Курсовая работа|Педагогика

Сюжетно-ролевая игра как средство формирование коллектива учащихся начальной школы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 41

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

1.2. Коллектив: его сущность, функции и признаки

1.3. Особенности формирования коллектива младших школьников

Выводы по 1 главе

Глава II. ВОЗМОЖНОСТЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Сущность сюжетно-ролевой игры

2.2. Использование сюжетно-ролевой игры в процессе формирования и развития коллектива

2.3 Рекомендации по использованию сюжетно-ролевой игры для формирования коллектива учащихся

Выводы по 2 главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность исследованиязаключатеся в том, что коллектив может стать важным инструментом формирования личности при условии разумного управления им со стороны педагога. Коллектив младших школьников организуется взрослым. При этом важное значение приобретает вопрос о соотношении: потребности детей в общении и задач, поставленных перед этим коллективом. Формирование и развитие коллектива младших школьников происходит поэтапно, методически организованно. Эффективное управление коллективом младших школьников возможно при условии глубокой теоретической вооруженности педагога в вопросах коллектива, особенно таких, как опора на самоуправление, организация деятельности и отношений, развитие коллектива и личности.

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, а также в формировании коллектива учащихся начальной школы, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

В работе были исспользованы работы следущих педагогов и ученых-исследователей: Адиловой Н. Ф., Аникеевой Н.П., Каджаспирова Г.М., Лихачёва Б.Т., Малыхиной А. С., Макаренко А.С., Мироновой P.M., Сластёнина В.А., Сковородкиной И.З., Стерлигова М.П., Сухомлинского В.А., Чикишевой, О. В., Шаргаевой О.А., Шаршова И.А, Субботкиной Е.И., Эльконина Д.Б., Герасимова,С.А.Сковородкиной И.З.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Объект исследования – сюжетно-ролевая игра.

Предмет - сюжетно-ролевая   игра как средство формирования коллектива учащихся начальной школы.

Цель  –  выявление особенностей сюжетно-ролевой   игры как средства формирования коллектива учащихся начальной школы.  

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
  2. Изучить коллектив: его сущность, функции и признаки.
  3. Рассмотреть особенности формирования коллектива младших школьников
  4. Рассмотреть сущность сюжетно-ролевой игры
  5. Изучить использование сюжетно-ролевой игры в процессе формирования и развития коллектива
  6. Дать рекомендации по использованию сюжетно-ролевой игры для формирования коллектива учащихся

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; публикаций по данной проблеме; наблюдение; количественный и качественный анализ; анализ и обобщение полученных данных.

Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость. Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. С поступления ребёнка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. [4, с.132-133]

Учебная деятельность – особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем таких занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности.

В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей. Психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, и "художников" с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Важным условием для формирования теоретического мышления является формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. [4, с.137-138]

В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок "иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы Я и R ). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же, как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства – в основном, цвет, форма и величина.

Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины. Эти особенности необходимо учитывать при общении с ребёнком и его развитии.

Возрастные стадии восприятия: 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине; 6-9 лет - описание картины; после 9 лет - интерпретация увиденного.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обычно обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что чаще всего приводит к значительным трудностям в средней школе, когда материал становится сложнее и больше по объему, а для решения учебных задач требуется не только умение воспроизвести материал. [9, c.212]

Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана и др.). Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику [28].

Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

  1. Адилова, Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения / Н. Ф. Адилова. — [Текст]/ Адилова, Н. Ф. // Молодой ученый. — 2011. — № 12 (35). — Т. 2. — С. 121-124
  2. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: книга для учителей [Текст]/ Н.П.Аникеева, М.: Просвещение, 2015., 251 с.
  3. Виноградова, Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. [Текст].- М.: Айрис-Пресс, 2011. 128 с.
  4. Возрастная и педагогическая психология[Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов / под ред. М. В. Гомезо. – М.: Просвещение, 1984-485 с.
  5. Дирксен, О. В., Скворцова Л. И., Ларионова Р. П. Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников[Текст]/ Дирксен, О.В., Скворцова Л.И., Ларионова Р.П.// Наука и образование сегодня. 2018. №6 (29).
  6. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста [Текст]/Иванкова, Р.А.// Дошкольное воспитание: Традиции и современность. М., 2002. № 4. С. 53-56.
  7. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе [Текст]: учебно-методическое пособие / И. С. Гринченко. – М.: ЦГЛ, 2002-369 с.
  8. Избранные педагогические произведения. Изд. 2-е пособие для студентов пед. ин-тов и учителей. Сост., авт. вступит статьи и примеч. Ф.С. Озерская и Н.А. Сундуков. [Текст].-М.: «Просвещение», 1968-695 с.
  9. Каджаспиров, Г.М. Педагогика [Текст]: учебник / Г.М. Коджаспирова. – М.: «КНОРУС», 2010. – 744 с.
  10. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. [Текст]. М., 2000. 405 с.
  11. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. [Текст] Изд-во: Феникс, 2013. 251 с.
  12. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности [Текст]/ А.С. Макаренко. – М.: Издательство «Педагогика» Москва, 1972, 596 с.
  13. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст]/ Сост. и авт. встпит. Статьи В.С. Хелемендик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Политиздат», 1990. – 415 с.
  14. Макаренко, А.С. Собрание сочинений: в 4 томах [Текст]/ А.С. Макаренко; [ил. И. Ушакова]. – Москва: Правда, 1987- 508 с.
  15. Малыхина, А. С. Понятие о сюжетно-ролевой игре. Структурные элементы игры [Текст]/ А. С. Малыхина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 539-542.
  16. Миронова, P.M. Игра в развитии активности детей [Текст]/ Р.М. Миронова. - Минск.: Народная асвета, 2013- 258 с.
  17. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др. под. ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Вебля, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
  18. Педагогика. Курс лекций [Текст]. Учебное пособие для студентов пед. Учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК./Лихачёв Б.Т. – М.: Прометей, 1992.-582с.
  19. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998-235 с.
  20. Педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов. высш. педагогич. учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр Академия, 2002-387 с.
  21. Сковородкина, И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник [Текст]/ И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014-457 с.
  22. Стерлигов, М.П. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. М.П. Стерлигова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 512 с.
  23. Сухомлинский, В.А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский; [сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик]. - 4-е изд. - Москва : Политиздат, 1982. - 270 с.
  24. Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений СПО / И.З. Сковородкина, С.А. Герасимов,- 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2015-185 с.
  25. Фёдорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая: решение учебных и профессиональных проблем [Текст]/ Л.И. Федотова. – Москва: Форум, 2009. – 173 с.
  26. Фришман, И. И. Методика работы педагога дополнительного образования [Текст]/ И. И. Фришман. – М.: Академия, 2001-2017 с.
  27. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста [Текст]/ О. В. Чикишева// Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90-92.
  28. Шаргаева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]/ О.А. Шаргаева. - М.: ВЛАДОС, 2015-236 с.
  29. Шаршов И.А, Субботкина Е.И. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий [Текст]/Шаршов И.А., Субботкина Е.И.// Вестник ТГУ, выпуск 12 (116), 2012, С.14-15
  30. Эльконин, Д.Б. Психология игры[Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 2013-157 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское