Введение
- Теоретико-методологические основы организации повторения на уроках литературы
1.1. Понятие повторения и эволюция подходов к его организации
1.2. Современные методики преподавания литературы в ходе повторительно-обобщающих уроков
1.3. Приёмы повторения на уроках литературы
- Перспективные направления повторительно-обобщающих уроков по литературе
2.1. Методика повторения теоретико-литературных понятий при подготовке к ЕГЭ
2.2. Повторение в ходе интегрированных уроков
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Современный урок – это интеграция традиционных методов обучения и современных педагогических технологий. Главная задача современного учителя – создавать условия для интеллектуального развития учащегося, а также среду, где обучение проходит в сотрудничестве и сотворчестве. По предмету «Русская литература» по новым образовательным стандартам особое внимание при освоении учебной программы уделяется смысловому чтению и работе с текстом, что современным детям трудно дается. Ведь чтение любимым занятием сейчас назовет не каждый. Школьный курс литературы охватывает большой круг авторов и произведений. Ученики часто не утруждают себя запоминанием и конспектированием, поэтому к концу учебного года может случиться так, что они многое забыли. Одна из задач учителя – в частности, учителя литературы – повторение и систематизация с учащимися пройденного материала.
Цель данной работы – исследовать методику проведения повторения на уроках литературы.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие повторения и эволюцию подходов к его организации.
- Изучить современные методики преподавания литературы в ходе повторительно-обобщающих уроков.
- Проанализировать приёмы повторения на уроках литературы.
- Раскрыть методику повторения теоретико-литературных понятий при подготовке к ЕГЭ.
- Исследовать перспективный опыт повторения в ходе интегрированных уроков.
Объект исследования - повторительно-обобщающие уроки по литературе.
Предмет исследования - организация повторения на уроках литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором методические положения, практические рекомендации и выводы могут быть использованы в преподавании литературы в ходе повторительно-обобщающих уроков.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1. Теоретико-методологические основы организации повторения на уроках литературы
1.1. Понятие повторения и эволюция подходов к его организации
Согласно психологическому словарю «повторение - это процесс, являющийся необходимым условием прочности произвольного запоминания» [10]. «Обобщение - это одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношенийр»[10].
В научной литературе психологического, педагогического и методического характера уделяется большое внимание проблеме повторения и обобщения. Особенно активно этот вопрос разрабатывался в советский период. В психологической науке стоит выделить масштабный труд С. Л. Рубинштейна. Рассматривая проблему отработки навыков с помощью упражнений, он замечает следующее: «Без повторения нет упражнений, но повторение, поскольку оно является воспроизведением и закреплением, не исчерпывает упражнения; в процессе упражнения происходит и усовершенствование». Несмотря на то, что С. Л. Рубинштейн писал о навыках, подобное суждение можно отнести и к знаниям, ведь многократное повторение материала ведет к его прочному закреплению. Обобщение для Рубинштейна - это раскрытие существенных связей. «Поэтому повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает — если не необходимо, то предположительно — на наличие между ними более или менее существенных связей»[12]. Также Рубинштейн говорит о повторении в связи с организацией и этапами процесса усвоения знаний: для того, чтобы знание прочно усвоилось необходимо, как минимум, четыре раза его повторить. Комбинированный урок позволяет достичь этой цели: этап изучения новой темы, этап закрепления, этап выполнения домашнего задания и этап опроса по домашнему заданию [12]. Таким образом, знание, полученное на первом этапе, будет повторяться на последующих этапах. Так, в 1940 году в психологической науке были заложены основы изучения проблемы повторения и обобщения в процессе усвоения знаний учащимися.
В педагогической науке вопросы повторения и обобщения в обучении просматривается сквозь призму проблемы организации повторительно-обобщающих уроков и в основном сводится к следующим тезисам: «Эти уроки связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после их изучения или же в конце учебного года. Их специфической особенностью является то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом»[15]. Кукушин В. С. рассматривал повторительно-обобщающие уроки точки зрения педагогики. Он относит повторительно-обобщающие уроки к классическому типу уроков и выделяет этапы таких уроков [6].
На стыке педагогики и психологии проводила свое исследование Зимняя И. А. В работе «Педагогическая психология» автор рассматривает усвоение «как процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и теоретических задач» [5]. Описывая этапы усвоения, которые были выделены психологами ранее, Зимняя И. А. говорит об осмыслении и закреплении. Осмысление является вторым этапом в процессе усвоения, к которому относится переработка полученной информации, ее обобщение и систематизация. Третьим этапом является закрепление, на этом этапе также продолжается обобщение и действие или знание автоматизируется [5].
Таким образом, выводы психологов свидетельствуют о значимости повторения и обобщения в процессе усвоения знаний. Думается, что роль повторительно-обобщающих уроков, на которых происходит осмысление и закрепление знаний, умений также высока.
Выводы психологов и педагогов о повторении и обобщении учтены и использованы в методике обучения литературы. Выясни, что такое повторение и обобщение согласно методике обучения литературы.