Введение
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи младших школьников в процессе работы над сочинением-повествованием
1.1. Речь. Виды речи. Понятие о связной речи
1.2. Сочинение-повествование как вид сочинения
1.3. Характеристика работы над сочинением в начальной школе
Глава 2. Описание опытно-экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников в процессе работы над сочинением-повествованием
2.1. Анализ уровня развития связной речи учащихся 3-ого класса на констатирующем этапе эксперимента
2.2. Ход экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников в процессе работы над сочинением-повествованием
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по развитию связной речи младших школьников в процессе работы над сочинением-повествованием
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении младших школьников, т.к. процесс личностного развития и самоопределения детей данного возраста в настоящее время затруднен в связи с нарушениями системы социальных отношений в обществе. Это однодетность и малодетность семей, жизнь порознь со старшим поколением, утрата традиций народной педагогики, автономность общения детей и взрослого населения, социальные и экономические трудности, материальная необеспеченность семей.
В процессе традиционного обучения у младших школьников вырабатывается послушание, дисциплинированность, исполнительность, способность к действию по образцу. На первый взгляд, подобная система логична, совершенна и должна работать бесперебойно. Однако в современных условиях развития общества к личности предъявляются совершенно иные требования, что объясняется совершенствованием науки, техники, производственных технологий. Несмотря на то, что традиционное обучение ориентировано на формирование достаточной суммы знаний учащихся, в настоящее время достаточно часто приходится сталкиваться с функциональной неграмотностью, т.е. неумением учащегося принимать нужные знания в конкретных ситуациях. Это объясняется слабой практической и гуманитарной ориентацией школьных знаний.
Как известно, начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка, включая систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать и прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В этот период особенно важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дает качественно новое представление о содержании начального образования. Сегодня владение учащимся основами умения учиться становится объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности ребенка и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений, то есть мониторинга. Одним из основных умений, которые младшие школьники должны вынести из начальной школы – коммуникативные умения, основой которых является связная речь.
Цель исследования – на основе изучения теоретических источников организовать апробацию системы упражнений по развитию связной речи в процессе работы над сочинением в начальной школе.
Объект исследования – связная речь младших школьников.
Предмет исследования – развитие связной речи младших школьников в процессе работы над сочинением-повествованием в начальной школе.
Гипотеза исследования: развитие связной речи младших школьников в процессе работы над сочинением-повествованием будет эффективным, если
1) вести работу над текстом-повествованием последовательно в 3 этапа: аналитический, аналитико-синтетический, синтетический;
2) использовать на аналитическом этапе образцовые художественные тексты;
3) на этапе аналитико-синтетических упражнений работать над созданием вторичных повествовательных текстов на основе высокохудожественных образцов;
4) перед письменным составлением текстов работать над устным рассказом.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности развития связной речи младших школьников.
2. Проанализировать сочинение-повествование как вид сочинения.
3. Изучить работу над сочинением-повествованием в начальной школе.
4. Разработать и апробировать систему упражнений по развитию связной речи младших школьников в процессе работы над сочинением-повествованием.
5. Выявить эффективность развития связной речи младших школьников в процессе работы над сочинением-повествованием.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
– теоретический: анализ лингвистической, методической и психолого-педагогической литературы в аспекте темы исследования;
– педагогический: анализ действующих программ, учебников, обобщение передового педагогического опыта;
– экспериментальный: проведение констатирующего и обучающего экспериментов;
– статистический: обработка результатов проведенных экспериментов.
Теоретической основой исследования явились нормативно-правовые источники (Закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), труды педагогов и методистов (О.П. Бессараб, А.В. Брагуца, Л.Н. Булыгина, Е.А. Быстрова, Л.А. Городецкая, Н.А. Евгеньева, К.П. Зайцева, Э.В. Криворотова, Н.Н. Нечаев, Г.А. Орлова, А.Ю. Резвая, Т.В. Сытенко, А. Хуторской и др.).
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.) [Электрон. ресурс] – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922
2. Айдарова, Л.И. Обучение младших школьников русскому языку / Л.И. Айдарова. – М.: Педагогика, 2008. – 255 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
4. Бакулина, Г.А. О новых видах сочинений в начальной школе / Г.А. Бакулина // Начальная школа. – 2014. – № 7. – С. 37-42.
5. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 544 с.
6. Вергелес, Г.И. Младший школьник: учим учиться (система формирования учебной деятельности): учебно-методическое пособие / Г.И. Вергелес, В.С. Конева. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. – 180 с.
7. Воровщиков, С.Г. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова. – М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012. – 210 с.
8. Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения / М.П. Воюшина // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 39-43.
9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2004. – 512 с.
10. Ганихина Н.Н. Воспитательная роль сочинений и изложений в начальной школе / Н.Н. Ганихина // Проблемы теории и практики современной науки: Материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. С.П. Акутиной. – М., 2014. – С. 17-20.
11. Гергиева, Я.М. Развитие связной письменной речи: начальная школа / Я.М. Гергиева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 2. – С. 82-86.
12. Давыдов, В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова, И. Лемпшера, А.К. Марковой; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982. – 216 с.
13. Денисова, А.А. Мониторинг уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников / А.А. Денисова, И.С. Толомеева // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2013. – Т. 4. – № 1. – С. 97-103.
14. Джамалов, К.Э. Учет общедидактических принципов при изучении русского языка / К.Э. Джамалов // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. – 2012. – № 4. – С. 59-61.
15. Еремина С. Е. Особенности работы с текстом на уроках литературы в рамках технологии продуктивного чтения / С.Е. Еремина [Электронный ресурс] URL: http://ershov.clan.su/load/0-0-0-428-20
16. Жажева, С.А. Развитие связной письменной русской речи учащихся начальной адыгейской школы (на материале сочинений): автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Жажаева. – Майкоп, 2004. – 26 с.
17. Зимняя, И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации / И.А. Зимняя; отв. ред. Т.М. Дридзе. – М.: Наука, 1976. – 264 с.
18. Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1966. – 198 с.
19. Кузьмина, И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения / И.А. Кузьмина // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2014. – Т. 4. – С. 43-45.
20. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1975. – 252 с.
21. Лихачев, Б.М. Педагогика / Б.М. Лихачев. – М.: Прометей, 1996. – 583 с.
22. Лобанова, Н. Н. Формирование умственного действия планирования у младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Н. Лобанова. – Л., 1978. – 22 с.
23. Лукьянович, А.К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе внеурочной деятельности / А.К. Лукьянович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. –№ 9. – С. 225-227.
24. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с
25. Максимов, В.И. Русский язык и культура речи / В.И. Максимов. – М.: Гардарики, 2011. – 413 с.
26. Мамоджанова, А.К. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных УУД у младших школьников / А.К. Мамоджанова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №7-8 (июль). – С. 26-29.
27. Мамоджанова, А.К. Совместная деятельность всех участников образовательного процесса как педагогическое условие формирования регулятивных универсальных учебных действий / А.К. Мамоджанова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 50. – С.8-11.
28. Маркова, А.К. Формирование мотиваций учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
29. Меркулова, Т.В. Формирование умения планировать у младших школьников: на примере дисциплины «Математика»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Т.В. Меркулова – Елец, 2007. – 242 с.
30. Некрасова, Г.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе / Г.В. Некрасова – Томск: Пеленг, 2008. – 325 с.
31. Нечаев, Н.Н. Формирование коммуникативной компетенции как условие становления профессионального сознания специалиста / Н.Н. Нечаев // Вестник УРАО. – 2002. – №1. – С. 3-21.
32. Никитина, Л.А. Можно и нужно ли учить детей вариативности в раскрытии темы сочинения / Л.А. Никитина // Начальная школа. – 2004. – № 9. – С.43-52.
33. Николаева, Е.В. Обучение сочинению на уроках чтения / Е.В. Николаева // Начальная школа: плюс До и После. – 2008. – № 6. –С. 52-56.
34. Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс] URL: http://www.school2100.ru/
35. Осадько, О.Ю. Психологические особенности формирования системы саморегуляции деятельности у младших школьников: Дис. … канд. псих. наук / О.Ю. Осадько. – Киев, 1988. – 170 с.
36. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – 184 с.
37. Погожева, И.А. Формирование регулятивных учебных действий в учебном процессе / И.А. Погожева, И.Ю. Фатеева // Научное мнение. – 2011. – № 4. – С.89-94.
38. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 406 с.
39. Раев, А.И. Избранные труды по педагогической психологии / сост. Г.И. Вергелес – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. – 319 с.
40. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы «Школа 2100» (Пособие для учителя 1-го класса) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://moodle.mmc.rightside.ru/
41. Репкин, В.В. Строение учебной деятельности / В.В. Репкин // Вестник Харьковского ун-та, № 132. Вып. 9. – Харьков, 1976. – С. 10-15.
42. Рождественский, Н.С. Проблемы содержания начального обучения русскому языку / Н.С. Рождественский // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. – М.: Педагогика, 1977. – С.20.
43. Романова, Н.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1 классе / Н.Н. Романова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2013. – № 6. – С.26-30.
44. Росина, Н.Л. Формирование саморегуляции у младших школьников в учебной деятельности: Дис. … канд. псих. наук / Н.Л. Росина. – Нижний Новгород, 1998. – 150 с.
45. Сивова, И.С. Развитие целеполагания младших школьников в учебной деятельности: Дис. … канд. псих. наук / И.С. Сивова. – Волгоград, 1999. – 207 с.
46. Система работы образовательных учреждений по развитию универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС ООО. Выпуск 1 / под ред. П. М. Горева, В. В. Утемова // Концепт. – Приложение № 18. – Киров: АНО ДПО «МЦИТО», 2014. – 87 с.
47. Федоренко, Л.П. Принципы и методы обучения русскому языку / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 1964 . – 254 с.
48. Шахова, Т.М. Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий средствами тематического и рефлексивного языкового портфеля / Т.М. Шахова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. – 2013. – № 6 (53). – С. 193-198.
49. Языкова, Г.В. Обучение младших школьников основам синтаксиса как условие формирования у них письменной речи / Г.В. Языкова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2001. – № 3-4 (23). – С. 78-79.