Курсовая работа|Педагогика

Роль личности педагога в воспитательном процессе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 35

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

1.1 Общая характеристика понятия «воспитательный процесс»

1.2 Роль личности педагога в воспитательном процессе

1.3 Современные требования к личности педагога

2. ДИАГНОСТИКА УСПЕШНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ВОСПИТАТЕЛЯ 

2.1 Роль диагностики в воспитательной работе

2.2 Процедура проведения диагностики педагогической деятельности

2.3 Результаты диагностики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Актуальность данной темы продиктована сегодняшней социально-экономической и культурной ситуацией педагогического сообщества, которое не может самоустраниться от проблем воспитания.  В наше время,  когда в обществе растет детская преступность, агрессия, беспризорность, воспитание  является важнейшей и неотъемлемой составляющей образования и требует к себе самого пристального внимания. Очевидна необходимость обновления содержания воспитательной работы с учащимися.

На современном этапе резко возрос интерес к личности педагога, к его индивидуально-психологическим особенностям и профессионализму. В меняющемся мире профессий, общее количество которых несколько десятков тысяч, профессия учителя (педагога) остается неизменной, хотя ее содержание, условия труда, количественный и качественный состав меняются.

Личность педагога всегда вызывала огромный  интерес  у  представителей  философских  и  психологических  наук. Свои исследования данной теме посвятили великие отечественные мыслители и общественные  деятели  Л.Н.  Толстой,  К.Д.  Ушинский,  А.С.  Макаренко, В.А. Сухомлинский,  Н.Г.  Чернышевский,  Н.А. Добролюбов,  В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.С. Соловьев, Н. Бердяев. А также известные отечественные ученые Б.Г. Ананьев, Б.М. еплов, В.С. Мерлинг, В.Д. Небылицын, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.Я. Никонова, Н.А. Аминова, С.К. Кондратьев, Л.М. Митина, И.А. Зимняя и многих другие. Основоположник  теории  свободного  воспитания,  мыслитель  и  новатор – Л.Н. Толстой в своей работе «Общие замечания для учителя» писал, что только профессиональные  знания  и  увлеченность  своим  делом  в  сочетании  с безграничной любовью к детям являются основой идеального педагога.

Объект исследования: роль личности педагога в воспитательном процессе.

Предмет исследования: особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс.

Цель исследования: изучить особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс и способы диагностики успешности педагогической деятельности.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа литературы раскрыть содержание понятия «воспитательный процесс» и выявить роль педагога в этом процессе.
  2. Определить современные требования к личности педагога как условие успешного влияния личности педагога на воспитательный процесс.
  3. Изучить значение и способы диагностики профессиональной деятельности педагога.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, анализ, синтез, обобщение.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию и список приложений. Во введении обосновывается выбор темы работы, ее актуальность, определяются объект и предмет научного исследования, формулируются цель и задачи работы. В заключение работы подведены основные итоги исследования.

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

1.1 Общая характеристика понятия «воспитательный процесс»

Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры. Основные компоненты воспитательного процесса:

  1. Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).
  2. Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт образования).
  3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).
  4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

Принципы воспитательного процесса:

  • принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и учащихся;
  • принцип адекватности системе социальных отношений;
  • принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;
  • принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных предметов;
  • мотивация учебной деятельности;
  • принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной деятельности;
  • принцип педагогического оптимизма;
  • принцип демократизации в воспитании[1].

Общая социальная функция воспитания заключена в освоении из поколения в поколение знания, умения, идеи, социального опыт и способов поведения. Конкретное содержание и сущность социальной функция и воспитания  изменяются в ходе истории.

Воспитание в широком социальном смысле – это функция  общества  по  подготовке  подрастающего поколения  к  жизни,  осуществляемое  всем  социальным  устройством:  семьёй,  школой,  религиозными  организациями, СМИ, другими общественными институтами и учреждениями образования[2].

Воспитательный процесс – неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения, где педагогическая деятельность – это деятельность взрослых членов общества, профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения[3].

На современном этапе  целью воспитания является  подготовка  профессионально  и  культурно-ориентированной  личности,  обладающей  мировоззренческим  потенциалом,  способностями  к  профессиональному,  интеллектуальному  и  социальному творчеству[4].

Например, П. И. Бабочкин, к  приоритетным  направлениям  воспитательной деятельности относит: экономическое, патриотическое, гражданское,   правовое, семейно-бытовое, религиозное  и другие виды воспитание. На основе изучения приоритетной направленности воспитания можно выделить следующие типы:

  1. Концепции социального воспитания,  основанные  на  идеях  системно  –  социального  проектирования. Его основная цель – социализация,  усвоение  личностью  социального опыта.
  2. Концепции, ориентированные на  коллективное  воспитание,  базирующиеся  на  общечеловеческих  ценностях.
  3. Личностно-ориентированные культурологические  концепции. Цель – воспитание человека культуры, гражданина, высоконравственной личности.
  4. Личностно-ориентированные концепции самоорганизуемого воспитания. Воспитание рассматривается как  процесс  творческого  решения жизненных проблем на основе их понимания, осознанного выбора и принятия решений[5].

Подход,  выводящий  педагогов  на  создание социально ориентированных воспитательных систем, безусловно, востребован. Разнообразие  концепций  есть  показатель  того,  что  множественность  и взаимообогащение методологических подходов становятся  принципами  развития  теории  воспитания.

 Таким образом, сделаем вывод, что преобразования во всех сферах жизни российского общества проводятся с целью обеспечения свободы самореализации  индивида во всем объёме его жизненных интересов. Для эффективной деятельности в таком  случае  становится  очень  важной  ориентацией формирование  личности  нового  социально-культурного типа: гуманной, творческой, духовной, прагматической, а это требует повышения ответственности на всех  уровнях  образования,  осмысления  практического  опыта,  разработки  теоретических  основ  воспитательного процесса.

1. Богданов И.В., Лазарев С.В., Ануфриенко С.С. Психология и педагогика: Методические рекомендации по изучению курса. – М.: Академия, 2002. – 435 с.

  1. Бондаревская, Е. В. Смысл и стратегия личностно-ориентированного воспитания  [Текст]  /  Е.  В.  Бондаревская  //  Педагогика  –  2011  –  №1.  – С. 17 – 24.
  2. Бондаревская, Е.  В.  Ценностные  основания личностно-ориентированного  воспитания  [Текст]  / Е.  В.  Бондаревская  //  Педагогика.  –  2015  –  №  4.  –  С. 29 – 36.
  3. Галузяк В.М., Сметанский Н.И. Проблема личной референтности педагога// Педагогика. – 2008. – № 3. – С.36-42.
  4. Дубов И.Г., Петровский В.А. Перестройка личностных структур учащихся при персонализации личности педагога // Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2007. – 310 с.
  5. Ивашнева Л.А. К вопросу о личности педагога с позиции интегральной индивидуальности // Педагогика. – 2006. – № 2. – С.65-72.
  6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Прогресс, 2012. – 410 с.
  7. Литвяк С.В. Диагностические процедуры с целью изучения успешности классного руководителя // Практика. – 2005. – № 2. – С.10-22.
  8. Марус О.В. Роль диагностики в воспитательно-образовательной работе // Народное образование. – 2009. – № 10. – С.62-78.
  9. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Просвещение, 2014. – 140 с.
  10. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику [Текст]: учебн. пособие / А. В. Мудрик. – М.: Ин-т практич. психологии, 2012. – 256 с.
  11. Новиков, Л. И Проблемы современного воспитания в  философском  контексте  [Текст]  /  Л. И. Новиков // Педагогика. – 2008. – № 7. – С. 14 – 20.
  12. Новиков, Л. И. Современные представления о воспитательном пространстве  /  Л.  И.  Новиков,  В. А. Караковский, Н. Л. Селиванова. [Электронный ресурс].  –  Режим  доступа:  //  http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm. (дата обращения 10. 05. 2016)
  13. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2007. – 310 с.
  14. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гребенюк О.С. Концепция организации воспитательного процесса // Педагогика. – 2004. – № 2.- С.12-46.
  15. Селиванова, Н. Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н. Л. Селиванова [Электронный  ресурс].  Режим  доступа:    http.www.vspu.  var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm. (дата обращения 11. 05. 2016)
  16. Современный словарь по педагогике [Текст] /сост. Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2011. – 928 с.
  17. Соколова Л. Б.,  Науменко  Н.  М.  Педагогические  условия  актуализации  потребности  учителя  в  развитии  культуры  педагогической

деятельности  (по  материалам  исследований  В.А.  Сухомлинского)  //  Омский научный вестник. – 2008. – Вып. №2–66. – С. 109–112.

  1. Янкелевич Р.К., Юровский Р.Ф. К вопросу о личности педагога и его роли в учебно-воспитательном процессе. – Гродно: ГрГАУ, 2004. – 96.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское