Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования: игрушка как средство общения детей и социальный статус человека
1.1. Игрушка как средство развития детской коммуникации
1.2. Особенности взаимодействия ребенка и игрушки
1.3. Социальный статус человека и способы его демонстрации
Глава 2. Эмпирическое исследование: восприятие игрушки как средства демонстрации социального статуса родителей ребенка
2.1. Описание и методы исследования
2.2. Результаты и обсуждение исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Актуальность темы обусловлена тем, что игра – это деятельность, которую выбрал сам ребёнок, поскольку она обладает качествами, способствующими развитию коммуникативных навыков и знаний ребенка.
Если ребенку будет гарантирована богатая и обдуманная игровая среда, в которой он сможет найти импульс для действия, тогда у него будет возможность развивать игру. Именно игрушка поощряет и обогащает содержание игры, развивает воображение и фантазию, и также обеспечивает связь между играющими.
Человек в ходе своего развития вынужден осознавать, что вокруг него все больше расширяется круг общения, и он обязан создавать (реализовать) и поддерживать взаимодействие с ним.
Жизнь доказывает, что успеха в любой деятельности сегодня достигает тот, кто не только приобрел знания и навыки в конкретной области, но также и социальные навыки – умение общаться, адекватно выражать свои мысли, убеждать других, работать в команде и решать конфликты. Игра помогает ребенку освоить эти навыки, которые, к сожалению, взрослые – родители и учителя – не всегда должным образом оценивают. Важную роль в этом процессе на ранних этапах развития человека играет игрушка.
Но при этом нельзя не отметить, что в современном обществе все большее значение для коммуникации, интеракции и познания людьми друг друга приобретает социальный статус, который определяет не только положение человека в группе, но и его права и обязанности. Социальный статус формирует систему ожиданий по отношению к способностям, личным качествам и поведению человека.
При этом вопрос об особенностях процесса приписывания социального статуса остается мало освещенным в научной литературе. Равным образом почти никак не освящен вопрос соотнесения детской игрушки и социального статуса родителей ребенка.
В целом проблему можно считать неразработанной в научной литературе.
Цель исследования – изучить игрушку как средство общения детей раннего возраста и выяснить эмпирическим путем вопрос восприятия игрушки как средства демонстрации статуса родителей.
Объект исследования – социально-психологическая роль игрушки.
Предмет исследования – игрушка как средство общения детей раннего возраста и как средство демонстрации статуса родителей.
Гипотеза исследования - предположения о том, что:
1) социальный статус родителей входит в число ключевых характеристик, определяемых при первичном восприятии ребенка;
2) социальный статус может быть определён в том числе и посредством детской игрушки.
Задачи исследования:
- Изучить игрушку как средство развития детской коммуникации.
- Выяснить особенности взаимодействия ребенка и игрушки.
- Проанализировать социальный статус человека и способы его демонстрации.
- Провести эмпирическое исследование восприятия игрушки как средства демонстрации социального статуса родителей ребенка.
Эмпирическая база и выборка исследования. В исследовании приняли участие 80 студентов различных вузов в возрасте от 17 до 25 лет. Из них: 40 – женского пола, 40 – мужского.
Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется использованием методологии комплексного подхода к исследованию сложных социальных явлений, обобщением теоретических и эмпирических материалов, применением конкретных методов исследования, включая анкеты, опросы и т. д.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что в данной работе автор попытается дать ответ на малоисследованный в психологии вопрос, который в дальнейшем может быть вынесен для рассмотрения в серьезной научной литературе.
Структура. Данная работа состоит из двух глав (где соответственно рассматриваются теоретические основы исследования, а именно: игрушка как средство развития детской коммуникации , взаимодействие ребенка и игрушки, социальный статус человека и способы его демонстрации, и эмпирическое исследование), пяти параграфов, раскрывающих суть поставленной цели, введения, заключения и списка использованной литературы.
1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? / В.В. Абраменкова // Воспитание школьников. - 1998. - № 4. - С. 33-34.
2. Агеев В.Н. Семиотика / В.Н. Агеев. – М.: Весь Мир, 2002. – 255 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
4. Ануфриев Е. Социальный статус и активность личности. Личность как объект и субъект социальных отношений. — М: Изд-во МГУ, 1984. — С. 288.
5. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. / изд. 7.; пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.
6. Арушанова А.Г. Проблемы речевого развития старших дошкольников [Текст] / А.Г. Арушанова // Проблемы и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» // Отв. ред. Л.Е. Курнешова. - М.: Центр «Школьная книга», 2004. - С. 64.
7. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения / Н.Н. Богомолова. – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 125 с.
8. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре / А. К. Бондаренко.- М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
9. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова - М.: Просвещение, 2003. - 123 с.
10. Вигуле Д., Аугсткалне Д. Развитие коммуникативной активности детей дошкольного возраста средствами игрушки // Психолингвистика. - 2010. - Вип. 6. - С. 10-17.
11. Воевода Е.В. Социокультурные особенности употребления имени в официально-деловом и обыденно-бытовом дискурсе // Языковой дискурс в социальной практике : сб. науч. тр. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2010. - С. 51-55.
12. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
13. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и библиогр. Т.М. Лифанова; Авт. коммент. М.А. Степанова. - М.: Просвещение, 1995. - с. 196-199.
14. Гадамер Х.-Г. Истина и метод / Пер. с нем.; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
15. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет : советы психолога [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М. : АРКТИ, 2004. - 158 с.
16. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. — М.: «АСТ», 2009. — 480 с.
17. Доронова Т.Н. Из детства в отрочество : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2002. - 67 с.
18. Игрушка Горьковского края: к первой Горьковской краевой конференции кустарей-игрушечников. - Загорск, 1933. - 19 с.
19. Клименкова О.А. Игра как азбука общения / Дошкольное воспитание - 2002. - № 4. - С. 7–14.
20. Лобода Т.В. История исследования игры и ее роли в психическом развитии ребенка дошкольного возраста // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - №1(05). - С. 78-83.
21. Лужинская И. Ребенок и социальный статус [Электронный ресурс] // Международный центр раннего развития FasTracKids. URL: http://fastrackids.by/detskaja-psihologija/20-detskaja-psihologija/127-rebenok-i-socialnyj-status-p.html (дата обращения: 12.02.2016).
22. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - 7-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2007. - 794 с.
23. Малахова Л.Н., Фрезе И.И., Суетина Л.Р. Игра как средство общения // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 21. - С. 45-50.
24. Мухина В.С. Детская психология. — М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Эксмо-Пресс, 1999. — С. 225—231.
25. Онощенко С.В. Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольников : автореф. дис. канд. пед. наук (14.00.2010) / Оношенко Светлана Владимировна; ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» Тамбов, 2010. – 50 с.
26. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.
27. Проценко М.В. Социальный статус личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - Выпуск № 7-4. - С. 1-6.
28. Репина Т.А. Общение детей в детском саду и семье : монография / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина. – Москва : Педагогика, 1990. – 152 с.
29. Смирнова Е.О. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдуллаева, А.Ю. Коркина и др. - М.: ЛомоносовЪ, 2009. — 220 с.
30. Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8. – С. 73–77.
31. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 5–19.
32. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Шеина Е.Г. Исследования феномена игрушки в западной психологии // Современная зарубежная психология. - 2012. - Том 1. - № 3. - С. 26–39.
33. Смирнова Е.О., Холмогорова В. Дошкольный возраста формирование доброжелательных отношений / Дошкольное воспитание.- 2003. - № 9 — с. 68–76.
34. Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351с.
35. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 512 с.
36. Фоломеева Т.В., Федотова С.В. Невербальное поведение как основа атрибуции социального статуса. // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 37. - С. 10-14.
37. Фребель Ф. Будем жить для своих детей [Текст] / Ф.Фребель. - М. : ИД "Карапуз", 2001. - 288 c.
38. Фрезе И.И., Малахова Л.Н., Суетина Л.Р. Игра как средство общения // Молодой ученый. — 2015. — № 22. — С. 876-879.
39. Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
40. Henry P.J. Low-Status Compensation: A Theory for Understanding the Role of Status in Cultures of Honor // Journal of Personality and Social Psychology. - 2009. - 97(3). - p. 451–466.
41. Hoff E., Shatz M., Eds. Blackwell Handbook of Language Development. - Blackwell, 2007. - 582 p.
42. Mischel W., Ebbesen E.B. Cognitive and attentional mechanisms in delay of gratification // Journal of Personality and Social Psychology. - 1972. - Vol 21(2). - p. 204-218.
43. Wood E. Play, Learning and the Early Childhood Curriculum. - London: SAGE Publications Ltd; 3 edition, 2013. - 208 p.