ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1 Общая характеристика понятия «воспитательный процесс»
1.2 Роль личности педагога в воспитательном процессе
1.3 Современные требования к личности педагога
2. ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВОСПИТАТЕЛЯ
2.1 Роль диагностики в воспитательной работе
2.2 Процедура проведения диагностики педагогической деятельности
2.3 Результаты диагностики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Актуальность данной темы продиктована сегодняшней социально-экономической и культурной ситуацией педагогического сообщества, которое не может самоустраниться от проблем воспитания. В наше время, когда в обществе растет детская преступность, агрессия, беспризорность, воспитание является важнейшей и неотъемлемой составляющей образования и требует к себе самого пристального внимания. Очевидна необходимость обновления содержания воспитательной работы с учащимися.
На современном этапе резко возрос интерес к личности педагога, к его индивидуально-психологическим особенностям и профессионализму. В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.
Личность педагога всегда вызывала огромный интерес у представителей философских и психологических наук. Свои исследования данной теме посвятили великие отечественные мыслители и общественные деятели Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.С. Соловьев, Н. Бердяев. А также известные отечественные ученые Б.Г. Ананьев, Б.М. еплов, В.С. Мерлинг, В.Д. Небылицын, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминова, С.К. Кондратьев, Л.М. Митина, И.А. Зимняя и многих другие. Основоположник теории свободного воспитания, мыслитель и новатор – Л.Н. Толстой в своей работе «Общие замечания для учителя» писал, что только профессиональные знания и увлеченность своим делом в сочетании с безграничной любовью к детям являются основой идеального педагога.
Объект исследования: роль личности педагога в воспитательном процессе.
Предмет исследования: особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс.
Цель исследования: изучить особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс и способы диагностики успешности педагогической деятельности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- На основе теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятия «воспитательный процесс» и выявить роль педагога в этом процессе.
- Определить современные требования к личности педагога как условие успешного влияния личности педагога на воспитательный процесс.
- Изучить значение и способы диагностики профессиональной деятельности педагога.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анализ, синтез, обобщение.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию и список приложений. Во введении обосновывается выбор темы работы, ее актуальность, определяются объект и предмет научного исследования, формулируются цель и задачи работы. В заключение работы подведены основные итоги исследования.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
1.1 Общая характеристика понятия «воспитательный процесс»
Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры. Основные компоненты воспитательного процесса:
- Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).
- Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).
- Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).
- Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).
Принципы воспитательного процесса:
- принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
- принцип адекватности системе социальных отношений;
- принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
- принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;
- мотивация учебной деятельности;
- принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
- принцип педагогического оптимизма;
- принцип демократизации в воспитании[1].
Общая социальная функция воспитания заключена в освоении из поколения в поколение знания, умения, идеи, социального опыт и способов поведения. Конкретное содержание и сущность социальной функция и воспитания изменяются в ходе истории.
Воспитание в широком социальном смысле – это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, осуществляемое всем социальным устройством: семьёй, школой, религиозными организациями, СМИ, другими общественными институтами и учреждениями образования[2].
Воспитательный процесс – неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения[3].
На современном этапе целью воспитания является подготовка профессионально и культурно-ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству[4].
Например, П. И. Бабочкин, к приоритетным направлениям воспитательной деятельности относит: экономическое, патриотическое, гражданское, правовое, семейно-бытовое, религиозное и другие виды воспитание. На основе изучения приоритетной направленности воспитания можно выделить следующие типы:
- Концепции социального воспитания, основанные на идеях системно – социального проектирования. Его основная цель – социализация, усвоение личностью социального опыта.
- Концепции, ориентированные на коллективное воспитание, базирующиеся на общечеловеческих ценностях.
- Личностно-ориентированные культурологические концепции. Цель – воспитание человека культуры, гражданина, высоконравственной личности.
- Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания. Воспитание рассматривается как процесс творческого решения жизненных проблем на основе их понимания, осознанного выбора и принятия решений[5].
Подход, выводящий педагогов на создание социально ориентированных воспитательных систем, безусловно, востребован. Разнообразие концепций есть показатель того, что множественность и взаимообогащение методологических подходов становятся принципами развития теории воспитания.
Таким образом, сделаем вывод, что преобразования во всех сферах жизни российского общества проводятся с целью обеспечения свободы самореализации индивида во всем объёме его жизненных интересов. Для эффективной деятельности в таком случае становится очень важной ориентацией формирование личности нового социально-культурного типа: гуманной, творческой, духовной, прагматической, а это требует повышения ответственности на всех уровнях образования, осмысления практического опыта, разработки теоретических основ воспитательного процесса.