ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации ГРУЗОВЫХ перевозок на предприятии
1.1 Понятие и структура транспортного процесса и грузовых перевозок
1.2 Методические основы исследования системы безопасности и рисков при осуществлении грузовых перевозок
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА обеспечениЯ безопасности И СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ПРИМЕРЕ ЧЕБОКСАРСКОГО ЭЛЕВАТОРА – ФИЛИАЛА АО «ЧУВАШХЛЕБОПРОДУКТ»
2.1 Характеристика деятельности Чебоксарского элеватора – филиала АО «Чувашхлебопродукт»
2.2 Оценка логистической системы предприятия
2.3 Анализ грузооборота и системы обеспечения безопасности при осуществлении грузовых перевозок
ГЛАВА 3. Мероприятия по обеспечению безопасности и СНИЖЕНИЯ РИСКОВ при ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГРУЗОВЫХ перевозОк
3.1 Предложения по внедрению системы мониторинга грузов и транспорта при организации перевозок
3.2 Предложения по внедрению системы безопасности и страхования рисков на автомобильном транспорте и их эффективность
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем фактом, что в процессе следования от поставщика к потребителю, а также между промежуточными звеньями торговой цепи грузы подвержены самым различным рисковым ситуациям, осуществление которых способно привести к их повреждению или даже безвозвратной утрате. Таким образом, все усилия перевозчиков должны быть направлены на обеспечение безопасности транспортируемых объектов и исключение вероятности наступления неблагоприятных событий.
Так, глобальные тенденции по интеграции участников транспортировки грузов и услуг на базе модели управления безопасностью процессами формируют новые принципы и механизмы обеспечения безопасности и управления рисками при осуществлении грузовых перевозок:
1) переход от традиционной модели управления и качества ИСО 9000:2000 к риск-ориентированной платформе управления безопасностью для поддержки целей, заявленных в законе РФ «О транспортной безопасности»;
2) гармонизация требований международного стандарта ИСО 28000:2007 и внедрение эффективных методов идентификации и управления рисками в цепи поставок, включающей ТЛС;
3) ориентация на интегрирование транспортных, промышленных компаний и их потребителей на базе ТЛС в целях увеличения добавленной экономической ценности – EVA.
Транспортно-логистическая система, как базовое звено цепи поставок, построенная на указанных требованиях, обладает способностью к адаптации в постоянно меняющейся внешней среде, к созданию организационно-технологического ядра безопасности. Вопросы обеспечения безопасности в сфере транспортировки вошли во всем мире в число актуальных проблем, так как транспортные коммуникации являются зоной повышенного риска. В связи с созданием разветвленной и сложной транспортной инфраструктуры решение проблем безопасности на транспорте приобретает стратегическое значение - транспорт является ведущим фактором обеспечения национальной безопасности. В условиях глобализации мировой экономики происходит скачкообразное увеличение пассажирских и грузовых потоков, доли опасных грузов.
Вместе с тем в транспортном комплексе, его инфраструктуре, состоянии безопасности существуют серьезные проблемы. Как подчеркивается в статье 4 закона «О транспортной безопасности» основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:
- законность и соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
- взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
- интеграция в международные системы безопасности;
- взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В материалах «Государственной концепции обеспечения транспортной безопасности России» Минтранса РФ содержит расширенное описание факторов транспортной безопасности, что соответствует более системному анализу проблемы и требованиям международных стандартов .
Технико-технологический фактор: надежность системы «человек-машина»; техническое состояние транспортной инфраструктуры, транспортных средств, путей сообщения, средств контроля и мониторинга угроз, специальных средств. Организационно-управленческий фактор: готовность органов государственной власти и местного самоуправления, иных субъектов транспортной деятельности к предупреждению, действиям в ходе транспортных происшествий и кризисных ситуаций, ликвидации (минимизации) их последствий; мониторинг уровня транспортной безопасности, контроль и надзор в области транспортной деятельности; организация государственно-частного партнерства при обеспечении транспортной безопасности; профилактика через лицензирование и сертификацию; подготовка кадров, научно-технические вопросы, финансирование. В общем плане, комплексная безопасность объекта – это состояние защищенности его критических элементов (предметов защиты) от различных угроз, обеспечиваемое согласованными мерами технологической, энергетической, физической, информационной, пожарно-взрывной, экономической, кадровой и других значимых для объекта сфер безопасности и с точки зрения обеспечения безопасности в настоящее время выступает как актуальная проблема.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование и разработка мероприятий по повышению безопасности и устранения рисков грузовых перевозок на исследуемом предприятии. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы грузовых перевозок;
- дать оценку рисков при осуществлении грузовых перевозках и определить источники их внутренней и внешней безопасности на исследуемом предприятии;
- разработать мероприятия по обеспечению безопасности и снижению рисков грузовых перевозок предприятия.
Предмет исследования – риски и безопасность грузовых перевозок.
Объектом исследования является Чебоксарский элеватор – филиала АО «Чувашхлебопродукт».
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В первой главе работы рассмотрены теоретические вопросы осуществления грузовых перевозок и условия обеспечения безопасности и устранения рисков логистических процессов. Во второй главе проведен анализ деятельности предприятия, изучены особенности транспортных перевозок и обеспечения безопасности при перевозках грузов. В третьем разделе разработаны мероприятия по обеспечению безопасности перевозки грузов и использования системы страхования как инструмента снижения рисков.
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации ГРУЗОВЫХ перевозок на предприятиИ
1.1 Понятие и структура транспортного процесса и грузовых перевозок
Любой товар в процессе перемещения, с использованием транспорта, подвергается риску. Перемещение товарной продукции можно рассматривать как технологический процесс, так и как логистический процесс в цепи поставок. Транспорт в логистическом процессе перемещения товарной продукции рассматривается как отдельная отрасль материального производства. В бизнес среде доходы от использования транспорта определяют по разнице чистой продукции транспорта за вычетом издержек.
Эффективность использования транспортного средства оценивается комплексным показателем, при котором используются сроки поставок, отсутствие потери продукции, отправка груза не по адресу, повреждение грузов.
Особое внимание в транспортном процессе уделяется использованию различных методов, обеспечивающих:
- своевременность доставки грузов партиями необходимых размеров;
- сохранность качества и количества перевозимого груза;
- выполнение требований техники безопасности и требований безопасности движения;
- экономию топлива;
- охрану окружающей среды;
- выполнения требований трудового законодательства.
Правильная организация транспортного процесса предполагает:
- Сокращение сверхнормативных затрат времени на простой автомобилей под погрузкой и разгрузкой грузов за счет: расширения фронта погрузочно-разгрузочных работ и применения их комплексной механизации; составления и строгого соблюдения графиков подачи и работы автомобилей; создания подъездных путей и площадок для маневрирования автомобилей, особенно автомобилей с прицепами, тягачей с несколькими прицепами или полуприцепами; предварительной подготовке грузов и т.д.
- Рациональную укладку грузов. Применение съемных щитов и др., позволяющих максимально использовать грузоподъемность и вместимость подвижного состава.
- Правильное размещение грузов в кузове, способствующее равномерному распределению весовой нагрузки на ходовую часть транспортного средства и облегчению управления им.
- Оптимальные режимы движения автомобилей (автопоездов) на соответствующих участках пути с учетом состояния дорожного покрытия, обзорности, интенсивности движения и других факторов при строгом соблюдении Правил дорожного движения, а так же знания водителями технических характеристик и правил эксплуатации различных марок подвижного состава автомобильного транспорта при перевозке соответствующих грузов. Перевозка грузов должна осуществляется по рационально построенным маршрутам с учетом кратчайших расстояний, режимов движения на каждом участке пути, с обеспечением загрузки автомобилей в обоих направлениях.
- Максимального использования рабочего времени в рамках законодательства, за счет уплотнения режима работы автомобилей путем организации бригадного метода работы.
Задачи транспортной логистики связаны с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования:
- выбор виды транспорта;
- выбор типа транспортного средства;
- оптимизация транспортного процесса в случае смешанных перевозок;
- определение рационального маршрута доставки;
- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
- координация транспортного и складского процессов.