Курсовая работа|Педагогика

Игра как средство развития коммуникативных умений у детей с ОВЗ

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 55

Введение

Глава 1    Проблема развития коммуникативных умений школьников с ограниченными возможностями здоровья

1.1 Особенности межличностного общения детей с ОВЗ. Специфика коммуникаций детей с интеллектуальной недостаточностью

1.2 Методические аспекты развития коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью в процессе игровой деятельности

Глава 2 Экспериментальное исследование коммуникативных умений школьников с интеллектуальной недостаточностью   

2.1 Цель, задачи и методика экспериментального исследования

2.2 Описание констатирующего этапа исследования

 Глава 3 Развитие коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности

3.1 Анализ формирующего эксперимента

3.2 Динамика развития коммуникативных умений школьников с интеллектуальной недостаточностью по результатам  формирующего эксперимента (контрольный этап) 

3.3 Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью  

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1 Методики экспериментального исследования и критерии оценки результатов

Приложение 2 Результаты констатирующего этапа исследования коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

Приложение 3 Результаты контрольного этапа исследования коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью

Актуальность темы исследования, посвященного развитию коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловлена тем, что в последнее время все большую значимость приобретает ценностное отношение к каждому человеку, его личностному росту, склонностям, способностям и интересам. С 01.01.2021г. вступили в силу Приказ Министерства просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373, а также Приказ от 28.08.2020 г. № 442, в которых значительное внимание уделяется особенностям организации образования и развития детей с ОВЗ. В связи с этим в специальной психологии и педагогике возрастает актуальность индивидуализации обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, формирования у них коммуникативных умений и навыков.

Тема данного исследования нашла достаточно широкое отражение в специальной психологической и педагогической литературе. Анализ психических и личностных деформаций детей с проблемами в развитии представлен в трудах Л.С. Выготского, С.Я. Рубинштейна, А.И. Захарова, А.Д. Виноградовой, Г.Е. Сухаревой  и др. Анализу межличностных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены работы Ю.А. Клейберга,  Я.Л. Коломинского, Е.А. Стребелевой  и др.   

Объект исследования – особенности коммуникативных умений и межличностных отношений учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования – процесс развития коммуникативных умений школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами игровой деятельности.

Цель исследования – выявить особенности коммуникаций детей с интеллектуальной недостаточностью и разработать методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений и коррекцию межличностных отношений данной категории детей с ОВЗ.

Гипотеза данного исследования основана на предположении, что проведение игр, направленных на создание ситуации успеха, развитие коммуникативных навыков, на снятие агрессивных тенденций, на создание эмоционального благополучия будут способствовать улучшению межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием. 

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1) проанализировать проблемы коммуникаций и межличностного общения в коллективе детей с ОВЗ;

2)  провести исследование коммуникативных умений и межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием;

3)  разработать и провести комплекс игровых занятий, направленных на улучшение межличностных отношений детей с интеллектуальным недоразвитием в коллективе;

4)        определить эффективность проделанной работы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, социометрия, эксперимент, методы количественной, качественной и статистической обработки полученных результатов.

 Исследование проводилось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 1 г. Комсомольск-на-Амуре.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, выводы, заключение, список использованных источников и приложения. Каждая глава подразделена на параграфы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты исследуемой проблемы. Во второй главе определены цель, задачи и методика экспериментального исследования, описаны результаты констатирующего эксперимента. В третьей главе проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы по улучшению коммуникаций детей с интеллектуальным недоразвитием. Работа проиллюстрирована таблицами, рисунками, диаграммами.

 

Глава 1   Проблема развития коммуникативных умений школьников с ограниченными возможностями здоровья

1.1 Особенности межличностного общения детей с ОВЗ. Специфика коммуникаций детей с интеллектуальной недостаточностью  

Еще французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери называл общение людей роскошью. Психологи причисляют потребность в общении к самым насущным потребностям человека. Без общения с людьми человек не может нормально развиваться как личность. Все это позволяет судить о значимости межличностного общения для каждого человека. При этом следует отметить важность правильного построения межличностного общения, т.к. оно может оказывать на человека не только положительное, но и отрицательное влияние.

Эмоциональное неблагополучие детей с ОВЗ, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения, в частности, к агрессивности. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку (Москаленко Н.В., 1993, с.27).

Обидчивость – также устойчивое негативное отношение к общению.  Характерной особенностью обидчивых детей является яркая установка на оценочное отношение к себе и постоянное ожидание положительной оценки, отсутствие которой воспринимается как отрицание себя. Все это приносит ребенку острые болезненные переживания (Захаров А.И, 2007, с.31).

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений (Захаров А.И., 2007, с.32).

Тревожность, патологический страх также препятствуют общению, развитию личности, психики, приводят к социальной дезадаптации (Захаров А.И, 2007, с.34).

Демонстративность также является одним из затруднений нормального общения. Такое поведение детей выражается в стремлении привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Отношения являются не целью, а средством самоутверждения (Захаров А.И., 2007, с.37).

Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам пользуются наибольшей популярностью, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребенка отвергаемым и лишает симпатии сверстников (Стребелева Е.А., 2014, с.111).  

При изучении межличностных отношений школьников с интеллектуальной недостаточностью исследователям удалось обнаружить следующие особенности. Во-первых, не всегда удается распознать неофициальных лидеров, так как на систему межличностных отношений влияет дефект умственного развития учеников. Во-вторых, у умственно отсталых школьников имеются связанные с дефектом сложные индивидуальные проявления: неконтактность, сниженная потребность в общении, грубое нарушение эмоциональной сферы. Все это осложняет развитие коммуникативных связей. В контактных группах умственно отсталых детей нередко лидеры выделяются по случайному признаку. При этом среди лидеров иногда оказываются носители отрицательных личностных качеств, негативно влияющие на своих товарищей по классу. Вместе с тем есть лидеры, которые обладают положительными качествами. Характерно также большое количество мелких микрогрупп. Изолированных учеников примерно раза в три-четыре больше, чем в массовой школе. Это явление связано с характером дефекта. Отторгаются чаще всего школьники вспыльчивые, аффективные, обидчивые, неуравновешенные в поведении. (Стребелева Е.А., 2008, с.84). 

Таким образом, чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающий трудности взаимодействия с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи, либо, наоборот, становится агрессивен и вспыльчив. Тем не менее, дети с интеллектуальной недостаточностью имеют потребность в общении не меньшую, чем все остальные дети. Для них также важно иметь друзей, общаться с ними, быть приемлемыми ими, пользоваться уважением сверстников.

  1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. – Москва: Педагогика, 2012. –  329 с.
  2. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – Санкт-Петербург: Союз, 2007. – 224 с.
  3. Клейберг, Ю.А. Конфликты и отклонения в социальных системах / Ю.А. Клейберг. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. – 142 с.
  4. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива / Я.Л. Коломинский. – Минск: Народная асвета, 1984. – 618 с.
  5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – Москва: Педагогика, 2010. – 135 с.
  6. Москаленко, Н.В. Формирование правильных взаимоотношений с окружающими у умственно отсталых детей-сирот и детей / Н.В. Москаленко //Дефектология. – –  № 3. –  С.26-29.
  7. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2014. – 317 с.
  8. Слуцкий, В.М. Влияние оценки взрослого на формирование отношения к себе у детей / В.М. Слуцкий. – Москва: Педагогика, 1986. – 177 с.
  9. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Е.А. Стребелева. – Москва: Просвещение, Владос, 2014. – 210 с.
  10. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. – 287 с.
  11. Ушинский, К.Д. Сочинения в 4-х т. Т.2 / К.Д. Ушинский. – Москва: Педагогика, 1981. – 382 с.
  12. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва: Педагогика, 1999. – 218 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское