Введение
Глава 1. Культурная ассимиляция
1.1. Ассимиляция: понятие, виды, особенности
1.2. Критерии успешности ассимиляции
Глава 2. Иммигранты в ФРГ
2.1. Иммиграционные процессы в ФРГ
2.2. Основные направления иммиграционной политики в ФРГ
Глава 3. Ассимиляция процесса на текущем этапе
3.1. Социально-экономический статус как критерий успешности ассимиляции
3.2. Прочие критерии успешности
Заключение
Список источников и литературы
В современном мире процессы резкого роста миграционных потоков характерны для многих регионов, в особенности для промышленно развитых стран, в том числе ФРГ, где наблюдается спад рождаемости и демографического роста коренного населения.
На фоне сокращения рождаемости, старения населения и растущей потребности в высококвалифицированных специалистах иммиграция является одним из важных ресурсов экономического и социального развития. Следует отметить, что круг проблем, возникающих с необходимостью ассимиляции иммигрантов, рассматривается значительной частью государств как угроза экономической и социальной стабильности, культурному развитию и национальной идентичности, что и определяет актуальность данного исследования.
В данной работе исследуется ассимиляция как социально-культурный феномен, анализируются авторские подходы к классификации ассимиляции. Рассматриваются особенности миграционной политики в современной Германии, оказывающей большое влияние на социально-экономическое развитие страны и Европейского союза. К тому же автор работы проводит оценку критериев успешности ассимиляции иммигрантов в ФРГ, что является новизной данного исследования.
Для написания данной работы использовались следующие основные источники и литература: учебники, статьи, результаты научных конференций таких авторов как: Д. В. Гризовская, Б. В. Петелин, В. В. Кожевников, О. В. Зылёва, Т. М. Бтемиров, Нечаев Д. Н. и т.д.
Целью данного исследования является определение роли ассимиляции иммигрантов ФРГ в контексте миграционной политики ФРГ.
Для достижения обозначенной цели сформулируем следующие задачи исследования:
-разработка понятия «ассимиляция»;
-определение видов и особенностей ассимиляции;
-изучение критериев успешности ассимиляции;
-изучение иммиграционных процессов в ФРГ;
-анализ основных направлений иммиграционной политики в ФРГ;
-исследование ассимиляция процесса на текущем этапе.
Структура данной работы. Курсовая работа состоит из введения; трех глав, каждая из которых включает по два параграфа; заключения; списка источников и литературы.
Глава 2. Иммигранты в ФРГ
2.1. Иммиграционные процессы в ФРГ
С 60-х годов ХХ в. ФРГ, переживающая небывалый экономический подъем, становится объектом сначала временной, а затем и постоянной трудовой иммиграции из стран Европы, Азии и Северной Африки. Позднее к иммигрантам-гастарбайтерам присоединяются члены их семей, беженцы и лица, преследуемые по политическим мотивам. К концу прошлого века в ФРГ проживают свыше 7 млн. иностранцев. По этому показателю Германия становится одним из мировых лидеров, особенно по пропорции иностранцев в общей численности населения, которая составляла на тот момент 9%.-БТ Наиболее многочисленной и контрастной в культурном плане группой иностранцев являются иммигранты из мусульманских стран. К началу ХХI в. на территории страны проживало от 3 до 3,5 млн мусульман, что составляло 4% населения [9]. Более трети из них — выходцы из Турецкой Республики и их потомки, родившиеся в Германии. По состоянию на декабрь 1990 г. их число равнялось уже 2 053 564 человек. Прибывая в новую для них страну, иностранцы сталкиваются с новой инокультурной общностью. Чуждость культуры приезжих мусульман и немцев проявляется в различии нравственных норм, норм бытового поведения, в отношении к религии и светскости. В некоторых случаях эта культурная инаковость может выплескиваться в форме конфликта между определенными группами иммигрантов и государством как правовым институтом. Примером может служить вопрос о ношении мусульманского головного убора в светском учреждении, а также выступления защитников животных против традиционного для приверженцев ислама метода забоя скота. Естественно, с того времени, когда феномен иммиграции стал массовым, в немецкоязычном научном дискурсе зазвучала проблема межкультурного взаимодействия иммигрантов и принимающего сообщества. В этом диалоге оказались задействованы общественные, государственные и религиозные институты. Целью их взаимодействия была минимизация культурно-религиозных противоречий, основанных на взаимном недоверии, предрассудках и фобиях. Основная работа в этом направлении состоит в осуждении националистических проявлений и просветительской деятельности по взаимному ознакомлению с обычаями, традициями и религиозными практиками народов.
Официальные власти периодически заявляли о неприятии роста национализма и враждебности иностранцев в стране. Так, в конце 2000 г. общественность ФРГ во главе с президентом Йоханесом Рау и канцлером Герхардом Шрёдером провела в Берлине в годовщину «хрустальной ночи» 1938 г. массовую акцию протеста против любых проявлений национализма. Уполномоченная берлинского совета по делам иностранцев в районе Шёнеберг Эмине Демирбрюкен отмечала, что «необходимо противодействовать распространению тревожных настроений в отношении ислама и мусульман». По ее словам, «недифференцированный и некритический подход приводит к формированию предрассудков. Терпимость в обществе — это процесс», и кроме того, «Германия нуждается в полноценной просветительской программе». В деле распространения межкультурной толерантности в Германии большую роль был призван сыграть диалог христианства и ислама. По мнению референта епархии Ротенбург-Штутгарт Вольфганга Редля, для правильного ведения диалога с представителями исламской культуры необходимо задействовать институты религии.