Курсовая работа|Педагогика

Социальный патронаж в работе с семьями группы риска

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 43

ВВЕДЕНИЕ

1 СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАЖ СЕМЕЙ «ГРУППЫ РИСКА»

1.1 Социальный патронаж: понятие, принципы, функции, виды

1.2 Понятие семьи «группы риска»

1.3 Технологии социального патронажа с семьями, находящимися в социально-опасном положении.

2 АНАЛИЗ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА»

2.1 Участковая социальная служба – технология работы с неблагополучными семьями

2.2 Методы и формы работы участковой социальной службы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность работы определяется тем, что на современном этапе социально-педагогическая работа с детьми и семьями группы риска приобрела особую остроту из-за существенных социально-экономических преобразований, потрясших общество, среди них: реформирование всей системы законодательства, изменение идеологической модели государства, структурные макроэкономические изменения, повлекшие за собой рост безработицы, имущественное расслоение общества и т.д.

Все это в совокупности повлияло на институт семьи, являющийся важнейшим звеном многоуровневого процесса формирования личности ребенка. В современном обществе стали заметны дисгармоничные, конфликтные типы семейных отношений, что связано не только с нарушением взаимодействия супругов по разным причинам и с функционированием системы «родители–ребенок», влекущим взаимное отчуждение детей и родителей, но и с тем, что растет число семей, состоящих из одного родителя, чаще всего матери – неполных. По мнению специалистов, адекватная социализация детей в семье с одним родителем невозможна.

Сложные условия, в которых находится сейчас наше общество, когда практически одновременно осуществляются экономические, политические и правовые преобразования, накладывают особый отпечаток на сферу семейных отношений. В семье отражаются и аккумулируются все основные противоречия кризисного состояния нашего общества. Статистика фиксирует снижение рождаемости, растущее число разводов, увеличение количества преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве.

Семья занимает ведущее место в формировании личности. Через изучение характера взаимоотношений, складывающихся в семье, анализ сферы материально-бытовых и иных условий жизни детей можно получить возможность не только выявлять те или иные факторы, обуславливающие ненадлежащее формирование личности и, в конечном счете, противоправное поведение подростков, но и проследить процесс их зарождения, увидеть причины и механизм их функционирования.

Семьей группы риска (или социально проблемной семьей) можно считать такую семью, в которой нарушены ее основные функции или их часть. Причины недостаточно качественного выполнения семейных функций разные. Основные из них, которые оказывают негативное влияние на несовершеннолетних, следующие: ошибки воспитания, незрелость супружеских отношений, отсутствие системы правового образования родителей и детей, асоциальный образ жизни родителей. Дисфункция семьи приводит к появлению таких социальных явлений как социальное сиротство, безнадзорность, беспризорность, криминализация детей, семейное насилие.

Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует постоянного и настойчивого проведения комплекса мер по выявлению и социальной реабилитации неблагополучных семей, разработки механизмов реальной помощи социально проблемным семьям и детям.

Чаще всего, семья подростков группы риска не выполняет своих воспитательных функций, прежде всего успешной социализации детей, т.к. не обеспечивает психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи, должного стать основой общественного благополучия в целом.

В изучение проблем воспитания детей в семьях группы риска внесли свой вклад разные педагоги, психологи, юристы, врачи, экономисты, представители многих других наук. Ученые и практики изучают проблемы и трудности, возникающие в семьях различного состава. Среди них такие ученые как Ю.П. Азаров, Т.Ю. Василькова, М.А. Галагузова, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалев, З. Матейчек, М.С. Мацковский, Р.В. Овчарова, В. Сатир, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и другие.

Цель работы – изучить работу социального педагога с семьями «группы риска».

Задачи:

  1. Изучить понятие семьи «группы риска»
  2. Рассмотреть социально-педагогические и социально-психологические особенности семьи «группы риска».
  3. Охарактеризовать сеть социальных контактов как профилактический метод работы с семьей «группы риска».
  4. Проанализировать социально-педагогический патронаж.

Объект исследования – семьи «группы риска».

Предмет исследования – работа социального педагога с семьями «группы риска»

Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный метод; обобщение.

Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

  1. Агафонова Е.Б., Солоненко К.Л. Отношение матери к детям в неблагополучных семьях // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 30. – С. 172-176.
  2. Андреева Т.В. Семейная психология. – СПб., 2014. – 224 с.
  3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ Ю.В. Василькова – М., 2019. – 244с.
  4. Галагузова М.А., Шеланков В.Е. Кто защитит ребенка в школе // Педагогика. – 2004. – № 5. – С.25.
  5. Гавриш Е.М. Работа школьного социального педагога с неблагополучными семьями // Социальная педагогика. – 2013. – № 1. – С. 113-114.
  6. Грицай А.Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблгополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2009. – № 3. – С. 29-33.
  7. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях. // Социологические исследования. – 2014. – №8. – С.24.
  8. Дети социального риска и их воспитание / под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПБ.: Речь, 2008. – 144 с.
  9. Должностные обязанности работников учреждений и организаций образования: социальный педагог // Воспитание школьника. – 2013. – №4. – С.11
  10. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей – М., 2002. – С.7.
  11. Дымова Т.И. Психология семейного образа жизни. – М., 2015. – 144 с.
  12. Желтушко Р. Работа социального педагога с неблагополучными семьями // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2018. – № 5. – С. 78-80.
  13. Зубок Ю.А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. – М., 2018. – С.19-20.
  14. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей // СОЦИС. – 2017. – № 7. – С.93-99.
  15. Иванов А. В.Социальная педагогика: Учебное пособие / А. В. Иванов и др.; под общ. ред. проф. А. В. Иванова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 424 с.
  16. Ирисов Е.А., Хакимов Э.Р. Функциональная модель социально-педагогического пространства школы // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru
  17. Испулова С.Н. Уровни социальной педагогики // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru
  18. Кузнецова Л.В. Социально-педагогическая работа в школе // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». – [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.auditorium.ru
  19. Лебединская В.П. Неблагополучная семья и ее ребенок // Вестник социально-педагогического института. – 2013. – № 1 (6). – С. 29-32.
  20. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т.В.Лодкина. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
  21. Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога./ Н.Ф. Маслова – Орел, 2018. – 41с.
  22. Методика и опыт работы социального педагога / под ред. Л.В. Кузнецовой – М., 2019. – 340 с.
  23. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. М.А. Галагузовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: «Академия», 2018. – 192с.
  24. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. – М., 2018. – 235с.
  25. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика / Ф.А.Мустаева. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2018. – 528 с.
  26. Мустайкина А.И. Роль межведомственного взаимодействия в социальной работе с неблагополучными семьями // Вестник Мордовского университета. – 2012. – № 1. – С. 142-144.
  27. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2019. – 256 с.
  28. Организационная и социально-педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении: Методические рекомендации / сост. Дмитриева В.Г., Черноусова Ф.П., Яркова И.В. – М., 2018.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское