Введение
- Понятия эффективности и оптимизации: точка отсчета и параметры
деятельности: субъект, объект, предмет, средство, результат
- Предприятие, как субъект деятельности на рынке: потребитель,
потребности, ресурсы. Продукт. Промежуточные результаты деятельности предприятия: процессы и процедуры деятельности
- Принципиальная схема деятельности конкретного предприятия
и ее оптимизация
Заключение
Список литературы
Цель данной работы – изучить возможности реинжиниринга бизнеса для оптимизации деятельности предприятия.
Задачи работы:
- Рассмотреть теоретические аспекты реорганизации предприятия и реинжиниринга бизнеса.
- Охарактеризовать предприятие, как субъект деятельности на рынке с точки зрения возможности применения
- Предложить схему деятельности конкретного предприятия для ее оптимизации.
Методологическую основу работы составили труды таки авторов, как
Баринов В.А., Волков К.В., Кондратьев В.В., Крыжановский В.Г., Мескон М., Хаммер M., Шаралдаева И.А. и др.
- Понятия эффективности и оптимизации: точка отсчета
и параметры деятельности: субъект, объект, предмет, средство, результат
Понятие эффективность в самой общей форме означает степень приближения к максимальному или оптимальному (наиболее желательному) результату при минимуме негативных последствий или издержек. Эффективность нередко рассматривается в качестве основной характеристики функционирования системы, позволяющей выявлять степень реализации цели и достижения намеченных результатов. Наиболее распространён подход к эффективности как отношению результатов (полученного эффекта) к формирующим их затратам.
В литературе[1] реинжиниринг характеризуется, как способ кардинального, радикального преобразования, совершенствования социально-экономической деятельности, и авторы, полагающие, что реинжиниринг – это эффективный метод, включающий все уровни совершенствования от постепенных плавных изменений базисного состояния вплоть до радикальной трансформации финансово-экономической деятельности, приводящей к скачкообразному изменению качества, показателей эффективности.
Так как точкой отсчета, ключевой доминантой этих определений является достаточно емкое понятие «совершенствование», пределы которого неограниченны. В этой связи первая дефиниция реинжиниринга – это более узкое понятие, представляющее концентрированное выражение сути второго более широкого определения.
Фирма или процессы, прошедшие реинжиниринг, имеют собственную логику упорядочивания элементов в организации, а именно: функциональные, бюрократические структуры в виде отделов, служб и т.д. заменяются бизнес-процессами и их скоординированными совокупностями. Это означает, что субъектами реинжиниринга не могут быть упомянутые уже функциональные, бюрократические структурные подразделения. Ими становятся прежде всего процессные команды, а также конкретные лица или группы лиц в компании, которые по долгу службы могут быть связанными со структурными перестройками в фирме.
Ориентация реинжиниринга на процессы уже сама по себе определяет последние, как его объект. Реинжинирингу подвергаются не структурные или функциональные отделы предприятия, а работы, выполняемые его сотрудниками. По-сути, бизнес-процессы – это дороги, ведущие предприятие к назначенной цели – будь-то получение прибыли, или захват лидерства на рынке, или выживание и уверенность в завтрашнем дне. А проблема в том, чтобы выбрать наиболее ровную и короткую дорогу, в то время, как конкуренты то и дело будут спотыкаться и падать, идя по сложному, длинному, но зато давно знакомому им пути.
Чтобы пояснить, каким образом реинжиниринг влияет на повышение эффективность работы компании, рассмотрим, как он изменяет реконструируемые бизнес-процессы. Схема примерно следующая.
- Несколько рабочих процедур объединяются в одну. Для перепроектированных процессов наиболее характерно отсутствие технологии "сборочного конвейера", в рамках которой на каждом рабочем месте выполняются простые задания, или рабочие процедуры. Выполнявшиеся различными сотрудниками, теперь они интегрируются в одну - происходит горизонтальное сжатие процесса. Если не удается привести все шаги процесса к одной работе, то создается команда, отвечающая за данный процесс. Наличие в команде нескольких человек неизбежно приводит к некоторым задержкам и ошибкам, возникающим при передаче работы между членами команды. Однако потери здесь значительно меньше, чем при традиционной организации работ, когда исполнители подчиняются различным подразделениям компании, располагающимся, возможно, на различных территориях.
- Исполнители принимают самостоятельные решения. В ходе реинжиниринга компании осуществляют не только горизонтальное, но и вертикальное сжатие процессов. Это происходит за счет самостоятельного принятия решения исполнителем, в тех случаях, когда при традиционной организации работ он должен был обращаться к управленческой иерархии.
При традиционной организации работ, ориентированной на выпуск массовой продукции, исходили из предположения, что исполнители не имеют ни времени, ни знаний, необходимых для принятия решений. Реинжиниринг отвергает эти предположения, что вполне естественно при отказе от массового производства и современном уровне образования. Наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них в работе компании приводит к значительному повышению их отдачи.
- Шаги процесса выполняются в естественном порядке. Реинжиниринг процессов освобождает от линейного упорядочивания рабочих процедур, свойственного традиционному подходу, позволяя распараллеливать процессы там, где это возможно.[1] Кондратьев В.В. Реструктуризация управления компанией. – М., 2013. – 363с.; Крыжановский В.Г. Реструктуризация предприятия. - М, 2015. – 342с.; Баринов В.А. Реинжиниринг: сущность и методология. www.elitarium.ru и др.