Курсовая работа|Логопедия

Фонематический слух у дошкольников со стертой дизартрией

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 38

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические вопросы формирования фонематического слуха у дошкольников со стертой дизартрией в психолого-педагогической литературе

1.1. Понятие «фонематический слух» в современной литературе

1.2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. Особенности фонематического слуха у дошкольников со стертой дизартрией

2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией  

2.2. Нарушение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

2.3. Анализ методик изучения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы   

Одним из ведущих нарушений в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются нарушения фонематической стороны речи, включающие в себя фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез.

Значительное количество речевых нарушений так или иначе оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка.

Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произношение. Кроме того, нарушение фонематического восприятия не даёт возможности детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение тяжёлых дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематического восприятия.

Понятно, что без умения чётко дифференцировать на слух фонемы родного языка, нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным полноценное усвоение грамоты. Следовательно, успешное обучение письму и чтению также предполагает, как обязательное условие развития фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи. С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и при том временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние на освоение письма. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных и т. п.

Проблема формирования у детей с нарушениями речи фонематического восприятия является одной из важнейших в логопедии.

Важность данной проблемы подтверждается стойкостью этих расстройств и отрицательному их влиянию, на формирование других компонентов речи (таких, как языковой анализ и синтез, звукослоговая структура слова, звукопроизношение).

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, обусловили выбор темы курсовой работы: Фонематический слух у детей со стертой дизартрией».

Объект исследования: особенности фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии.

Предмет исследования: являлось нарушение фонематического восприятия у дошкольников со стёртой формой дизартрии.

Цель исследования: теоретически изучить особенности и подходы к развитию фонематического слуха у дошкольников со стертой дизартрией.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие «фонематический слух» в современной литературе.
  2. Описать развитие фонематического восприятия в онтогенезе.
  3. Дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей со стертой дизартрией.
  4. Сформировать нарушение фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.
  5. Провести анализ методик изучения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования.

 

ГЛАВА 1. Теоретические вопросы формирования фонематического слуха у дошкольников со стертой дизартрией в психолого-педагогической литературе

1.1.Понятие «фонематический слух» в современной литературе

В современной отечественной науке значению фонематического слуха в таких направлениях, как педагогика, психология общего развития детей, методика обучения языку, уделяется недостаточное внимание. Более того, это значение всегда связывают с сензитивным периодом, т. е. дошкольным детством. Однако в рамках коррекционного направления все чаще и отчетливее говорится о необходимости пересмотреть такие позиции.

Одной из проблем в области научных представлений о фонематическом слухе является отсутствие единых четких критериев определения структуры этого явления, так как различные авторы понимают под фонематическим слухом совершенно разные компоненты.

Разработкой структуры фонематического слуха и восприятия занимались многие ученые различных направлений: в сфере психологии - А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин; нейропсихологии -А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская, Л. С. Цветкова; дефектологии - Н. И. Жинкин, А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, Т. А. Фотекова и др.; методики обучения языку -Л. В. Щерба, К. Д. Ушинский, А. М. Пешковский, А. М. Кушнир [25, 16, 17,14, 12].

Существует необходимость не только создать перечень компонентов фонематического слуха, но и установить их последовательность, оптимальную для его целенаправленного развития.

Учет структуры фонематического слуха позволит на практике выделить и обозначить проблемные места в восприятии ребенком слова. Так, при наличии устойчивого множества орфографических ошибок ребенка направляют к логопеду, который в любом случае начинает занятия с простейших упражнений на фонематический слух. Между тем у ребенка могут страдать лишь некоторые его компоненты. Затраченные усилия оказываются неэффективными, так как отрабатываются не конкретные недостающие компоненты, а вся фонематическая область, состоящая из способностей, задатков, навыков и их устойчивых связей. В результате закрепляются уже имевшиеся навыки, а сформировать недостающие компоненты и закрепить их в устойчивых связях с другими не удается. Этим же обусловлены проблемы диагностики фонематического слуха и фонематического восприятия, а также, что особенно важно, - их дифференциации.

25 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское