ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Конкурентоспособность: сущность, формы и методы оценки
1.2 Управление конкурентоспособностью современного турагентства
1.3 Способы и методы повышения конкурентоспособности в практике турагентств
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРАГЕНТСТВА «SMOLENSK TRAVEL»
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика турагентства «Smolensk Travel»
2.2 Оценка конкурентных позиций турагентства «Smolensk Travel»
2.3. Маркетинговые исследования конкурентоспособности на основе анкетирования
2.4. Анализ и совершенствование маркетинговой стратегии
2.5. Пути повышения конкурентоспособности туристических продуктов фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
За последнее десятилетие Россия серьезно продвинулась по пути экономических и политических реформ: появились и активно развиваются социальные институты, социально-культурный сервис, туризм, необходимые для нормального функционирования современной рыночной экономики. Совершенствуется законодательная база, которая создает единую основу для «здоровой» конкуренции. Политическая и экономическая открытость дала импульс расширению различных сфер бизнеса и развитию конкурентных рынков, в том числе в сфере социально-культурного сервиса и туризма.
Данные обстоятельства обуславливают актуальность исследований, направленных на изучение повышения конкурентоспособности и анализ такой деятельности в сфере социально-культурном сервиса и туризма. Это и определило необходимость осуществления данного исследования, цель которого анализа конкурентоспособности туристской компании «Smolensk Travel» и выработка рекомендаций по ее повышению.
Цель работы — разработка конкурентной стратегии для повышения конкурентоспособности компании и её услуг на рынке.
Достижение цели курсовой работы обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
- рассмотрение сущности и целей факторов конкурентоспособности компании социально-культурного сервиса и туризма;
- анализ показателей, отражающих направления повышения конкурентоспособности;
- выявление особенностей деятельности в сфере туризма;
- оценка коммерческой деятельности туристской компании «Smolensk Travel»;
- рассмотрение практического применения теории и методологии повышения конкурентоспособности на примере туристской компании «Smolensk Travel»;
- получение существенных выводов и конкретных рекомендаций по повышению конкурентоспособности туристской компании «Smolensk Travel».
Объект исследования в курсовой работе– туристская компания «Smolensk Travel». Предмет исследования – возможности повышения конкурентоспособности туристской компании «Smolensk Travel» на современном этапе функционирования в условиях российского рынка.
Основополагающие моменты теории предпринимательства и теории туризма изложены в работах известных зарубежных экономистов М. Портера, П.Самуэльсона, Й.Шумпетера, Ф. Котлера, процесс стратегического планирования изучен Г. Минцбергом, Дж. Кеннетом и другими. Современные тенденции развития маркетинга в сфере туризма и услуг в России отражаются в исследованиях отечественных ученых, среди которых можно отметить научные труды Е. Песоцкой, М. Голубковой, Р. Фатхутдинова и др.
Методологической основой исследования стала концепция маркетинга, с позиции которой маркетинг выступает как средство выявления, удовлетворения нужд потребителей, создания и усиления преимуществ компании (Ф. Котлер, В.И. Ильин и др.). Также в основу исследования был положен системный подход к изучению особенностей формирования, существования и развития компании (В.А. Квартальнов, В.И. Беляев и др.).
Результатами проведения исследования должны стать конкретные выводы и аргументированные предложения по повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности.
Структура курсовой работы соответствует логике и последовательности поставленных задач и включает, помимо введения, две главы, заключение, список использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Конкурентоспособность: сущность, формы и методы оценки
Следует отметить, что в сфере туризма существует широкий перечень вопросов, связанных с эффективностью функционирования практически всех туристических фирм (туристических операторов, туристических агентств и т.д.). Эти направления могут быть связаны с менеджментом, маркетингом, экономикой организации и различными другими сферами.
К одному из ключевых аспектов в развитии туристского организации и системе менеджмента относятся инструменты и параметры конкурентоспособности туристических продуктов и самого туристского организации.
Современный менеджмент организации должен быть ориентирован на процессы развития, а не функционирования организации. Основная цель такой ориентации заключается в создании нового потенциала для получения в будущем больших прибылей. Безусловно, возникает вопрос, «Каким должен быть конкурентный потенциал организации, обеспечивающий реализацию конкурентных преимуществ и формирование ключевых факторов успеха?».
В самом общем виде потенциал можно определить как имеющийся в наличии источник, способный осуществить какое-то действие или который может быть использован для достижения определенных целей.[1]
Другим, более конкретным, определением является следующее: потенциал организационной социально-экономической системы – это имеющиеся в системе возможности: наличие современной технологии, оборудования, кадров, ресурсов, обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции.[2]
В работах зарубежных исследователей очень часто конкурентный потенциал организации определяется как набор конкретных свойств и характеристик, обеспечивающих выживание в конкурентной борьбе. «Наилучшим путем достижения конкурентоспособности является выявление сильных сторон организации, удовлетворяющих одному или нескольким требованиям рыночного успеха там, где конкуренты не обладают соответствующей компетентностью и не могут оказать противодействие без значительных затрат или могут это сделать только в течение продолжительного времени».[3]
Более современный взгляд на потенциал компании: «Потенциал определяется силой организации (тем, что она делает особенно хорошо) и является краеугольным камнем стратегии»[4].
«По мнению Стивена Дэвиса, конкурентный потенциал состоит из трех слагаемых: профессионализм, знания, производственный процесс».[5] Ключом к завоеванию прочных позиций предприятием на рынке является выявление и реализация его конкурентного потенциала. Все три фактора конкурентного потенциала нуждаются в тщательной инвентаризации, причем в тесной увязке с анализом деятельности конкурентов.
Компетенция организации является свойством или рядом свойств, присущих всем или большинству организаций данной сферы. Лишь обладая данными свойствами, предприятие может стать участником отрасли или выжить в ней. Компетенция порождается ресурсами и воплощает в себе навыки, технологию или ноу-хау.
В схематичном виде конкурентный потенциал организации представлен на рис. 1.1.
Производственный или торгово-сбытовой потенциал
|
Финансово-кредитный потенциал
|
Имидж фирмы
|
Качество услуг
|
Научно-технический потенциал (ноу-хау)
|
Инвестиционный потенциал
|
Трудовые ресурсы
|
Управленческий и информационно-аналитический потенциал
|
Бенчмаркинг
|
Рис. 1.1. Элементы конкурентного потенциала организации
Конкурентоспособность организации «определяется его потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую долю рынка в условиях конкурентной борьбы. Конкурентоспособность любого организации, прежде всего, зависит от конкурентоспособности оказываемых им услуг или выпускаемых туристических продуктов. Конкурентоспособность – всегда относительная величина. Она имеет содержание только в рамках процедуры сравнения конкурирующих услуг (туристических продуктов)».[6]
В условиях товарного рынка важнейшим фактором конкурентоспособности услуги (продукции) является цена ее потребления. К факторам конкурентоспособности услуги (продукции) также можно отнести: качество услуги (продукции) и ее соответствие спросу; экологическую чистоту услуги (продукции); дизайн и рекламные мероприятия; формы продвижения услуги (продукции). Качество услуги (продукции) зависит от набора потребительских параметров, т.е. признаков, характеризующих важнейшие потребительские функции услуги (продукции) и ее свойства, удовлетворяющие какие-либо потребности потенциальных покупателей.