Курсовая работа|Педагогика

Повторение на уроках литературы и методика его проведения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: romaos

Год: 2021 | Страниц: 32

Введение

  1. Теоретико-методологические основы организации повторения на уроках литературы 

1.1. Понятие повторения и эволюция подходов к его организации

1.2. Современные методики преподавания литературы в ходе повторительно-обобщающих уроков

1.3. Приёмы повторения на уроках литературы

  1. Перспективные направления повторительно-обобщающих уроков по литературе 

2.1. Методика повторения теоретико-литературных понятий при подготовке к ЕГЭ  

2.2. Повторение в ходе интегрированных уроков

Заключение

Список литературы  

Актуальность темы исследования. Современный урок – это интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Главная задача современного учителя – создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение проходит в сотрудничестве и сотворчестве. По предмету «Русская литература» по новым образовательным стандартам особое внимание при освоении учебной программы уделяется смысловому чтению и работе с текстом, что современным детям трудно дается. Ведь чтение любимым занятием сейчас назовет не каждый. Школьный курс литературы охватывает большой круг авторов и произведений. Ученики часто не утруждают себя запоминанием и конспектированием, поэтому к концу учебного года может случиться так, что они многое забыли. Одна из задач учителя – в частности, учителя литературы – повторение и систематизация с учащимися пройденного материала.

Цель данной работы – исследовать методику проведения повторения на уроках литературы.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие повторения и эволюцию подходов к его организации.
  • Изучить современные методики преподавания литературы в ходе повторительно-обобщающих уроков.
  • Проанализировать приёмы повторения на уроках литературы.
  • Раскрыть методику повторения теоретико-литературных понятий при подготовке к ЕГЭ.
  • Исследовать перспективный опыт повторения в ходе интегрированных уроков.

Объект исследования - повторительно-обобщающие уроки по литературе.

Предмет исследования -  организация повторения на уроках литературы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором методические положения, практические рекомендации и выводы могут быть использованы в преподавании литературы в ходе повторительно-обобщающих уроков. 

Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.

 

1. Теоретико-методологические  основы организации повторения на уроках литературы

1.1. Понятие повторения и эволюция подходов к его организации

Согласно психологическому словарю «повторение - это процесс, являющийся необходимым условием прочности произвольного запоминания» [10]. «Обобщение - это одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношенийр»[10].

В научной литературе психологического, педагогического и методического характера уделяется большое внимание проблеме повторения и обобщения. Особенно активно этот вопрос разрабатывался в советский период. В психологической науке стоит выделить масштабный труд С. Л. Рубинштейна. Рассматривая проблему отработки навыков с помощью упражнений, он замечает следующее: «Без повторения нет упражнений, но повторение, поскольку оно является воспроизведением и закреплением, не исчерпывает упражнения; в процессе упражнения происходит и усовершенствование». Несмотря на то, что С. Л. Рубинштейн писал о навыках, подобное суждение можно отнести и к знаниям, ведь многократное повторение материала ведет к его прочному закреплению. Обобщение для Рубинштейна - это раскрытие существенных связей. «Поэтому повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает — если не необходимо, то предположительно — на наличие между ними более или менее существенных связей»[12]. Также Рубинштейн говорит о повторении в связи с организацией и этапами процесса усвоения знаний: для того, чтобы знание прочно усвоилось необходимо, как минимум, четыре раза его повторить. Комбинированный урок позволяет достичь этой цели: этап изучения новой темы, этап закрепления, этап выполнения домашнего задания и этап опроса по домашнему заданию [12]. Таким образом, знание, полученное на первом этапе, будет повторяться на последующих этапах. Так, в 1940 году в психологической науке были заложены основы изучения проблемы повторения и обобщения в процессе усвоения знаний учащимися.

В педагогической науке вопросы повторения и обобщения в обучении просматривается сквозь призму проблемы организации повторительно-обобщающих уроков и в основном сводится к следующим тезисам: «Эти уроки связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после их изучения или же в конце учебного года. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом»[15]. Кукушин В. С. рассматривал повторительно-обобщающие уроки точки зрения педагогики. Он относит повторительно-обобщающие уроки к классическому типу уроков и выделяет этапы таких уроков [6].

На стыке педагогики и психологии проводила свое исследование Зимняя И. А. В работе «Педагогическая психология» автор рассматривает усвоение «как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач» [5]. Описывая этапы усвоения, которые были выделены психологами ранее, Зимняя И. А. говорит об осмыслении и закреплении. Осмысление является вторым этапом в процессе усвоения, к которому относится переработка полученной информации, ее обобщение и систематизация. Третьим этапом является закрепление, на этом этапе также продолжается обобщение и действие или знание автоматизируется [5].

Таким образом, выводы психологов свидетельствуют о значимости повторения и обобщения в процессе усвоения знаний. Думается, что роль повторительно-обобщающих уроков, на которых происходит осмысление и закрепление знаний, умений также высока.

Выводы психологов и педагогов о повторении и обобщении учтены и использованы в методике обучения литературы. Выясни, что такое повторение и обобщение согласно методике обучения литературы.

  1. Актуальные вопросы методики обучения литературы в средней школе: Пособие для учителя/ А. Г. Колосков, Г. В. Колоскова и П. С. Лейбенгруб и др.; Под ред. А. Г. Колоскова. - М.: Просвещение, 1984. - с. 239-242.
  2. Андреевская Н. В., Бернадский В. Н., Методика преподавания литературы в семилетней школе. - М., 1947. - с. 121, 187.
  3. Вагин А. А. Методика преподавания литературы в средней школе. - М.: Просвещение, 1968. - с 403.
  4. Дайри Н. Г. Подготовка к экзаменам по литературы в 9-10 классах. - М.: Учпедгиз, 1953. - с. 4-5.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - с. 234-238.
  6. Кукушин В. С. Теория и методика обучения/ В. С. Кукушин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - с. 124-125.
  7. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000.
  8. Краткий терминологический словарь гуманитарных дисциплин: философия, социология, конфликтология, политология, психология, право, информатика, современные технологии обучения. - М.: Современный гуманитарный университет, 2002.
  9. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
  10. Кутейникова Н.Е., Сосновская И.В. Литература. 5 класс: Русская литература 19-20 веков. Зарубежная литература: Пособие для учителя / Под общей ред. Н.Е. Кутейниковой (Поурочные планы). - М.: Айрис-пресс, 2004.
  11. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. - М.: НПК «Интелвак», 2001.
  12. Лейбенгруб П. С. О повторении на уроках литературы СССР в 7-10 классах. - М.: Просвещение, 1987. - с. 13.
  13. Методика обучения литературы: учебник для студ. учреждений высш. образования/ [В. В. Барабанов, Н. Н. Лазукова, Э. В. Ванина и др.]; под ред. В. В. Барабанова, Н. Н. Лазуковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - с. 157.
  14. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-в// С. А. Ежова, И. М. Лебедева, А. В. Дружкова и др. - М.: Просвещение, 1986. - с. 230-231.
  15. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 303, 348.
  16. Наровчатов С.С. Необычное литературоведение. - Изд. 3-е. - М.: Дет. лит., 1981.
  17. Путилов Б.Н. Древняя Русь в лицах: Боги, герои, люди. - СПб.: Азбука, 1999.
  18. Примерная основная образовательная программа основного общего образования URL: http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/ (Дата обращения: 27.10.2020)
  19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - с. 327-458.
  20. Студеникин М. Т. Методика преподавания литературы в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2000. - с. 164-166.
  21. Теория и методика обучения литературы и обществознанию: Словарь-справочник. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - с. 27, 36.
  22. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - c. 251-252.
  23. Хуторской А.В. Технологии проектирования ключевых и предметных компетенций. - М.: Прогресс, 2008.
  24. Янко-Триницкая А. А. Обобщающе-повторительные уроки литературы в V - VII классах. - М.:Учпедгиз., 1956. - с. 7-8.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское