одному классу: в любом явлении материальной культуры заложена идея, смысл, предназначение, благодаря которому оно сохранилось; оно всегда символично и выражает состояние общества в различных аспектах: нравственном, эстетическом, экономическом. Поэтому культурное наследие - это в первую очередь ценностное, духовное или нравственное, эстетическое, символическое содержание, заключенное в материальную оболочку, которая выполняет роль передатчика, своеобразного «конверта», с помощью которого духовное содержание сохраняется и путешествует во времени.

Передача жизненного опыта, содержащегося в традициях, может осуществляться через живую связь в общении, а также без непосредственного участия передающего и получающего. Процессы наследования в современном обществе подчинены техническому прогрессу и не предполагают обязательного непосредственного общения двух сторон. Появление письменного текста, как отметила М. В. Захарченко, «разбивает монолитное единство «прошлого» и создает множественность в его восприятии, возможность «выбирать» прошлое» [13, c. 85]

Очевидны основные функции традиций, определенные их сущностью: сохранительная, аккумулятивная, функция трансляции. В. М. Каиров выделяет особую функцию традиций - функцию социальной регуляции, ставя ее на главную позицию [4, c. 106].

Г .И .Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова выделяют разновидности народных традиций: трудовые, празднично-игровые, семейные, религиозные, фольклорные [15, c. 31]. Данное разделение носит очень условный характер, так как любую традицию можно отнести практически ко всем разновидностям: элементы народной культуры, дошедшие до наших дней, являются опытом всех сфер жизни наших предков.

Выделяют также календарные (Масленица, Юрьев день, Покровы и т.д.) и семейные (Запоины, Свадьба, Родильный обряд, Крестины и т.д.) народные традиции.

Содержанием культурно-исторической традиции являются декоративно-прикладное искусство, фольклор, музыкальная деятельность. Отношение содержания и формы культурно-исторической традиции можно представить в виде следующей схемы.

  • Культурно-исторические традиции
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Фольклор
  • Музыкальная деятельность
  • Традиционные народные праздники (как совокупность ритуалов, обрядов, обычаев) [3, c. 112]

Самой яркой, глубокой, высшей формой сохранения народной культуры можно считать традиционные народные праздники. У русских, как и у многих других народов, народный праздник представляет собой совокупность всех видов и форм культурно-исторических традиций, своеобразный комок, сгусток символов, примет, верований, эмоций.

Праздник как состояние души не может ни с чем сравниться по силе своего воздействия на чувства, эмоции, мысли человека. Даже не принимая непосредственного участия в праздничных действиях, человек чувствует свою причастность к народу, задумывается о своих корнях, об отношении к языку, национальной культуре. Богатое эстетическое наполнение любого белорусского праздника не может оставить равнодушным его участников: музыка, песни, танцы, фольклор, определенные обрядовые действия завораживают глубиной и неоднозначностью восприятия окружающего. Для ребенка дошкольного возраста культурно-исторический праздник - это не просто яркое и великолепное развлечение, это событие, наполненное глубоким смыслом, который он пытается разгадать, это послание из прошлого, которое он пробует прочесть. Невозможно не участвовать в таком празднике: он захватывает всех, кто встречается на его пути, вовлекая в круговорот праздничных действий и заставляя почувствовать себя частью своего народа.

Традиционные народные праздники оказывают сильное воздействие на чувства, эмоции, настроение ребенка. Вооружившись знаниями о своей стране, культуре и истории народа, дошкольник ощутит себя причастным к происходящему, почувствует себя частью нации. Имея возможность применить полученные знания и навыки на практике, он несомненно почувствует свою значимость и гордость за страну и людей. Яркие, веселые, наполненные игрой, музыкой, национальными атрибутами праздники, как правило, остаются в памяти человека на всю жизнь [17, c. 90].

Ядром фольклора является слово, но оно всегда «облачено» в национально - художественную оболочку: мелодию, танец, атрибуты, одежду, определенное поведение. Именно это заставляет многих исследователей понимать фольклор как комплекс материальной и духовной культуры вообще, т.е., фактически отождествлять фольклор и народную культуру.

Для любого человека, в том числе и ребенка дошкольного возраста, фольклор представляет собой бесконечно глубокий запас культурно-исторических ценностей народа, в котором отражена вся его история, образ жизни, представления и надежды. Каждая пословица и поговорка любого народа - способ поделиться знаниями и мудростью, объяснить законы взаимоотношений между людьми, показать основные жизненные закономерности, определить приоритеты.

  1. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.
  2. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
  4. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.
  5. Дни воинской славы / Зацепина М. Б., М., - 2008.
  6. Дошкольникам о защитниках отечества / Под. ред. Кондрыкинской Л. А. - М., 2006.
  7. Дошкольникам о Москве / Кондрыкинская Л. А., Мерзлякова С. И., М., - 2004.
  8. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок / Короткова Л. Д., - М., 2006.
  9. Живем в «Ладу» / Писарева А. Е., Уткина В. В., М., - 2007.
  10. Знакомим дошкольников с родным городом / Алешина Н. В., - М., 1999.
  11. Игровая деятельность в детском саду / Губанова Н. Ф., М., - 2006.
  12. Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. - М., 2005.
  13. Мой родной дом / Под ред. Араповой-Пискаревой Н. А., - М., 2005.
  14. Народные игры в детском саду / Лялина Л. А., - М., 2008.
  15. Народные праздники в детском саду / Зацепина М. Б., Антонова Т. В., М., - 2006.
  16. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., - М., 2007.
  17. Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
  18. Приобщение детей к художественной литературе / Гербова В. В., М., - 2006.
  19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.
  20. Родной край / Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. - М., 1990.
  21. Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, - 2007.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское