Введение
Глава 1. Таможенный контроль в системе таможенного дела
1.1.Понятие, формы таможенного контроля и их применение
1.2.Меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля
1.3. Цели и задачи таможенного контроля
1.4. Правомочия таможенных органов при осуществлении таможенного контроля
Глава 2. Система управления рисками как базовый принцип проведения таможенного контроля
2.1. Основные положения СУР
2.2. Алгоритм реализации СУР
Глава 3. Совершенствование организации таможенного контроля в Отделе таможенных процедур и таможенного контроля Московской областной таможни
3.1. Анализ проблем организации таможенного контроля в Отделе таможенных процедур и таможенного контроля Московской областной таможни
3.2. Предложения по совершенствованию организации таможенного контроля в Отделе таможенных процедур и таможенного контроля
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Практика пройдена на базе Отдела таможенных процедур и таможенного контроля Московской областной таможни.
Федеральная таможенная служба РФ на современном этапе находится в стадии реформирования, ключевой целью которой является реализация и применение универсальных инструментов таможенного регулирования и контроля, а также качественное повышение результатов регулирования сферы внешнеэкономической деятельности.
Таможенное регулирование является одним из ключевых методов государственного воздействия на экономику России и заключается в установлении порядка и правил, посредством которых предприниматели пользуются правом на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенный контроль в Российской Федерации осуществляется на основании таможенного законодательства ЕАЭС и Российской Федерации. С момента подписания Таможенного кодекса Таможенного Союза и вступления в силу с 1 января 2015 года договора ЕАЭС таможенные органы реализуют серьезные шаги в развитии системы таможенного контроля [2].
Основой совершенствования системы таможенного контроля является соблюдение баланса между оказанием помощи внешней торговле и контролем экономической безопасности государства. В связи Таблица 1. Ключевые результаты провер
с ростом объемов международной торговли и высоким уровнем конкуренции в деятельности организаций, от таможенных служб требуется перехода от глобального таможенного контроля к выборочному [6, с. 97].
Ведется активная работа по развитию системы управления рисками на правах обеспечения контроля за качеством и полнотой применения мер по минимизации рисков, усовершенствования нормативноправовой базы, совершенствования специальных программных средств, обеспечивающих функционирование процесса управления рисками в таможенных органах.
На данном этапе перед таможенными органами РФ наблюдаются барьеры с одной стороны в содействовии торговле, а с другой в обеспечении качественного контроля.
Основная нагрузка таможенного контролирования переносится с этапа декларирования товаров на этап после выпуска товаров [5, с. 262]. Это позволяет минимизировать риски, непосредственно влияющие на полноту взимания платежей в федеральный бюджет.
Цель практики – рассмотреть роль и место таможенных органов РФ при проведении таможенного контроля.
Для достижения поставленной цели в ходе практики определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие, формы таможенного контроля и их применение.
- Выявить меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля.
- Исследовать цели и задачи таможенного контроля и правомочия таможенных органов при осуществлении таможенного контроля.
- Проанализировать систему управления рисками как базовый принцип проведения таможенного контроля.
- Провести анализ проблем организации таможенного контроля в Отделе таможенных процедур и таможенного контроля Московской областной таможни.
- Сформировать предложения по совершенствованию организации таможенного контроля в Отделе таможенных процедур и таможенного контроля.
Объект исследования - Отдел таможенных процедур и таможенного контроля Московской областной таможни.
Предмет исследования - таможенный контроль в системе таможенного дела.
Отчет состоит из введения, 3 основных глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Таможенный контроль в системе таможенного дела
1.1.Понятие, формы таможенного контроля и их применение
Таможенный контроль — совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и / или обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о таможенном регулировании [22].
В Таможенном кодексе ЕАЭС посвящено 3 главы вопросам применения таможенного контроля и его особенностям.
Согласно Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», инструкции по применению форм таможенного контроля устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела. Среди таких инструкций можно выделить:
- Приказ ФТС России от 09.12.2010 № 2354 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов»;
- Приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1996 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора»;
- Приказ ФТС России от 16.03.2011 № 578 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий».
Таможенный контроль (ТК) – одна из основных функций таможенных органов. Она связана с предупреждением и пресечением нарушений норм международного, союзного и национального законодательства в сфере таможенного регулирования. Органами исполнительной власти, на которые возложены функции таможенного контроля являются структурные подразделения Федеральной таможенной службы Российской Федерации: таможенные посты, таможни, региональные таможенные управления, управления Центрального аппарата ФТС РФ.
Таблица 1 - Уровни таможенных органов по компетенции в сфере осуществления таможенного контроля товаров
Тактический
|
Низовой уровень. Контроль на этом уровне осуществляют таможенные посты и таможни. Именно они определяют области риска, характерные для краткосрочных ситуаций, конкретных лиц и конкретных грузов.
|
Оперативный
|
Средний уровень. Контроль на этом уровне осуществляют региональные таможенные управления (РТУ) ФТС РФ. Они определяют локальные области риска в отношении отдельных лиц, товаров или таможенных органов, распределяют компетенции подведомственных подразделений низового уровня.
|
Стратегический
|
Высший уровень. Управление таможенным контролем осуществляет ФТС РФ. Здесь определяются области риска с наибольшей вероятностью потенциально возможного нарушения таможенного законодательства и наибольшей величиной ущерба в случае возникновения рисков. Анализ таких рисков позволяет в дальнейшем разрабатывать и внедрять меры по предотвращению нарушений законодательства и минимизации их последствий.
|
Перед подразделениями ФТС РФ поставлены цели таможенного контроля.
На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.
Формы таможенного контроля:
- Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
- Проверка документов и сведений;
- Таможенный осмотр товаров и транспорта;
- Таможенный досмотр товаров и транспорта;
- Личный таможенный досмотр;
- Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
- Таможенная проверка [13].
Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.
Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:
- При декларировании соблюдены все формальности;
- Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
- Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
- В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.
При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).
Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.
Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).
При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.
Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.
Степени таможенного досмотра
- Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
- Взвешивание (полное или выборочное);
- Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
- Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
- Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
- Без взятия проб и образцов;
- С взятием проб и образцов;
- Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.
Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.
Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.
- Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
- Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
- Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже [17].
Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).
Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.