Введение
ГЛАВА 1 Теоретические вопросы формирования артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие «артикуляционная моторика» в современной литературе
1.2 Развитие артикуляционной моторики в онтогенезе
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2 Особенности артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией
2.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением артикуляционной моторики с дизартрией
2.2 Нарушение артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией
2.3 Анализ методик изучения артикуляционной моторики у детей с дизартрией
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования. Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. В первые месяцы после рождения у ребенка интенсивно развиваются слуховые, зрительные, двигательно - кинестетические анализаторы. В настоящее время доказано, что процесс сенсорного развития, включая восприятие речи, осуществляется при необходимом участии двигательных импульсов.
Развитие движений у ребенка рассматривается как фактор стимуляции и усиления его лепета. Ребенок рождается с суставными органами, готовыми к работе. Тем не менее, есть длительный подготовительный период, прежде чем вы сможете произнести звуки речи. Но в наши дни одной из наиболее актуальных проблем является увеличение числа детей с различными нарушениями речи. Среди них очень распространенным нарушением является дизартрия - нарушение фонетической стороны речи, которое вызвано органическим поражением центральной нервной системы. Вместе с ним нарушается движущий механизм речи, ее движущая реализация. В литературе ХХ века понятие «дизартрия» было переведено как расстройство речи в суставах, речь организована непонятным образом, словно «каша во рту».
Исследователи, как О.В. Правдина, О.А. Токарева, И.И. Панченко, Р.И. Мартынова, Л.В. Лопатина, А.В. Серебрякова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Архипова, М.Б.Эйдинова и др. внесли большой вклад в изучение проблемы симптоматики и структуры речевого дефекта, возникающего при дизартрии.
Все еще остается актуальной проблема изучения специфики развития артикуляционной моторики, которой занимались такие исследователи, как Е. Ф. Архипова, Е. Н. Винарская, Л.С. Волкова, О. В. Правдина, Л. В. Лопатина и др.
Объектом исследования являлись особенности артикуляционной моторики детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предметом исследования являлось формирование артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель настоящего исследования: рассмотреть особенности и подходы к развитию артикуляционной моторики у старших дошкольников с дизартрией.
В соответствии с целью и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть понятие «артикуляционная моторика» в современной литературе.
- Описать развитие артикуляционной моторики в онтогенезе.
- Дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением
артикуляционной моторики с дизартрией.
- Проанализировать нарушения артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией.
- Провести анализ методик изучения артикуляционной моторики у детей с дизартрией.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования.
ГЛАВА 1 Теоретические вопросы формирования артикуляционной моторики у дошкольников с дизартрией в психолого-педагогической литературе
1.1 Понятие «артикуляционная моторика» в современной литературе
Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения [17, с.58].
В широком смысле слова под артикуляцией понимают двигательную активность мышц дыхательной системы, гортани, глотки, небной занавески, нижней челюсти, языка, губ.
Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Т.А. Ткаченко, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, Р.Е. Левина, Г.А. Каше и другие.
Артикуляция звуков речи - это сложная моторика, которой дошкольник овладевает с детства, выполняя множество различных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью. Точность, сила и дифференциация этих движений формируются у ребенка со временем. Одним из условий правильного развития воспроизведения звука считается достаточное формирование артикуляционных моторных навыков. Чтобы правильно произносить звуки речи, дошкольник должен обладать способностью воспроизводить требуемые артикуляционные стили, содержащие комплекс движений[22, С. 107].
Артикуляционная моторика - это область логопедической деятельности, связанная с правильным произношением звуков, входящих в структуру общего артикуляционного режима, который состоит из достаточно сложного набора движений. Работа над этими областями проводится с учетом необходимых условий координации и фонации, а также В дополнение к корреляции со специальными слуховыми ощущениями, при которых требуется довольно сложная работа с согласованностью нервной системы и различных двигательных мышц человека. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная тренировка артикуляционных моторных навыков или их нарушения[10, с. 127].
Сочлененный отдел состоит из языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, увули, зубов, альвеол и твердого неба. В большей степени подвижным голосовым органом является язык. Он состоит из корня языка и задней части, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю доли. Язык - это массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он занимает почти всю полость рта. Сложная система языковых мышц, разнообразие точек их прикрепления гарантируют вероятность в больших пределах изменения формы, состояния и уровня напряжения языка. Это играет огромную роль, поскольку язык участвует в формировании абсолютно всех гласных и почти всех согласных (исключая лабиализированные звуки). Важная роль в формировании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Произношение состоит в том, что эти органы образуют щели или дуги, образующиеся при приближении или контакте языка с небом, альвеолами, зубами, а также Когда губы плотно прижаты или прижаты к зубам.
Громкость и точность голосовых звуков формируются благодаря резонаторам. Резонаторы размещены по всей надставной трубке.
Надставная трубка - это все, что находится над гортанью: глотка, полость рта и полость носа. Надставная трубка при образовании звуков речи выполняет двойную функцию: резонатор и шумовой вибратор (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые расположены в гортани) [1, с.158].
Шумовым вибратором считаются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а кроме того прорываемые струей воздуха смычки между данными органами. При помощи шумового вибратора возникают глухие согласные. При синхронном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) возникают звонкие и сонорные согласные.
Полость рта и глотка участвуют в произношении абсолютно всех звуков русского языка. В том случае, если у человека правильная артикуляция, носовой резонатор участвует только в произношении звуков «м» и «Н» и их мягких разновидностей. Когда произносятся другие звуки, небная занавеска, образованная мягким небом и маленьким языком, закрывает доступ к полости носа.
Чтобы артикуляция слов выполнялась в соответствии с запланированной информацией, в коре головного мозга выполняется выбор команд для организации речевых движений. Эти команды названы в честь программы артикулятора. Речевые движения выполняются с такой точностью, что формируются определенные речевые звуки и формируется устная (или выразительная) речь. Одним из условий правильного формирования воспроизведения звука является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляционные стили, включая комплекс движений[24, С. 93].
Благодаря воспитанию правильной артикуляции у ребенка в будущем также развивается безупречная дикция. Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционных моторных навыков. Артикуляционная гимнастика - это комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление мышц суставного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциацию движений органов, участвующих в процессе речи.
У дошкольников с стертой дизартрией наблюдаются патологические особенности суставного аппарата. Мышцы органов сустава выражаются следующим образом: лицевая сторона г, лицевые мышцы при пальпации а; поза закрытая, рот у большинства детей не удерживается, так как нижняя челюсть не фиксируется поднятым состоянием из-за вялости жевательной мускулатуры; губы а, углы их опущены.; в период Речи губы остаются апатичными, и правильное л звучание не гарантируется, что ухудшает п речевую сторону.
Язык с паретической симптоматикой плоский, расположен в нижней части полости рта, вялый, кончик языка неактивен. При многофункциональных нагрузках (упражнениях на суставы) усиливается Мышечная слабость. Спастичность мышц органов сустава выражается впоследствии: лицо амимическое, мышцы лица при пальпации жесткие, напряженные.