Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы ОРГАНИЗАЦИИ пассажирскИХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Задачи и виды пассажирских перевозок
1.2 Нормативное регулирование деятельности предприятия пассажирского транспорта
ГЛАВА 2. Оценка эффективности ОРГАНИЗАЦИИ пассажирских перевозок В ООО «Пассажир Комфорт»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Пассажир Комфорт»
2.2 Организация пассажирских перевозок в ООО «Пассажир Комфорт»
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК В ООО «ПАССАЖИР КОМФОРТ»
3.1 Методы совершенствования организации пассажирских перевозок
3.2 Мероприятия по совершенствованию пассажирских перевозок в ООО «Пассажир Комфорт»
Заключение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития экономики России актуально становление новых, более эффективных механизмов управления, в том числе и на автомобильном транспорте: формируется новое транспортное законодательство, совершенствуются механизмы взаимодействия перевозчиков и существующей власти, устанавливаются новые нормы транспортного обслуживания населения.
Одним из наиболее важных вопросов в законодательстве выделены регулярные перевозки пассажирским автомобильным транспортом. Результатом деятельности по организации перевозок пассажирским автомобильным транспортом является некоторый совокупный социально-экономический эффект. Социальным эффектом является повышение качества пассажирских перевозок. Экономический эффект выражается в снижении бюджетной нагрузки, развитии добросовестной конкуренции и справедливом распределении доходов между перевозчиками. Повышения эффективности можно добиться либо увеличением социально-экономического эффекта, либо снижением организационных затрат.
Организация перевозок пассажирским автомобильным транспортом, в условиях рынка и конкуренции, несомненно, влияет на развитие системы транспортного обслуживания населения, следовательно, повышение эффективности этой деятельности на данный момент является весьма актуальным.
Целью выпускной квалификационной работы является оценка и повышение эффективности пассажирских перевозок. В соответствие с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы деятельности пассажирского автотранспортного предприятия;
- дать оценку организации пассажирских перевозок на исследуемом предприятии пассажирского транспорта;
- разработать направления повышения эффективности пассажирских перевозок.
Объектом исследования явилось общество с ограниченной ответственностью «Пассажир Комфорт» (г. Нижний Новгород).
Предмет исследования – организация пассажирских перевозок.
Теоретической базой выпускной квалификационной работы послужили научные работы отечественных авторов по проблемам деятельности пассажирского автотранспортного предприятия в условиях рыночной экономики, а также отдельные публикации, посвященные вопросам обеспечения эффективности автотранспортного предприятия. Данная проблематика в различных аспектах рассматривались в трудах таких авторов, как: Т.Н. Абрамкин, Н.А. Адамов, И.Д. Афанасенко, О.В. Баскаков, А. Карпов, В.Н. Стаханов, Е.В. Маркина, Р.В. Черская и др.
Для решения поставленных в выпускной квалификационной работе задач применялись методы экономического анализа и моделирования.
Структура выпускной квалификационной работы построена с учетом соблюдения логической последовательности и взаимосвязи отдельных разделов, факторов и составляющих исследуемых проблем.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. Теоретические основы ОРГАНИЗАЦИИ пассажирскИХ ПЕРЕВОЗОК
1.1 Задачи и виды пассажирских перевозок
Пассажирский транспорт играет важнейшую роль в транспортном комплексе страны. Регулярные автомобильные пассажирские перевозки охватывают около 1,3 тыс. городов 78,9 тыс. сельских населенных пунктов.
Понятие «перевозки» можно охарактеризовать как «целенаправленное перемещение пассажиров или предметов с одного места на другой с помощью различных видов транспортных средств». Выделяются три вида перевозок: пассажирские, грузовые, специальные. Широко распространенным видом перевозок является пассажирская перевозка (транспортировка пассажиров).
Виды пассажирских перевозок бывают наземными, автомобильными, водными, воздушными и железнодорожными. Автомобильные, в свою очередь подразделяются на перевозку легковым транспортом и автобусами. Кроме того, автомобильный вид пассажирских перевозок можно разделить на несколько видов по принципу принадлежности подвижного состава. Эта классификация включает в себя:
- перевозка общественным транспортом;
- ведомственным автомобилям (легковые машины, находящиеся в собственности у государственного или частного мероприятия);
- автомобили индивидуального пользования;
- автомобили, предоставляемые пользователям в прокат.
Наиболее надежным и безопасным видом перевозки пассажиров является железнодорожный транспорт. Любой пассажир может осуществить поездку на среднее расстояние поездом за относительно небольшую плату. Функциональность железнодорожного транспорта не зависит от погодных условий, времени года и количества самих пассажиров.
В Российской Федерации автобусным транспортом обслуживается примерно 1300 городов и поселков городского типа, а также 80 тыс. населенных пунктов, расположенных в сельской местности.
Городские перевозки пассажиров транспортом общего пользования относятся к городскому пассажирскому транспорту. Городской пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает основную часть трудовых поездок населения и является важнейшей составной частью городской инфраструктуры. В нашей стране функционирует приблизительно 10 тыс. городских и 16 тыс. пригородных автобусных маршрутов, а также более 6 тыс. междугородних маршрутов. В целом по стране автобусным транспортом перевозится 50% пассажиров всего объема перевозок [38, С. 56].
Задачей пассажирских автобусных перевозок является удовлетворение потребностей населения в перевозках, при этом должны учитываться возможность сокращения времени на поездку, обеспечение регулярности движения автобусов и гарантия возможностей поездки.
Одними из основных задач при этом являются:
- движение маршрутных автобусов по расписаниям, безопасность перевозок пассажиров;
- эффективное использование подвижного состава, т.е. выполнение плана, рациональная организация труда водителей.
Для выполнения этих задач на практике предприятия решаются следующие вопросы:
- получение информации о пассажиропотоках;
- выбор оптимальных схем автобусных маршрутов;
- выбор автобусов по вместимости; нормирование скоростей движения автобусов;
- координация работы автобусов с другими видами пассажирского транспорта;
- составление расписания движения для маршрутных автобусов;
поездок пассажирами и соответственно менее частыми остановками для посадки и высадки пассажиров.
Местные, а чаще сельские, перевозки пассажиров обслуживают сельское население и могут выполнять либо автобусные, либо грузовые перевозки. Сельские автобусные маршруты соединяют районные центры с сельскими населенными пунктами; областными центрами, железнодорожными станциями, речными портами и пристанями.
Междугородные перевозки организуются на расстояние более 50 км от городской черты, длина маршрута может достигать до 1000 км, дорожные условия, как правило, хорошие. Эти особенности определяют требования к автобусам. Используются комфортабельные скоростные автобусы, которые оборудуются местами для хранения ручной клади, туалетами и буфетами.
Международные перевозки – это перевозки, при которых пересекаются государственные границы 2-х и более государств.
По назначению пассажирские перевозки делятся на: экскурсионные; туристические; служебные; школьные; вахтовые; специальные. Экскурсионные пассажирские перевозки – это заранее разработанный определенный маршрут, выполненный по предварительному заказу. Туристические пассажирские перевозки – это перевозки, которые могут выполняться, как транспортом общего пользования, так и ведомственными транспортом за пределами населенных пунктов, как по заказам, так и по предварительному договору. В организационной структуре предприятия выделяется определенное подразделение по организации таких перевозок. Служебные пассажирские перевозки связаны с доставкой служащих и рабочих. Может быть использован как транспорт общего пользования, так и ведомственный. Школьные перевозки используются в сельской местности, где отсутствует регулярное движение маршрутных автобусов, либо осуществляется движение с большими интервалами, не совпадающими с временем начала и конца занятий, при этом разрабатывается необходимое расписание и устанавливается определенный тип автобуса. Вахтовые пассажирские перевозки предназначены для перевозки смен, строителей, нефтяников. Чаще всего это автобусы ведомственные или общего пользования.
Специальные пассажирские перевозки выполняются заказными автобусами и легковыми автомобилями, связанные со специальными собраниями, конференциями, ярмарками, демонстрациями.
По форме организации все пассажирские перевозки разделяются на заказные; маршрутные; прямые смешанные. Заказные пассажирские перевозки осуществляются по договорам и различным заявкам от предприятия и населения. Они проходят не по маршруту и оговариваются заранее. Маршрутные пассажирские перевозки организуют по утвержденным маршрутам, по расписанию, с посадкой и высадкой пассажиров на заранее оговоренных промежуточных и конечных остановках. Прямые смешанные пассажирские перевозки организуют двумя и более видами транспорта, на них выдается единые билет до конечного пункта, дающий право проезда на нескольких видах транспорта.
Автомобильный транспорт совмещают с другими видами транспорта. Главным в таких случаях является соблюдение точного расписания перевозок.