Введение
- Совершенствование таможенной экспертизы в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении
1.1. Стратегические направления совершенствования таможенной экспертизы
1.2. Повышение эффективности деятельности экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов (ЦЭКТУ)
- Рекомендации по совершенствованию таможенной экспертизы
2.1. Эффективные направления сокращения срока проведения таможенной экспертизы
2.2. Меры по улучшению таможенной экспертизы в новой «стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
Заключение
Список использованных источников и литературы
Таможенная экспертиза это инструмент установления истинны в части соответствия заявленного к перемещению через таможенную границу ЕАЭС товара, тем сведениям, которые были изначально заявлены в декларации на товар.
Экспертиза осуществляется в целях профилактики нарушения таможенного законодательства ЕАЭС, в том числе и для профилактики контрабанды, например контрабанды культурных ценностей.
Актуальность данного исследования состоит в оценке перспектив совершенствования таможенной экспертизы.
Цель – разработать рекомендации по совершенствованию таможенной экспертизы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Исследовать пути совершенствования таможенной экспертизы в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении.
- Выявить стратегические направления совершенствования таможенной экспертизы , в т.ч. повышение эффективности деятельности экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов (ЦЭКТУ).
- Разработать рекомендации по совершенствованию таможенной экспертизы.
Отчет состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Совершенствование таможенной экспертизы в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении
1.1. Стратегические направления совершенствования таможенной экспертизы
Современные тенденции правового регулирования в области таможенной экспертизы определяются основным стратегическим фактором - сокращением сроков назначения, проведения таможенной экспертизы и принятия решения по ее результатам.
В целях достижения поставленной задачи основными мерами в соответствии с предложениями бизнес-сообщества и стратегическими планами развития института таможенной экспертизы ФТС России является совершенствование правового регулирования в области таможенной экспертизы, направленное на:
- цифровизацию и автоматизацию процесса назначения и проведения таможенной экспертизы;
- установление сроков исполнения всех этапов назначения, проведения таможенной экспертизы и принятия решения по ее результатам;
- исключение действий должностных лиц таможенных органов, которые могли бы привести к затягиванию сроков [7].
ТК ЕАЭС [1], заложивший юридическую основу для оцифровки системы регулирования внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, позволил провести масштабную автоматизацию и информатизацию экспертной деятельности в таможенных органах. Разделение таможен на электронные таможни и таможни фактического контроля, внедрение технологии удаленного выпуска товаров, развитие электронных сервисов Федеральной таможенной службой Российской Федерации для участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) в значительной степени явились основным импульсом развития цифровизации порядка назначения и проведения экспертиз при таможенном контроле, как сквозного бизнес-процесса деятельности таможенной службы, который теперь регулирует взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД с применением современных цифровых технологий.
В течение последних лет ФТС России проведен значительный комплекс мероприятий, направленных на совершенствование администрирования экспертной деятельности в рамках таможенного контроля с использованием информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время, используемые информационно-программные средства Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов позволяют формировать необходимые документы в электронном виде и осуществлять их передачу между таможенными органами, которые назначают таможенные экспертизы, проводят отбор проб и образцов, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации и экспертными подразделениями ЦЭКТУ.
Если в отношении цифровизации и автоматизации процесса назначения и проведения таможенной экспертизы правовое регулирование не требует в настоящее время активного нормотворческого процесса, то исключение действий должностных лиц таможенных органов, которые могли бы привести к затягиванию сроков, необходимо выявлять и урегулировать в приоритетном порядке.
Например, в соответствии с пунктом 6 статьи 389 ТК ЕАС в проведении таможенной экспертизы может быть отказано по основаниям, указанным в рассматриваемой статье. При этом нормы ТК ЕАЭС прямо не закрепляют возможность отказа в проведении таможенной экспертизы, если хотя бы один из поставленных перед таможенным экспертом вопросов не может быть разрешен в соответствии с основаниями, указанными в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАС.
Таможенный эксперт на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 394 ТК ЕАЭС обязан подготовить заключение на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов исследований. По смыслу указанной нормы таможенный эксперт обязан подготовить заключение в случае возможности ответить хотя бы на один вопрос, поставленный перед ним, если основания для отказа от проведения таможенной экспертизы, указанные в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАС, за исключением указанных в подпунктах 4 и 6 пункта 6 статьи 389 ТК ЕАС, отсутствуют. На это указывает также право таможенного эксперта в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 394 ТК ЕАЭС запросить в письменной форме в течение 3 рабочих дней со дня получения материалов для проведения таможенной экспертизы дополнительные материалы и документы, в том числе пробы и (или) образцы товаров, необходимые для проведения таможенной экспертизы.
Решение таможенным экспертом вопросов не в полном объеме по основаниям, предусмотренным ТК ЕАЭС влечет за собой достаточно часто принятие решения таможенным органом о назначении дополнительной таможенной экспертизы, так как результат принятия соответствующей меры по минимизации риска не был достигнут. Что неизбежно приводит к увеличению сроков принятия решения по результатам таможенной экспертизы [13]. И как следствие участники ВЭД могут нести дополнительные финансовые и/или имиджевые издержки, такие как:
- оплата услуг по хранению товара и транспортных средств;
- простой транспортных средств;
- выведение из оборота денежных средств (денежное обеспечение);
- пени, иные штрафные санкции за невыполнение договорных обязательств;
- потеря репутации из-за срыва контрактных обязательств.
Предлагается следующий подход для решения, указанного проблемного вопроса:
При рассмотрении поступивших материалов начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (либо лицо, его замещающее), изучает решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, вопросы предстоящего исследования и на этом основании определяет возможность ответа на все поставленные вопросы. При невозможности формирования выводов таможенной экспертизы по отдельным вопросам решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы по причинам отсутствия:
- необходимой материально-технической базы,
- специальных условий для проведения таможенной экспертизы,
- таможенного эксперта требуемой квалификации (при проведении комплексных исследований), и отсутствия возможности привлечения к проведению таможенной экспертизы таможенных экспертов иных подразделений ЦЭКТУ, а также специалистов иных экспертных, научных и других учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании,
- начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), не позднее одного рабочего дня со дня поступления решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, уведомляет по оперативным каналам связи таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, о невозможности ответа на отдельные вопросы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы с указанием этих вопросов и причин, а также направляет соответствующую информацию курирующему заместителю ЦЭКТУ в целях контроля.
При получении уведомления о невозможности ответа на отдельные вопросы решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, начальник таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления, в зависимости от значимости и необходимости вопросов, которые не могут быть разрешены в экспертном подразделении ЦЭКТУ, принимает решение о необходимости / отсутствии необходимости применения меры по минимизации риска путем проведения таможенной экспертизы в объеме, определенном экспертным подразделением ЦЭКТУ, и уведомляет об этом по оперативным каналам связи экспертное подразделение ЦЭКТУ.
В случае, если в экспертное подразделение ЦЭКТУ поступает уведомление об отсутствии необходимости применения меры по минимизации риска путем проведения таможенной экспертизы в объеме, определенном экспертным подразделением ЦЭКТУ, начальник подразделения ЦЭКТУ (либо лицо, его замещающее), принимает решение об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАЭС, и передает материалы исполнителю в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении таможенной экспертизы.