Актуальность исследования. В современных условиях динамично развивающейся экономики особая роль принадлежит науке, образованию и их интеграции с бизнес-средой. Новая экономика знаний требует развития новых источников прироста национального богатства. Среди них ключевыми являются человеческий капитал и человеческий потенциал, развитие которых, в свою очередь, зависит от эффективности инвестиций в них.
Являясь основой создания высокотехнологичных производств, инновационные технологии определяют современную экономику. Именно они окажут решающее влияние на все сектора экономики. Их распространение должно сопровождаться интеллектуализацией производства, в связи с чем существенно возрастают требования к уровню профессионализма персонала, его умениям и способностям генерировать новые идеи, превращая их в конкретные проекты.
Важно отметить, что уровень профессионализма должен соответствовать стратегии социально-экономического развития не только у генераторов идей, разработчиков проектов, но и у специалистов, эксплуатирующих современное оборудование, использующих современные технологии и потребляющих инновационные товары и услуги. Для завоевания позиции лидеров не только среди быстро развивающихся стран, но и среди регионов Российской Федерации необходимо кардинально изменить систему подготовки специалистов. К сожалению, необходимо констатировать, что сегодняшняя система подготовки кадров является одним из основных препятствий на пути к новому технологическому укладу.
Много вопросов появилось к выбору научных направлений высшими учебными заведениями. Большинство научных исследований аспирантов, докторантов, магистрантов не ориентированы на развитие перспективных направлений, определенных правительством Российской Федерации, а также президентом и правительством Республики Татарстан.
Сфера образования должна стать основой модернизации экономики и социальной сферы, так как именно она решает важнейшую задачу кадрового обеспечения процесса генерации и внедрения инноваций. В связи с этим наиболее перспективным направлением развития системы образования является его кластеризация. Кластерный подход в развитых странах применятся довольно широко. Существующие отраслевые и территориальные кластеры показали высокую эффективность применяемых в их создании и развитии технологий.
Методы исследования - анализ и структурирование информации.
Объект исследования – система образования.
Предмет исследования – направления развития современного образования.
Цель работы – изучить особенности современной системы образования и определить направления ее развития.
Задачи:
Изучить понятие «система образования».
Изучить особенности образовательной системы.
Рассмотреть основные проблемы современного образования.
Рассмотреть современные тенденции развития отечественного образования.
Изучить основные направления развития современной образовательной системы.
Проследить задачи развития системы образования.
Структура работы включает введение, основную часть, включающую две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
1.1 Понятие «система образования»
Вне зависимости от уровня экономического развития, религиозных взглядов, политического устройства, в каждом государстве приоритетной задачей является создание условий для гармонического и всестороннего развития своих граждан. Ответственность за реализацию данной задачи возлагается на существующую в данном конкретном государстве систему образования. Чаще всего под системой образования понимают специально-разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих данному конкретному обществу, его потребностям и требованиям, которые оно предъявляет к социализированной личности. Но для того, чтобы более глубоко разобраться в том, что представляет собой система образования, нужно для начала проанализировать каждую составляющую этого сложного и емкого понятия.
В педагогической науке понимают под образованием. В узком смысле слова, образование представляет собой процесс усвоение знаний, обучение и просвещение. В более широком смысле под образованием видится специальная сфера социальной жизни, которая создает как внешние, так и внутренние условия необходимые гармоническому развитию индивида в процессе усвоения им ценностей культуры, норм, моделей поведения и пр. Также под образованием понимают синтез процессов обучения и учения, а также воспитания, самовоспитания, развития и социализацию. Таким образом, можно говорить о том, что образование – это многоуровневое пространство, которое призвано создавать условия для развития и саморазвития личности.
Анализируя понятие «образование», стоит обратиться к определению, которое было принято на ХХ сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО: «образование – процесс и результат усовершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста». Кроме того, под образованием также следует понимать формирование духовного образа человека, которое происходит под влиянием нравственных и духовных ценностей, принятых и являющихся эталонными в данном конкретном обществе.
Также это процесс воспитания, самовоспитания и шлифования личности, в котором важным является не столько объем полученных и усвоенных человеком знаний, умений, навыков, сколько умелое сочетание их с личностными качествами и умениями самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя свою деятельность на постоянное саморазвития и самосовершенствование. Что касается системы, то это множество некоторых элементов или составляющих, которые находятся в определенных отношениях и связях между собой, в результате чего образуется определенная целостность, единство. Именно поэтому, рассматривая образования с позиции социальной системы, чаще всего дается следующее его определение: «сеть образовательных учреждений страны, а именно ДОУ, начальных и средних, средних специальных, высших и послевузовских учреждений, а также внешкольных».
Наиболее часто под системой образования понимают модель, которая объединяет институциональные структуры (дошкольные учреждения, школы, вузы, колледжи и т.п.), основная цель которых заключается в создании оптимальных условий для обучения учащихся и их учения, как активной деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.