Актуальность темы исследования. На современном этапе развития нашего общества развитие речи детей является наиважнейшим аспектом обучения русскому языку. Овладение речью - это способ познания действительности. И чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее дети и взрослые пользуются ими, тем лучше они познает сложные связи в природе и обществе. Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи, письма и чтения. Сегодня грамотная речь для ребенка - залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства.
Дошкольный возраст является решающим для обучения ребенка: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников.
Формирование основы интеллектуальных способностей детей, познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей. На важность приобретения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали многие известные педагоги и психологи.
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятия литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для того необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). У детей необходимо воспитывать любовь к художественным произведениям, к книге, формировать желание эмоционально воспринимать и откликаться на художественное произведение. Для этого важна эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей.
Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы его участником. Художественная литература развивает чувства и отношения, формирует у детей и положительные и отрицательные эмоции. Она воспитывает стремление к правде и справедливости, ненависть к угнетателям, любовь к людям, животным, растениям, неприязнь к чванству, надменности, злобе (например, к жестокой мачехе, выгнавшей бедную босую Марьюшку на мороз из сказки «Морозко»). Она рождают любовь и сочувствие к малым, слабым, старым, примером могут служить сказки «Воробьишко» М. Горького, «Три поросенка», «Три медведя» и т.д.- которые очень любят наши дети.
Народные сказки формируют также и положительные черты характера, например настойчивость, — герой неутомимо преодолевает одно препятствие за другим, не падая духом даже в самых трудных обстоятельствах. Художественная литература в сильной степени способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности. Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Анализ методической литературы позволяет сделать вывод, что все ученые занимаются проблемой развития речи детей младшего школьного возраста, отмечая, что общая сформированность речи зависит от того на сколько дети владеют словом: могут толковать его значение, использовать в собственной речевой практике. Следовательно, тема развития речи у детей дошкольного возраста в процессе работы над народными сказками о животных является очень актуальной.
Теоретическую и практическую базу работы составили труды таких отечественных педагогов и психологов по рассматриваемой нами проблеме, как: Баранов С.П., Комарова Т.С., Выготский, Л.С., Гвоздев А.Н., Голубева Г.Г., Горохова Катаева А.А., В.К., Лыкова И.А., Усова А.П., Ушакова О.С., Федоренко, Л.П., Фомичева Г.А., Чиркина Г.В., Шевцова Е.Е., Шевченко И.Н., Эльконин Б.Д. и многие другие.
Объект данного исследования: развитие речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речи детей 4-5 лет с использованием народных сказок и животных.
Гипотеза: считаем, что специально разработанная программа с использованием народных сказок о животных и её особая организация дает больший эффект в работе по развитию речи детей 4-5 лет.
Цель данной работы: выявить и теоретически обосновать методику и направления организационной работы по развитию речи детей 4-5 лет в процессе работы над народными сказками о животных.
Задачи:
- Изучить возрастные особенности дошкольников средней группы.
- Выявить особенности понятия «Речь» и особенности развития речи в научной психолого-педагогической литературе.
- Показать роль сказок о животных в развитии речи дошкольников.
- Рассмотреть особенности организации педагогической деятельности по развитию речи дошкольников средней группы в процессе работы со сказками о животных.
- Показать опыт работы воспитателя ДОУ по развитию речи дошкольников.
- Дать анализ научно-методической литературы в аспекте развития речи дошкольников средней группы.
Методы исследования: изучение и анализ теоретической и методической литературы и периодической печати по проблеме исследования, наблюдение за деятельностью учащихся.
Практическая значимость работы: основные выводы и заключения по теме исследования могут быть использованы при дальнейшем исследовании данной проблемы; а также в работе ДОУ при организации и проведении соответствующей работы на занятиях по развитию речи.
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Теоретические основы проблемы развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
1.1. Возрастные особенности дошкольников средней группы
В четырехлетнем возрасте возросли их физические возможности: движения стали значительно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в средней группе особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.
Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, родитель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. Воспитатель использует это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Он объединяет детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх воспитатель помогает детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.[1]
Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Нередко средний дошкольник многократно обращается к взрослому с одними и теми же вопросами, и от взрослого требуется большое терпение, чтобы снова и снова давать на них ответы.[2]
Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или отвечает с раздражением, торопливо, без охоты. Доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским вопросам и проблемам, готовность «на равных» обсуждать их с детьми помогает, с одной стороны, поддержать и направить детскую познавательную активность в нужное русло, с другой - укрепляет доверие дошкольников к взрослому. Это способствует появлению чувства уважения к старшим. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.).
У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре.
Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей.[3]
В течение дня дети участвуют в разнообразных играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.
У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет какое-то требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила. Обсуждая с ребенком случившееся, мы помогаем ему утвердиться в правильном поведении.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.
Внимательное, заботливое отношение взрослого к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей.
Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытию им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему? ».
Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.[4]