ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность и виды прибыли
1.2 Методы анализа прибыли деятельности организации
1.3 Показатели рентабельности предприятия и методы их оценки
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ООО «СДЭК-ЧЕБОКСАРЫ»
2.1 Организационно - экономическая характеристика ООО «СДЭК-Чебоксары»
2.2 Анализ формирования прибыли ООО «СДЭК-Чебоксары»
2.3 Анализ рентабельности деятельности ООО «СДЭК-Чебоксары»
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ И ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО « СДЭК-ЧЕБОКСАРЫ»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях рыночных отношений основной целью осуществления предпринимательской деятельности каждого хозяйствующего субъекта выступает финансовый результат. Он обеспечивает экономическую устойчивость предприятия, гарантирует полноту его финансовой независимости. От уровня финансовых результатов зависит эффективность функционирования организации, повышение и укрепление ее конкурентной позиции на рынке. Поэтому в настоящее время очень большое внимание уделяется формированию и использованию финансовых результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
Финансовый результат коммерческой организации предприятия на практике представлен показателями прибыли и рентабельности. Прибыль является наиболее важным показателем деятельности любого предприятия, поскольку механизм ее формирования, распределения и использования затрагивает интересы всех субъектов отношений: государства, собственников хозяйствующего субъекта, его высшего менеджмента и персонала, а также интересы держателей пакетов акций, партнеров и различных кредиторов. Показателем, характеризующим эффективность достигнутых финансовых результатов, является рентабельность.
С позиции же самого хозяйствующего субъекта, значение прибыли и рентабельности состоит в том, что они, являясь конечным финансовым результатом деятельности предприятия, в рыночных условиях выступают основным источником финансирования расширенного воспроизводства ресурсов, его производственного и социального развития, являются показателями, которые наиболее полно отражают эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. От размера полученной прибыли и рациональности ее использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования, а рост финансовых результатов определяет рост потенциальных возможностей коммерческой организации, повышает уровень ее деловой активности.
Процесс анализа и управления финансовыми результатами хозяйствующего субъекта зависят как от использования всего многообразия факторов. Правильное и точное выявление резервов роста прибыли необходимо для ее планирования на перспективный период. Стремление к получению высокой рентабельности ориентирует предприятия на увеличение объема производства и снижение издержек. В условиях рыночной экономики этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.
Проблемы формирования прибыли и рентабельности в производственно-коммерческой деятельности предприятий рассматривали в своих трудах отечественные и зарубежные исследователи: И.А. Бланк, В.Е. Бем-Баверк, С.А. Брю, А. С. Булатов, С.В. Ефимова, М. И. Литвина, К. Маркс, П. Савчук, А. Смит, О. Е. Николаева, Д. С. Моляков, Г.В. Савицкая, В.А. Стражев и др. Вместе с тем трудности, возникающие в деятельности многих российских организаций, показывают, что знание, навыки, опыт и интуиция руководителей иногда оказываются не в состоянии обеспечить эффективное управление финансовыми результатами в сложных рыночных условиях. Недостаточно эффективно используются методы оценки и прогнозирования, отсутствует система оценки влияния различных факторов на процесс управления. Поэтому для увеличения прибыли и повышения рентабельности, необходимо изучить сам процесс их формирования и анализа, определить факторы, которые на них влияют, а также разработать направления, позволяющие наиболее эффективно управлять этим процессом.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в анализе и разработке направлений повышения прибыли и рентабельности деятельности автотранспортного предприятия.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и виды прибыли;
- рассмотреть методы анализа прибыли деятельности предприятия;
- исследовать методы анализа показателей рентабельности предприятия;
- дать организационно – экономическую характеристику исследуемого предприятия;
- провести анализ формирования прибыли и рентабельности деятельности исследуемого автотранспортного предприятия
- предложить направления увеличения прибыли и повышения рентабельности исследуемого автотранспортного предприятия.
Объектом исследования выступило общество с ограниченной ответственностью «СДЭК-Чебоксары» (ООО «СДЭК-Чебоксары»).
Предметом исследования обозначены показатели прибыли и рентабельности как объект анализа и оценки.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового менеджмента и анализа деятельности предприятия. Информационную базу исследования составили формы бухгалтерской (финансовой) отчетности СДЭК-Чебоксары» за 2018-2020 гг.
На разных этапах выполнения исследования, в зависимости от характера разрабатываемых проблем, использовались общие и специальные методы экономических исследований: структурный, горизонтальный и факторный анализ, синтез, дедукция, индукция, моделирование, формализация.
Структура выпускной квалификационной работы сложилась из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснованы актуальность и значимость темы выпускной квалификационной работы, определены цель, задачи, предмет и объект исследования.
В первой главе раскрываются теоретические и методологические основы анализа прибыли и рентабельности деятельности организации.
Во второй главе дана характеристика деятельности исследуемого предприятия, а также проведена оценка показателям прибыли и рентабельности ООО «СДЭК-Чебоксары».
В третьей главе работы на основе проведенного анализа разработаны направления увеличения прибыли и повышения рентабельности СДЭК-Чебоксары», имеющие практическую значимость для объекта исследования, поскольку учитывают особенности его деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения предлагаемых мероприятий в деятельности ООО «СДЭК-Чебоксары» для повышения прибыли и роста рентабельности своей деятельности.
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Экономическая сущность и виды прибыли
Финансовый результат представляет собой прирост (или уменьшение) стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную и относительную эффективность деятельности хозяйствующего субъекта. Положительным финансовым результатом являются показатели прибыли, которая в рыночных условиях составляет основу финансового и экономического развития предприятия.
Прибыль (англ. profit) – экономическая категория, выражающая конечные результаты хозяйственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом; одна из основных форм стоимости прибавочного продукта; одна из форм чистого дохода. Однако, несмотря на то, что понятие «прибыль» достаточно распространено, в действительности, феномен прибыли не так прост, как кажется на первый взгляд.
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. Споры о ее экономической природе идут уже более трех веков, но теория прибыли все еще остается незавершенной и противоречивой, что, естественно, не может не отражаться на процессе управления экономикой в целом и деятельностью отдельных хозяйствующих субъектов, в частности.
Понятие «прибыль» по мере развития экономической теории постоянно изменялось и усложнялось. Причем трактовки категории «прибыли» с позиции различных ученых были и остаются до сих пор довольно спорными. Классики рыночной экономики рассматривали прибыль как результат функционирования авансированного капитала, как излишек выручки от продажи товаров над затратами капитала.