Введение
- Теоретические основы управления в сфере социальной защиты населения
1.1 Сущность, механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения
1.2 Эволюция социальной защиты населения в России
- Практические аспекты организации регионального управления в сфере социальной защиты населения на материалах Орловской области
2.1 Организация социальной защиты населения в Орловской области на материалах деятельности отдела социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения»
2.2 Показатели деятельности отдела социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения»
- Совершенствование регионального управления в сфере социальной защиты населения
3.1 Проблемы управления современной системой социальной защиты населения на региональном уровне
3.2 Предложения по совершенствованию управления системой социальной защиты на региональном уровне
Заключение
Список литературы
В наше время каждый человек зависим от денежных средств, потому как они являются основным источником существования человека. Получая плату за свою трудовую деятельность, мы в состоянии удовлетворить свои потребности, обеспечить себя и свою семью всем необходимым. Но существуют категории людей, которые утратили свою работоспособность по состоянию здоровья. Категории людей, которые не могут трудиться в силу своего малого или, напротив, преклонного возраста. Даже трудоспособные граждане могут быть лишены источника получения денежных средств вследствие такого экономического явления, как безработица. Как же они могут обеспечивать себя?
В таких ситуациях на помощь своим гражданам приходит государство, которое ведет социальную политику, направленную на повышение уровня жизни населения. Важным составляющим такой политики выступает социальная защита населения. Данная проблема является актуальной, так как каждый человек подвержен потере работоспособности вследствие болезни, инвалидности, старости и пр. Утрата возможности самостоятельно обеспечивать свое существование приводит к тому, что человек нуждается в помощи, которую ему должно будет оказать государство. Каждый гражданин имеет право знать, на какую именно помощь со стороны государства он может рассчитывать, и как действует механизм социальной защиты населения в рамках экономики.
Социальная поддержка населения в Российской Федерации существует в виде особого социально-защитного института, а его сущность составляет совокупность закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.
Назначение социальной защиты состоит в том, чтобы путем возложения на государство обязанности по предоставлению конкретных мер социальной защиты отдельным слоям населения обеспечивалось поддержание социальной стабильности в обществе, стимулировалось воспроизводство народонаселения, восстанавливался общественный статус нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп.
Социальная поддержка населения в этих рамках представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объектом исследования является управление сферой социальной защиты населения на региональном уровне.
Предметом исследования выступают отношения, направленные на развитие социальной защиты как фактора повышения качества жизни населения, совершенствование системы социальной защиты населения на региональном уровне.
Цель исследования – разработка предложений по совершенствованию регионального управления в сфере предоставления социальной защиты населению на материалах отдела социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».
Для реализации поставленных целей при написании выпускной квалификационной работы ставились следующие задачи:
- Раскрыть сущность, механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения.
- Рассмотреть эволюцию социальной защиты населения в России.
- Охарактеризовать организацию социальной защиты населения в Орловской области на материалах деятельности Отдела социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».
- Исследовать показатели деятельности Отдела социальной защиты населения по Заводскому району г. Орла казенного учреждения Орловской области «Областной центр социальной защиты населения».
- Выявить проблемы управления современной системой социальной защиты населения на региональном уровне.
- Разработать предложения по совершенствованию управления системой социальной защиты на региональном уровне.
Методологической основой исследования являются общенаучные, частно-научные и специальные методы познания: диалектический, формально-логический, аналитический и др.
Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования и состоит из трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы управления в сфере социальной защиты населения
1.1 Сущность, механизмы, формы и методы управления социальной защитой населения
Важное значение для повышения эффективности проведения государственной социальной политики имеет состояние системы социальной защиты населения.
Территориальная дифференциация, обусловленная природно-климатическими условиями, национальными и социально-историческими особенностями, не является непреодолимым препятствием эффективной социальной политики. Проблема реализации единых социальных принципов состоит не в необходимости проведения различной социальной политики в разных регионах. Социальная политика по своей сути вариативна, поскольку учитывает условия достижения целей при существенных социально-экономических диспропорциях между территориями, отсутствии единых норм удовлетворения социальных потребностей и разном объеме социальных прав граждан[1].
Исторически существующие территориальные различия в социальном положении граждан значительно усилились в последнее десятилетие, и эта тенденция продолжает нарастать.
Спецификой Российской Федерации является также то, что существовавший в СССР уровень социальной защиты человека и предоставления социальных услуг был одним из самых высоких в мире. Сложившаяся в СССР система социальной защиты и социальных услуг, основанная на социалистических принципах общественного распределения из централизованных фондов, гарантировала практическую защиту от всей совокупности социальных рисков, относительно приемлемый для большинства населения уровень жизни и удовлетворяла основной набор социальных потребностей граждан.
Проблема состоит в том, что старые механизмы социальной защиты и социального обслуживания не соответствуют рыночным отношениям и в условиях рынка являются неэффективными.
Трагичность сложившейся ситуации в том, что Российская Федерация пытается формально сохранить все социальные функции государства социальных услуг, каким был Советский Союз, а реально не может обеспечить даже выживание, поскольку старые механизмы социалистического перераспределения в рыночных условиях не работают.
Катастрофичность положения не позволяет снизить социальную нагрузку на бизнес, который в условиях высокой социальной обремененности так и не может стать полностью рыночным, уходит в тень, не выполняет своих социальных функций. Существенным является и то, что жесткие рамки нерыночных социальных механизмов государства препятствуют формированию рынка труда, развитию рыночных механизмов социальной защиты и структурной перестройке экономики. В то же время не вызывает сомнения необходимость использования положительного прошлого опыта[2].
Сохранение эффективных социальных механизмов предполагает адаптацию существующих систем социальной защиты к рыночным отношениям и их развитие в новых условиях. Такими механизмами являются следующие:
- реализация предприятиями социозащитных функций;
- перенесение социальной помощи на уровень местного самоуправления, где стихийно стал реализовываться принцип адресности и адекватной поддержки, сохранение и развитие системы социальных услуг для наиболее нуждающихся (дома инвалидов и престарелых, приюты, социальные центры дневного пребывания, ночлежки и т. п.);
- развитие социального обслуживания на дому, бесплатные столовые и магазины для ветеранов и малоимущих и др.
Следует отметить, что многие специфические социальные институты, характерные для Советского Союза, вполне вписались в рыночные отношения и стали важными механизмами социальной защиты в новых условиях. Хотя есть и много противоположных примеров. Яркой иллюстрацией последнего являются роль и место профсоюзов, абсолютно рыночного по своей природе института, который настолько оказался деформирован социализмом, что и после десятилетия рыночных реформ практически не играет никакой роли в защите социальных прав.
Модернизация социальных механизмов не может проходить без учета сложившейся социальной структуры. Принципиальным является то, что это именно модернизация, а не строительство на пепелище. Хорошим, хотя и печальным примером здесь может служить реформа системы медицинской помощи населению. Перевод массового медицинского обслуживания на страховые принципы привел к фактическому разрушению некогда общедоступного и сравнительно качественного бесплатного здравоохранения. И сегодняшние попытки исправить сложившуюся ситуацию через усиление страховых механизмов и национального проекта также обречены на провал, поскольку объективная реальность больших пространств, плохих дорог, дорогого транспорта создает естественный монополизм районной больницы или сельского медпункта на данной территории. У человека нет иного выбора медицинского учреждения, кроме того, которое находится там, где он живет, как бы плохо там его ни обслуживали[3].
Развал системы бытовых и рекреационных услуг населению (особенно в сельской местности) не компенсируется рынком. И этих услуг не будет, пока платежеспособность населения не сделает их рентабельными. В этом случае необходимы усилия государства не только по созданию условий роста доходов, но и по экономическому, фискальному и административному стимулированию такой деятельности.