Курсовая работа|Педагогика

Особенности письменной речи у младших школьников с дисграфией

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 62

Цена: 1 190
Купить работу

РЕФЕРАТ

Введение

ГЛАВА 1 Теоретические вопросы изучения письменной речи у детей младшего школьного возраста

1.1. Понятие «письменная речь» в психолого-педагогической литературе

1.2.Развитие письменной речи в онтогенезе

Выводы по 1 главе

ГЛАВА 2 Особенности формирования навыков письменной речи у младших школьников с аграмматической дисграфией

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с аграмматической дисграфией

2.2. Принципы, методы и приёмы логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у детей младшего школьного возраста

2.3. Коррекционная работа по формированию навыков письма у младших школьников с аграмматической дисграфией

Выводы по 2 главе

ГЛАВА 3 Экспериментальная работа по изучению письменной речи у младших школьников с аграмматической дисграфией

3.1 Методика изучения письменной речи у младших школьников с аграмматической дисграфией

3.2. Состояние письменной речи у младших школьников с аграмматической дисграфией

3.3. Логопедическая работа по коррекции аграмматической дисграфии

Выводы по 3 главе

Заключение

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Актуальность исследования. В последние годы увеличивается количество детей, которые с трудом осваивают чтение и письмо как учебный предмет. В общеобразовательной школе учителя часто сталкиваются с множественными ошибками у детей на письме. Это связано с тем, что на сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Расстройства в этой области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии, точное определение ее дифференциальных признаков и механизмов, отличие дисграфии от иных ошибок письма чрезвычайно важно для разработки системы логопедической работы по коррекции этих нарушений.

Нарушения письменной речи изучаются давно, но до настоящего времени они остаются одной из актуальных проблем логопедии.

Над механизмами развития письменной речи в норме и патологии занимались такие авторы, как: А.Н. Корнев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.Е. Хватцев, Т.Г. Визель, Е.Д. Хомская, Л.Г. Парамонова, Т.Г. Егоров, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, И.Н. Садовникова, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина, Р.И. Лалаева и многие другие.

Несмотря на большой интерес к вопросу коррекции аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях логопункта, данная проблема ещё недостаточно изучена.

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространённой формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, раз работаны как об щие мет одологические по дходы, так  и на правления, со держание и дифференцированные мет оды коррекции раз личных вид ов дис графии (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, С.Б. Яковлев и др.). Однако и до  на стоящего врем ени эффективно сть логопедической раб оты по  коррекции дис графии не достаточно вы сока. По дан ным Л.Г. Парамоновой, количество де тей с дис графией в младших класс ах массовой школы до стигает 30%.

Известно, что на рушения форм ирования письма пре пятствуют успешности об учения, эффективно сти школьной адаптации, час то вы зывают вторичные психические на слоения, от клонения в форм ировании личности ре бёнка, а спец ифическое рас стройство письма (дисграфия) влечёт за  со бой и труд ности в овладении орфографией, особ енно при  усвоении сложных орфографических прав ил.

Цель ис следования: теоретически об основать и экспериментально про верить не обходимость про ведения раб оты по  коррекции аграмматической дис графии с младшими школьниками.

Задачи ис следования:

  1. На осн овании анал иза психологической, логопедической и мет одической литературы рас крыть теоретические во просы из учения письменной ре чи у де тей младшего школьного во зраста;
  2. Изучить особ енности форм ирования на выков письменной ре чи у младших школьников с аграмматической дис графией.
  3. Провести экспериментальную раб оту по  из учению письменной ре чи у младших школьников с аграмматической дис графией.

Объект ис следования – про цесс письма у младших школьников.

Предмет ис следования – особ енности логопедической коррекции аграмматической дис графии у младших школьников.

Гипотеза - про цесс коррекции на рушений письма у де тей младшего школьного во зраста буд ет бол ее эффективен, если коррекционную раб оту строить с учет ом особ енностей форм ирования психологической базы ре чи.

Методы ис следования:

  1. Теоретический (анализ психолого-педагогической, логопедической литературы);
  2. Эмпирический (констатирующий эксперимент);
  3. Интерпретационный (количественный и качественный анал из дан ных).

В школах очень остро сто ит про блема пре одоления на рушений письменной ре чи. У кажд ого ре бенка с на рушениями ре чи в той или ино й степени на рушена письменная ре чь. При вне шне грамматически прав ильном оформлении вы сказывания на  письме от мечаются сто йкие на рушения грамматического строя ре чи. Эти на рушения могут про являться на  уровне слов а, слов осочетания, пре дложения и текст а и являются со ставной час тью бол ее широкого симптомокомплекса – лексико-грамматического не доразвития. Это на рушение носит на звание аграмматическая дис графия.

  1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их не йропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: труд ности об учения и коррекция.- М.: МПСИ, 2001.208с.
  2. Ахутина Т.В., О.Б. Иншакова. Нейропсихологическая диагностика, об следование письма и чтения младших школьников.- М.: В. Секачев, 2008.128с.
  3. Бекшиева З.И. Коррекция письменной ре чи у школьников / 3. Бекшиева. — Ростов н/Д : Феникс, 2009.318с.
  4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анал изаторов в про цессе во сприятия и усвоения устной ре чи ( в норм е и патологии).- М.: Педагогика,1977.176 с.
  5. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений: Избранные психологические труд ы / Под. Ред. В.П. Зинченко.- 3-е из д. Издательство МПСИ; Воронеж 2008
  6. Волкова Г.А.Методика об следования на рушений ре чи у де тей.- СПб.: РГПУ им . Герцена, 1993.- 45с.
  7. Гвоздев А.Н. Формирование у ре бенка грамматического строя русского языка, ч. 1, М., Изд-во АПН РСФСР, 1949. 267 стр.280
  8. Гвоздев, А.Н. Вопросы из учения де тской ре чи / А.Н. Гвоздев. – М.: Издательство академии педагогических на ук РСФСР, 1961. – 470 с.
  9. Городилова В. И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. — СПб., 1996. – 134 с
  10. Горфункель, П. Л. - Роль зрительных пре дставлений в форм ировании элемент арных на выков письма –М: 1953. 134с
  11. Елецкая О.В. , Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической раб оты в школе». Ст.42-47. Творческий центр.сфера. Москва 2005.400ст.
  12. Елецкая, О.В., Горбачевская, Н.Ю. Логопедическая по мощь школьникам с на рушениями письменной ре чи: Формирование пре дставлений о про странстве и врем ени: Методическое по собие. – СПб.: Речь, 2006. 192с
  13. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной ре чи уча щихся на чальных класс ов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006.335с.
  14. Колповская И.К, Спирова Л. Ф. Характеристика на рушений письма и чтения. Хрестоматия по  логопедии (извлечения и текст ы): Учебное по собие для студентов вы сших и сред них спец иальных педагогических учебных за ведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ре д. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. из д. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
  15. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у де тей: Учебно-методическое по собие. - СПб.: МиМ, 1997.286с.
  16. Коррекция на рушений письменной ре чи [Текст] / по д ре д. Н.Н. Яковлевой. – СПб.:СПбАППО, 2004.
  17. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В., Зорина, С.В. Нарушение ре чи и их коррекция у де тей с за держкой психического раз вития [Текст] / Раиса Лалаева, Наринэ Серебрякова, Светлана Зорина. – М., 2003.
  18. Лалаева, Р.И. логопедическая раб ота в коррекционных класс ах [Текст]: мет одическое по собие для учителя-логопеда /Раиса Ивановна Лалаева. – М.: Гуманит. из д. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с. – ISBN 5-691-00137-Х.
  19. Левина, Р.Е. Нарушения ре чи и письма у де тей: Избранные труд ы/ Ред.-сост. Т.В. Чиркина, Р.Б.Шошин. –М.: АРКТИ, 2005. -224с.:ил.
  20. Левина, Р.Е. Общая характер истика не доразвития ре чи у де тей и его влияние на  овладение письмом. Хрестоматия по  логопедии (извлечения и текст ы): Учебное по собие для студентов вы сших и сред них спец иальных педагогических учебных за ведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ре д. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. из д. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
  21. Логинова, Е.А. Нарушения письма. Особенности их про явления и коррекции у младших школьников с за держкой психического раз вития: Учебное по собие / Под ре д. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.- 208 с.
  22. Логопедия: Методическое на следие: по собие для логопедов и студ. де фектол. фак. пед. вузов / Под ре д, Л. С. Волковой; В 5 кн. – М.: Гуманит. из д. центр ВЛАДОС, 2003. – кн.4: на рушения письменной ре чи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
  23. Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Просвещение, 1950. – 137 с.
  24. Мазанова, Е.В. Логопедия. Аграмматическая форм а дис графии: Комплект тетрадей по  коррекционной логопедической раб оте с де тьми, им еющими от клонениями в раз витии. Тетрадь № 4. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», К.: «Дом печати – ВЯТКА», 2004. – 40 с.
  25. Настольная книга логопеда: справ.- мет од. по собие / авт.- со ст. Л. Н Зуева, Е. Е. Шевцова. – М: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – 398 с.
  26. Парамонова, Л.Г. Логопедия для все х. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.
  27. Прищепова, И.В. Речевое раз витие младших школьников с об щим не доразвитием ре чи: Учебно–методическое по собие. – СПб.: КАРО, 2005. – 144 с.
  28. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной ре чи и их пре одоление у младших школьников: Учебное по собие – М.: «Гуманит. из д. центр ВЛАДОС», 1997. - 256 с.
  29. Ткаченко, Т.А. Формирование лексико-грамматических пре дставлений: Сборник упражнений и мет одических ре комендаций для инд ивидуальных за нятий с до школьниками. – М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
  30. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма. Хрестоматия по  логопедии (извлечения и текст ы): Учебное по собие для студентов вы сших и сред них спец иальных педагогических учебных за ведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ре д. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. из д. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
  31. Филичева, Т.Б. Четвертый уровень не доразвития ре чи// Филичева Т.Б. Особенности форм ирования ре чи у де тей до школьного во зраста. – М., 1999. – 125 с.
  32. Фуреева, Е.П., Шипилова, Е.В., Филиппова, О.В. Нарушения ре чи у школьников: коррекционно-педгогическая раб ота при  об щем не доразвитии ре чи в массовой школе / Е.П. Фуреева и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
  33. Хватцев, М. Е. Аграмматизм. Хрестоматия по  логопедии (извлечения и текст ы): Учебное по собие для студентов вы сших и сред них спец иальных педагогических учебных за ведений: В 2 тт. Т. 2 /Под ре д. Л. С. Волковой и В. И. Селеверстова. – М.: Гуманит. из д. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
  34. Шашкина, Г. Р. и др. Логопедическая раб ота с до школьниками: Учеб.пособиe для студ. вы сш. пед. учеб. за ведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское