РЕФЕРАТ
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические вопросы изучения письменной речи у детей младшего школьного возраста
1.1. Понятие «письменная речь» в психолого-педагогической литературе
1.2.Развитие письменной речи в онтогенезе
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2 Особенности формирования навыков письменной речи у младших школьников с аграмматической дисграфией
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с аграмматической дисграфией
2.2. Принципы, методы и приёмы логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста
2.3. Коррекционная работа по формированию навыков письма у младших школьников с аграмматической дисграфией
Выводы по 2 главе
ГЛАВА 3 Экспериментальная работа по изучению письменной речи у младших школьников с аграмматической дисграфией
3.1 Методика изучения письменной речи у младших школьников с аграмматической дисграфией
3.2. Состояние письменной речи у младших школьников с аграмматической дисграфией
3.3. Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии
Выводы по 3 главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Актуальность исследования. В последние годы увеличивается количество детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. В общеобразовательной школе учителя часто сталкиваются с множественными ошибками у детей на письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений.
Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии.
Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Т.Г. Визель, Е.Д. Хомская, Л.Г. Парамонова, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева и многие другие.
Несмотря на большой интерес к вопросу коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях логопункта, данная проблема ещё недостаточно изучена.
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространённой формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, раз работаны как об щие мет одологические по дходы, так и на правления, со держание и дифференцированные мет оды коррекции раз личных вид ов дис графии (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, С.Б. Яковлев и др.). Однако и до на стоящего врем ени эффективно сть логопедической раб оты по коррекции дис графии не достаточно вы сока. По дан ным Л.Г. Парамоновой, количество де тей с дис графией в младших класс ах массовой школы до стигает 30%.
Известно, что на рушения форм ирования письма пре пятствуют успешности об учения, эффективно сти школьной адаптации, час то вы зывают вторичные психические на слоения, от клонения в форм ировании личности ре бёнка, а спец ифическое рас стройство письма (дисграфия) влечёт за со бой и труд ности в овладении орфографией, особ енно при усвоении сложных орфографических прав ил.
Цель ис следования: теоретически об основать и экспериментально про верить не обходимость про ведения раб оты по коррекции аграмматической дис графии с младшими школьниками.
Задачи ис следования:
- На осн овании анал иза психологической, логопедической и мет одической литературы рас крыть теоретические во просы из учения письменной ре чи у де тей младшего школьного во зраста;
- Изучить особ енности форм ирования на выков письменной ре чи у младших школьников с аграмматической дис графией.
- Провести экспериментальную раб оту по из учению письменной ре чи у младших школьников с аграмматической дис графией.
Объект ис следования – про цесс письма у младших школьников.
Предмет ис следования – особ енности логопедической коррекции аграмматической дис графии у младших школьников.
Гипотеза - про цесс коррекции на рушений письма у де тей младшего школьного во зраста буд ет бол ее эффективен, если коррекционную раб оту строить с учет ом особ енностей форм ирования психологической базы ре чи.
Методы ис следования:
- Теоретический (анализ психолого-педагогической, логопедической литературы);
- Эмпирический (констатирующий эксперимент);
- Интерпретационный (количественный и качественный анал из дан ных).
В школах очень остро сто ит про блема пре одоления на рушений письменной ре чи. У кажд ого ре бенка с на рушениями ре чи в той или ино й степени на рушена письменная ре чь. При вне шне грамматически прав ильном оформлении вы сказывания на письме от мечаются сто йкие на рушения грамматического строя ре чи. Эти на рушения могут про являться на уровне слов а, слов осочетания, пре дложения и текст а и являются со ставной час тью бол ее широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического не доразвития. Это на рушение носит на звание аграмматическая дис графия.