Курсовая работа|Педагогика

Формы и средства организации современного урока

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 30

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТИПЫ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Типология и структура уроков

1.2. Традиционная форма проведения урока

1.3. Организация интегрированного обучения в начальных классах общеобразовательной школы

ГЛАВА II. УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО И ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Анализ интегрированных курсов для начальной школы

2.2. Качественный анализ традиционного урока

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. Интеграция в психолого-педагогической литературе понимается как процесс, в ходе которого разобщенные элементы посредством синтеза объединяются в систему, обладающую свойством целостности.

Урок - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Сущность и назначение урока в процессе обучения как целостной динамической системы сводится таким образом к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя. Тем самым урок, с одной стороны, выступает как форма движения обучения в целом, с другой, - как форма организации обучения, предопределяемая основными требованиями к организационному построению урока учителем, вытекающими из закономерностей и принципов обучения.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике еще во времена Я.А. Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века. Г.Ф. Федорец рассматривает интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы. И.Д.Зверев за основополагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения. О.И.Бугаев интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у учащихся целостной картины мира.

Н.М. Буринская в интеграции видит кардинальное обновление содержания образования.

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач , определенных государственными документами . Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала , учебно-методическим обеспечением , новыми технологиями .

Проблему научного понимания интеграции в образовании исследуют ученые и практики в различных областях знания. Можно сказать, что в теоретическом плане интеграция как методическое явление в начальной школе рассмотрена недостаточно. Зато в практике школы мы можем наблюдать довольно положительное ее применение в виде интегрированных курсов и интегрированных уроков. Но если разработкой курсов должен заниматься творческий коллектив, то проведение интегрированных уроков под силу каждому учителю, которое будет способствовать личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации, будет позволять более эффективно использовать рабочее время за счет исключения дублирования и повторов.

Объект исследования: урок.

Предмет исследования: формы и средства организации современного урока.

Цель исследования: изучить формы и средства организации современного урока.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу о формах и средствах организации современного урока;
  2. Изучить условия эффективного использования уроков учителем;
  3. Сделать выводы по проделанной работе.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

ГЛАВА I. ТИПЫ УРОКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Типология и структура уроков

Качественное своеобразие уроков определяется их целями и содержанием, методикой проведения, особенностями школы, учителя и учащихся. Для того чтобы выявить общие стороны в огромном многообразии уроков, объективно необходима их классификация. Проблема типологии уроков, их систематизация довольно сложная. В советской дидактике существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости того, какие признаки брались за основу, предлагались те или иные варианты типологии уроков, что вполне правомерно.

Наиболее употребительной является классификация уроков по основным дидактическим целям и месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б.П. Есиповым, Н.И. Болдыревым, Г.И. Щукиной, В.А. Онищуком и другими дидактами [6, с.171].

В соответствии с данной классификацией выделяются следующие типы уроков:

  • уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводится накопление фактического материала, наблюдения, изучение процессов и явлений, их осмысление и формирование понятий;
  • уроки формирования и усвоения умений и навыков;
  • уроки обобщений и систематизации знаний;
  • уроки повторения, закрепления, или, по другой формулировке, - комплексного применения (В.А. Онищук) знаний, умений и навыков [15];
  • контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков);
  • комбинированные уроки, на которых одновременно решается несколько дидактических задач.

К сожалению, и эта классификация не может быть признана в качестве универсальной, так как практически далеко не всегда удается наблюдать в чистом виде любой из приведенных типов уроков, кроме комбинированного. Кроме того, приведенная классификация отражает только образовательные цели, не учитывает реализацию на уроке воспитательных задач и характер учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках. Поэтому типология уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем советской дидактики.

Анализ передового опыта учителей (Липецкой, Ростовской, Новосибирской областей, Татарстана и ряда других) и результаты проведенных специальных исследований (И.Т. Огородниковым, М.И. Махмутовым, В.А. Онищуком и др.) привели к выводу о том, что традиционное понимание структуры урока не отвечает современным задачам обучения. Структура его должна не только отражать внешние проявления организации совместной деятельности учителя и учащихся на уроке, но и выражать главным образом сущность внутренних процессов, с которыми связана активная познавательная деятельность учащихся [6, с.171].

Структура может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, условий, подготовленности учащихся и др. Урок усвоения новых знаний состоит, например, таких элементов, имеющих общий характер для уроков этого типа: восприятие и осознание учебного материала, осмысление в нем связей и отношений, обобщение и систематизация знаний. Но в структуре отдельных уроков усвоения новых знаний может вовсе отсутствовать воспроизведение опорных знаний, например при изучении совершенно незнакомого для учащихся материала.

В качестве основных компонентов урока Г.Д. Кириллова рекомендует рассматривать дидактические средства, обеспечивающие достижение цели урока: содержание учебного материала, методы его изучения и способы организации. Компоненты эти существуют и реализуются в тесном единстве, определяя содержательную, методическую и организационную стороны взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Для современного урока характерна взаимосвязь таких элементов, как усвоение, синтезирование, повторение и закрепление, контроль ранее изученного в связи с овладением новым учебным материалом и его практическим применением. Самостоятельная работа учащихся организуется не только на этапе повторения и закрепления, но уже при изучении нового материала, осуществляется тесная связь между преподаванием и учением, между коллективной работой класса и индивидуальной работой учащихся. На уроке повышается роль самостоятельной деятельности учеников, применения приобретенных знаний умений и навыков. Элементы поисковой деятельности учащихся используются не только на уроках проблемного характера, но и на отдельных этапах уроков всех типов (комбинированных контрольных и др.)

При всех формах организации учебной работы учащихся на уроке важное значение имеет характер отношений между участниками процесса обучения: учителем и учащимися и между самими учениками. Положительный характер этих отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает ее результативность.

Проблема повышения эффективности урока, т.е. достижений поставленных целей, - одна из важнейших в российской дидактике и практической работе школ. Современный этап совершенствования урока характеризуется изучением особенностей основной формы организации обучения в новых условиях, когда показатели эффективности уроков не ограничиваются исключительно уровнем полученных учащимися знаний, а включают степень овладения ими познавательными умениями и навыками, формирования и развития их познавательных интересов.

  1. Васильева Н.В. Интегрированные уроки в 1 классе. – М.: ВАКО, 2009. – 106с.
  2. Уроки: пособие для учителя. / Корсунская В.М., Мироненко Г.Н., Мокеева З.А., Верзилин Н.М. - М.: Просвещение, 2000. - 288 с.
  3. Золотарева В.А. Творческий взгляд на традиционный урок: плюсы и минусы комбинированного урока. – М., 2009. – 58с.
  4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы (1-4, 1-3) [Текст]: пособие для учителя / Л. П. Ильенко. - М.: Аркти, 2001. - 62 с.
  5. Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. М.: Учитель, 2008. – 99с.
  6. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы) - М.: Высшая школа, 2008. - с.171-200.
  7. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М., 2000. – 231с.
  8. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  9. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе [Текст] / И.В.Кошмина. - М.: Владос, 2001. - 142 с.
  10. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения [Текст] / П.Г.Кулагин. - М.: Просвещение, 2001. - 95 с.
  11. Лийметс X. Й. Как воспитывает процесс обучения. - М., 2002. - 78с.
  12. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы [Текст] / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 2007. - 140 с.
  13. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 2005. – 125с.
  14. Мельни Э. Л. Интегрированные уроки при изучении природы [Текст] / Э.Л. Мельник, Л.А. Исаева // Начальная школа. - 2008. - № 5. - С.74-76.
  15. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 2001. - С.67.
  16. Педагогика. / Под редакцией Ю.К. Бабанского.- М.: Просвещение, 2003. – 328с.
  17. Плешаков А. А. Зеленый дом: темат. планирование по программе «Зеленый дом» для нач. шк. [Текст]: кн. для учителя /А.А. Плешаков. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. - 79 с.
  18. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый. - М.: Владос, 2000. - 400 с.
  19. Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе, или как создать у младших школьников целостную картину мира. – М.: Новая школа, 2002. – 204с.
  20. Пушкарева Т.И. Окружающий мир. – М., 1996. – 89с.
  21. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 192 с.
  22. Семушкина Л.Г. Содержание и технологии обучения: Учеб. пособие / Л.Г. Семушкина, Н.Г. Ярошенко – М.: Мастерство, 2001. - 272с.
  23. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение в начальной школе. – М.: Феникс, 2003. – 145с.
  24. Уман А.И. Дидактические основы конструирования учителем сценария урока [Текст] / А.И. Уман // Педагогические системы...: сборник / ВГПУ. - Волгоград: Перемена, 2003.
  25. Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей [Текст] / Н. Б. Шумакова // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С.34-43.
  26. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 2008. – 188с.
  27. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2006. - 96с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское